На ближайшем заседании правительства, которое должно состояться в воскресенье, 14 сентября, правительство намерено одобрить законопроект о реформе гиюра («Хок ха-гиюр»).
Как говорится в сообщении, которое было опубликовано газетой «Исраэль ха-йом», этот вопрос может считаться решенным после того, как глава правительства решил поддержать новый закон в ходе вчерашней встречи с министром юстиции Ципи Ливни и министром экономики Нафтали Беннетом, который является лидером религиозно-сионистской партии «Еврейский дом».
19 марта парламентская комиссия по вопросам законодательства большинством голосов (7 «за» и 4 против) одобрила, во втором и третьем чтениях, законопроект депутата о Элазара Штерна (Ха-Тнуа) о децентрализации процесса перехода в иудаизм (гиюр).
Новый закон предусматривает предоставление права городским раввинским судам проводить курсы подготовки гиюру и принимать окончательное решение вопросу о том, готов ли нееврей-гражданин Израиль войти в иудейскую общину.
Одобрение нового закона в парламентской комиссии стало возможным благодаря его поддержке со стороны депутатов от партии Авода, что вызвало крайнее раздражение у раввина Эли Ишая (ШАС).
«Те, кто подержал новый закон о гиюре, навлекли на себя такой же позор, как и партии, поддержавшие закон о равном армейском призыве», – заявил Ишай, хотя ранее харедим всерьез размышляли о заключении союза с Рабочей партией по различным политическим вопросам.
Новый законопроект встретил резкое противодействие у главных раввинов Израиля. В своем письме на имя главы правительства главный сефардский раввин («Ришон ле-Цион») Ихцак Йосеф, в частности, отметил: «Новый закон не только нанесет большой ущерб авторитету главного раввината Израиля и существующей системе государственного гиюра.
Пострадают, прежде всего, сами геры, которых большинство религиозных людей будут считать «евреями второго сорта». Повысится опасность появления «рынка гиюра» и, соответственно, само понятие «гер» потеряет смысл. Последствия этого решения могут быть непредсказуемыми для будущего всего еврейского народа».
Корреспондент
«Курсора» попросил прокомментировать новый закон о гиюре руководителя Сдеротского филиала ХАБАДа, раввина Моше-Зеэва Пизема, который неоднократно помогал желающим пройти гиюр, приглашая их на субботние и праздничные трапезы в свой дом, и разъясняя смысл законов иудаизма.
«Прежде всего, не нужно создавать такой ажиотаж вокруг проблемы гиюра. Еврейская традиция уважительно относится ко всем людям, как к творениям Всевышнего. Более того, неевреев, соблюдающих семь заповедей потомков Ноя, то есть основные законы единобожия и человеческой порядочности, иудаизм называет «праведниками народов мира» и для этого им не нужно, как того требует «Яд Вашем», рисковать жизнью, спасая евреев от гибели.
Переход в иудаизм – это, прежде всего, полное изменение образа жизни любого человека, и, безусловно, самый важный шаг в жизни нееврея. Здесь недопустима какая-либо спешка и разнобой во мнениях.
Сегодняшняя система государственного гиюра далеко не идеальна, и, особенно, так называемый армейский гиюр, который вызывает очень много вопросов. Но сейчас, по крайней мере, есть единые требования и подход гиюру, а раввины-судьи (даяны), входящие в специализированные раввинские суды – это очень квалифицированные и авторитетные люди, некоторых из них я знаю лично.
Кроме того, эти даяны специализируются по вопросам принятия гиюра уже полтора десятка лет и приобрели большой опыт в этом вопросе. Раввин Йосеф совершенно прав – в результате принятия нового закона пострадают, прежде всего, сами геры, причем самые честные из них.
Большинство религиозных людей будут считать их «евреями второго сорта» только потому, что они прошли гиюр сомнительным образом и потому я считаю, что новый закон о гиюре расколет еврейский народ», – заявил раввин Пизем.