Мировые новости
Проанализированы еще два документа, иллюстрирующие позицию Пия XII во время Второй мировой войны
04.02.2010, Холокост Ватиканская газета Оссерваторе Романо сообщила об исследованиях итальянского ученого Джузеппе Касаррубеа, проанализировавшего два документа, обнаруженные в английском архиве.
Первый представленный Касаррубеа документ представляет собой краткое сообщение о встрече Пия XII с американским дипломатом Гарольдом Титтменом, датированное 19 октября 1943 г. Эта встреча состоялась только три дня спустя после депортации римских евреев, но в документе нет упоминаний об этой трагедии.
Вместе с тем, это «молчание Папы», скорее, свидетельствует о желании Святого Отца сохранить мир в «вечном городе». Кардинал Акилле Сильвестрини, бывший префект Конгрегации Восточных Церквей, который работал в дипломатической службе Пия XII в 1953 г., заявил в своем интервью итальянской газете Ла Стампа, что хотя Папа не поднял свой голос в связи с депортацией евреев, он посвятил себя конкретным действиям. В этом интервью, которое было процитировано в Оссерваторе Романо, кардинал отметил, что любая открытая акция Святого Отца в пользу евреев тут же привела бы к резкому обострению его отношений с немцами. Понтифик был озабочен тем, чтобы немецкие войска, находившиеся в Риме, не проявляли агрессии, относились с уважением к священному статусу «вечного города».
«Все это отнюдь не было выбором против евреев. Как раз наоборот. Только следование правилам благоразумия позволяло реально спасать как евреев, так и других преследуемых. В то же время любой жест протеста или открытого несогласия на самом деле был бы контрпродуктивен», – говорится в опубликованной в Оссерваторе Романо статье.
«Между тем, Папа Пий XII мобилизовал католические приходы и церковные учреждения, побуждая их укрывать как можно большее число евреев. В этих условиях его явный протест причинил бы больше вреда, чем пользы», — отметил Сильвестрини. По словам кардинала, Пий XII был прекрасно осведомлен о положении дел в Германии: ведь он был посланником в Мюнхене и Берлине с 1917 по 1929 г. А потому нацизм был известен ему не понаслышке.
Другой документ – это письмо от 10 ноября 1944 г., в котором упоминается диалог между Пием XII и английским послом Фрэнсисом Д’Арки Осборном по поводу недавних массовых убийств евреев в Венгрии. Осборн желал предать случившееся огласке. В ответ Святой Отец заметил, что в Апостольскую Столицу непрерывным потоком идут сообщения о сталинских зверствах в Прибалтике и Польше. Однако в этом случае посол рекомендовал хранить молчание, чтобы не волновать общественное мнение западных держав, находившихся в то время в союзе со Сталиным. В итоге, Пий XII предпочел благоразумно промолчать в обоих случаях.
В этой связи Сильвестрини пояснил, что Святой Отец помнил о том, что недавно произошло в Голландии, и не хотел, чтобы подобные вещи повторились (Ред.: В Голландии депортации с целью последующего уничтожения подверглись евреи, не исповедующие христианства. Католический епископат этой страны выступил с решительным протестом. В итоге, размах антиеврейских репрессий не только не уменьшился, но увеличился: теперь уничтожению подлежали и евреи, принявшие христианство). Епископат Голландии выступил с посланием, в котором осуждались «жестокие и беззаконные меры против евреев». Оно было зачитано публично во всех католических храмах этой страны в июле 1942 г. Намерения его авторов были самыми благородными, а вот последствия их акции – самыми пагубными. Как раз в той стране, в которой священники публично осудили преследование евреев и сделали это в наиболее резкой форме, масштабы гонений были большими, чем где-либо еще в Западной Европе. «Перед лицом Шоа хранили молчание все партнеры по антигитлеровской коалиции. Почему же теперь один только Пий XII привлечен к ответу, в то время как об остальных не вспоминают?» — подвел итог кардинал Сильвестрини.
sibcatholic.ru
Наверх
|
|