Мировые новости
Подневольные рабочие на заводе Daimler в Минске, 1942 год
|
Выставка в Берлине: «Немцы, принудительный труд и война»
03.10.2010, Холокост «Немцы, принудительный труд и война» – так называется выставка, которая открылась 28 сентября в Еврейском музее Берлина. В течение трех месяцев она будет открыта для жителей и гостей германской столицы. А с января будущего года выставка отправится по столицам других европейских стран и в Северную Америку. В центре внимания выставки – люди, выполнявшие принудительные работы в Германии или на оккупированной ею территории.
Государственное преступление
На пожелтевшей фотографии двое мужчин держат в руках транспарант «Колонна Грюншпан учится работать». На заднем фоне по стойке «смирно» дюжина рабочих с мотыгами и лопатами на плечах. Евреи в Германии или на оккупированных территориях были первыми жертвами нацистской системы принудительного труда. В обществе их открыто оскорбляли и презирали, как тунеядцев. Верхом цинизма были надписи над воротами концентрационных лагерей «Труд освобождает».
Более 20 миллионов мужчин, женщин и детей почти из всех стран Европы были угнаны в Германию для принудительных работ или выполняли их на оккупированных ею территориях. Руководитель выставки Фолькхард Книгге (Volkhard Knigge), который одновременно является и директором музея Бухенвальда, говоря о системе принудительного труда во времена национал-социализма, называет ее не иначе как «государственным преступлением».
Принудительный труд, по словам Фолькхарда Книгге, использовался в Германии с 1941 года повсеместно, от подсобной рабочей силы в семьях до работников в сельском хозяйстве, на промышленных предприятиях и даже в церковных общинах.
Документы свидетельствуют
Систему принудительного труда во времена национал-социализма наглядно иллюстрируют около одной тысячи экспонатов выставки: фотографии, письма, архивные звукозаписи и документальные кинокадры. Доносы на евреев и цыган, оскорбления подневольных рабочих были обычными явлениями повседневности. «Так как подневольных рабочих в Германии можно было встретить повсюду, каждый немец должен был сам для себя принять решение, как к ним относиться: с долей сочувствия или с человеконенавистническими критериями расистской идеологии», – подчеркивает Фолькхард Книгге.
Посетители выставки могут послушать озвученные письменные воспоминания самих подневольных рабочих. Например, француза Жака Леперка, который будучи двадцатилетним парнем, выполнял принудительные работы на одном из автомобилестроительных заводов BMW в катастрофических с точки зрения медицины и гигиены условиях. Вот цитата из его воспоминаний: «В бараке, в котором меня поселили, был жуткий холод. Я работал по двенадцать часов в день, работа была посменной – неделя в день, вторая – в ночь. Мы жили в холоде, голоде и страхе.»
Историки работали в архивах Европы, Израиля и США
Несмотря на тяжелую болезнь, Жаку Леперку все же удалось выжить. «Этой выставкой мы хотели отдать дань уважения и тем подневольным рабочим, которые, несмотря на все трудности, остались живы», – подчеркивает руководитель выставки Фолькхард Книгге. Благодаря документам экспозиции можно проследить за тем, как сложились судьбы некоторых из этих людей после войны.
Историки работали в частных и государственных архивах многих стран, большей частью в Европе, но и в Израиле и США. Организаторы выставки были удивлены, как много сохранилось фотографий тех лет. Они дают возможность лучше представить себе жизнь и страдания подневольных рабочих во времена нацистской Германии.
Выставка из Берлина отправится в Варшаву
Польский историк Мариан Турский (Marian Turski), переживший варшавское гетто, а также два концентрационных лагеря Освенцим и Бухенвальд, удивлен результатам многолетней работы своих коллег: «Это очень серьезная, умная и заботливо подготовленная выставка. Здесь нет никакой пропаганды, экспонаты отобраны знающими свое дело историками. Я рад, что выставка пройдет и на моей родине – Польше», – подчеркивает Мариан Турский.
В январе 2011 года выставка из Берлина отправится в Варшаву. Организаторы надеются, что интерес к ней проявят и республики бывшего СССР, в котором к возвращавшимся на родину подневольным рабочим часто относились, как к предателям родины. К проведению выставки в других странах ее организаторы хорошо подготовлены. Авторы позаботились о том, чтобы материалы были представлены на немецком, английском, русском, польском и французском языках.
В истории принудительного труда еще не поставлена точка
Более полувека понадобилось германскому государству и промышленным кругам для того, чтобы под давлением мировой общественности принять решение о выплате компенсаций жертвам подневольного труда. Куратор выставки Йенс-Кристиан Вагнер (Jens-Christian Wagner) называет решение не иначе как «ограниченной справедливостью». По его словам, гуманитарная помощь для оставшихся в живых подневольных рабочих слишком запоздала.
«Компенсационные выплаты начались в то время, когда 80 процентов людей, работавших в Германии, уже умерли». Йенс-Кристиан Вагнер считает, что большие группы подневольных работников вообще остались без компенсаций. К ним относятся советские военнопленные и интернированные итальянские военнослужащие.
В истории принудительного труда германского национал-социализма еще не поставлена точка, считает Йенс-Кристиан Вагнер. По его словам, в архивах хранится немало документов, которые историкам еще предстоит изучить.
Марсель Фюрстенау / Виктор Вайц
dw-world.de
Наверх
|