История еврейской общины Азербайджана
На территории современного Азербайджана существуют три еврейские общины: горские евреи, евреи-ашкеназы и грузинские евреи. Наиболее древней является община горских евреев, предки которых, по некоторым данным, появились здесь почти 15 веков назад. Согласно этой версии, после подавления движения маздакитов в Иране (конец V – начало VI вв. н.э.), большая часть поддержавшего их иранского еврейства была выслана на окраину империи, т.е. на территорию современных Северного Азербайджана и Южного Дагестана. Предки горских евреев говорили на юго-западном наречии персидского языка, от которого происходит современный язык горских евреев – джухури, или еврейско-татский. Однако среди самих горских существуют предания, что первые евреи поселились на Восточном Кавказе еще в VIII в. до н.э. во время ассирийского плена.
Первые евреи-ашкеназы прибыли в Баку в XIX в. после присоединения территории Азербайджана к России по Гюлистанскому миру 1813 г. В тот же период в Азербайджане появились и грузинские евреи. Кроме того, с XIX в. здесь проживают иудействующие русские сектанты – субботники и геры.
Начиная с 1870 г., в связи с бурным развитием нефтяной промышленности в Баку резко увеличился приток в Северный Азербайджан евреев из европейской части России. В основном это была интеллигенция: инженеры, врачи, адвокаты, учителя. В 1897 г. в Азербайджане проживал 14 791 еврей.
За годы Советской власти количество проживающих в Азербайджане евреев увеличилось в несколько раз. По официальным данным, к 1970 г. их число выросло до 40 000 человек, однако реальные цифры были еще выше.
После того, как в 1920-х гг. были разгромлены существовавшие в республике сионистские организации, а в ходе репрессий 1930-х гг. уничтожена большая часть горско-еврейской интеллигенции, единственным еврейским институтом в республике остались несколько синагог, существовавших под жестким контролем властей. В 1970-х гг. в Азербайджане развернулась кампания по массовой «татизации», когда многих горских евреев вынуждали записываться татами. Некоторые ширванские евреи – выходцы из городов Варташен (ныне Огуз), Кировабад (ныне Гянджа), Геокчай и др. – записывались в паспортах азербайджанцами. Однако все наблюдатели отмечают, что еврейское население Азербайджана никогда не сталкивалось с какими-либо проявлениями антисемитизма со стороны окружающего населения.
В конце 1980-х гг. началась массовая алия азербайджанских евреев. Не в последнюю очередь она была вызвана нестабильной политической и экономической ситуацией, сложившейся в республике в 1989–1993 гг. С 1989 по 2009 г. из Азербайджана в Израиль эмигрировало около 40 000 человек. В последние годы алия составляет 150 - 200 человек в год. Более 11 000 человек уехали на заработки в Россию, хотя формально продолжают числиться членами еврейской общины Азербайджана.
По сведениям руководителей религиозных общин, в настоящее время на территории Азербайджана проживают около 16 000 евреев, в том числе:
а) горских евреев – около 11 000 человек (6 тыс. – в Баку, 3,6 тыс. – в Кубе (по-азербайджански название этого города звучит как Губа) и 1,3 тыс. человек – в остальных районах страны, главным образом, в городах Сумгаит, Гянджа, Огуз, Геокчай);
б) евреев-ашкеназов – 4,3 тыс. человек (в том числе 3,3 тыс. – в Баку);
в) грузинских евреев – около 600 человек.
Кроме того, в селах Привольное и Кировка живут потомки субботников.
|
|