Кембриджский и Оксфордский университеты объявили на минувшей неделе о намерении объединить усилия с целью приобретения коллекции Льюса-Гибсона, в которую входят редкие еврейские документы, извлеченные более столетия назад из Каирской генизы, пишет
Jewish.ru.
В Кембридже и Оксфорде рассчитывают, что документы смогут послужить делу науки, а не осядут мертвым грузом в частных коллекциях.
Коллекция состоит примерно из 1700 документов на арабском языке и иврите, созданных в период IX-XIX веков. В начале XX столетия экспедиция во главе с известным еврейским ученым Соломоном Шехтером обнаружила генизу в древнем городе Фустат, расположенном в черте современного Каира, и перевезла часть хранившихся в ней документов в Британию.
«Все исследователи признают, что документы, собранные в генизе, являются бесценными источниками по социальной, экономической, культурной, религиозной истории средиземноморского общества эпохи Средневековья», – отметил представитель Кембриджского университета Стюарт Робертс.
Генизой в еврейской традиции называют хранилище старых книг и документов, которые не могут быть выброшены по религиозным причинам. Согласно нормам иудаизма, тексты из Торы и документы, содержащие имя Б-га, не могут быть выброшены, подобно обычному хламу.
Ценнейшим документом, входящим в коллекцию Льюса-Гибсона, является рукопись комментариев Рамбама к Мишне.
«Кембриджу и Оксфорду представился уникальный шанс совместно приобрести уникальную коллекцию Льюса-Гибсона. Объединив усилия, мы сможем быстрее оцифровать рукописи и ввести их в научный оборот», – отметила доктор Сара Томас из библиотеки Оксфордского университета.
«Мы чрезвычайно рады тому факту, что Оксфордский и Кембриджский университеты приступят к совместной работе над документами из Каирской генизы, – отметила председатель Союза египетских евреев Израиля Левана Замир. – Многие другие документы, извлеченные из генизы, все еще остаются в Египте, но тамошние власти не прилагают никаких усилий по их сохранению. При этом Верховный совет по древностям настаивает, что документы эти должны остаться в Египте. Если бы там хотя бы заботились о них, все это было бы не так страшно. Но в один прекрасный день уникальные документы могут превратиться в пыль».