Все дети любят спрашивать родителей об их детстве; все родители любят о своем детстве рассказывать. В Музее истории евреев в России говорят не просто о детстве, но о еврейском детстве: как это было сначала в империи, потом – в советской стране. Подход в музее научный – современная гуманитарная традиция считает важным искать и слышать тихие голоса детей и женщин. Потому что без них история неполная и неправдивая. А еврейское детство – еще и подходящий повод взглянуть на историю страны с непривычной стороны, пишет сайт
booknik.ru.
О детстве музей разговаривает с нами двумя способами: во-первых, есть экспозиция, состоящая из предметов, непосредственно связанных с детьми в традиционной еврейской семье, а во-вторых, проводятся специальные экскурсии для детей.
По словам заместителя директора по науке Музея истории евреев в России Марии Каспиной, сейчас информацию о еврейском детстве из первых рук можно получить в некоторых частях Украины и Молдавии, присоединенных к СССР в 1940 году и во время Второй мировой войны оказавшихся в зоне румынской, а не немецкой оккупации. Под румынами тоже было несладко, но там выжило гораздо больше евреев. Потом традиционного еврейского детства уже не было.
В этих местах еще живы те, кто родился в 20–30-е, пережил войну, и кто на Симхат Тору ходил с флажками, красными яблоками и свечками. Такой флажок – непременный атрибут еврейского детства, как и маленькие стаканчики на Песах. Из них выпивали положенные четыре бокала вина, но в детской дозировке. Дети из семей почтенных хасидских праведников могли получить атрибут мудрости и высокого положения в обществе – штраймл, меховую шляпу. Такая детская вещь – большая редкость.
Понятно, что и Музей истории евреев в России, и его экскурсоводы обращаются не только к евреям, жаждущим национальной самоидентификации. Название музея говорит за себя. Это не гетто, куда не пускали чужаков. Музей создан и открыт для всех, кто позвонит в его дверь.