66% израильтян уверены, что самая главная святыня еврейского народа – это Стена Плача. Только 29% считают, что это звание носит Храмовая гора. Таковы данные опроса, проведенного по заказу фонда «Наследие независимости Израиля».
Опрос был проведен в преддверии 9-го ава – национального дня траура еврейского народа. Считается, что именно в этот день были разрушены и Первый, и Второй храмы. В опросе приняло участие 523 представителя взрослого еврейского населения страны, пишет
9tv.co.il.
66% опрошенных считают Стену Плача более святым местом, чем Храмовая гора. 29% отдает предпочтение вершине горы, на которой когда-то стоял иудейский Храм, а 2% уверены, что главная святыня Израиля – это пещера Махпела в Хевроне, где похоронены праотцы и праматери еврейского народа. Еще 2% считают главной святыней могилу раввина Шимона Бар-Йохая, а 1% – могилу праматери Рахели в Вифлееме.
Среди верующих участников опроса статистика несколько отличается. Храмовую гору в качестве самого святого места для еврейского народа признает 54% ультраортодоксов. Если светские посещают Стену Плача один раз в несколько лет, то религиозные – несколько раз в год.
49% опрошенных считают, что посещать святые места просто необходимо, однако 40% не видят в этом никакого смысла. Интересно, что чем выше степень религиозности участников опроса, тем меньше они готовы посещать святыни: есть галахический запрет на злоупотребление приближением к святым местам.
45% считают, что возводить заново Храм на горе не надо, и только 30% готовы восстановить святыню. Однако 48% опрошенных отмечают, что при этом необходимо разрешить на Храмовой горе отправление иудейских религиозных обрядов. 35% с этим не согласны и считают существующий запрет на молитву евреев на Храмовой горе правильным.
40% уверены, что этот запрет – следствие бессилия полиции и нежелания противостоять агрессии мусульман, 36% не разделяют этого мнения, считая, что полиция просто следит за соблюдением закона.
Какой же выход видят для себя израильтяне в сложившейся ситуации? 59% поддерживают идею о проведении обрядов на вершине Храмовой горы в специально отведенных местах и в разное время для представителей разных религий, так же, как это сделано в пещере Махпела.