Мировые новости
Фото Bild-Kunst, Bonn 2022
|
Война глазами Марка Шагала
07.11.2022, Культура В выставочном зале Schirn во Франкфурте-на-Майне открылась уникальная выставка произведений Марка Шагала, в наши дни актуальных как никогда.
Сегодня местечко, где в обычной еврейской семье родился Моисей Хацкелевич Шагал, – это район Витебска. В далеком 1887 году – Российская империя, сейчас – Беларусь. Когда Шагал в 1923 году навсегда покинул родину (на тот момент – уже советскую) и уехал во Францию, он очень хотел, чтобы его считали французским художником, однако чаще всего его там называли «русским». После того, как Францию оккупировали нацисты, он на пару лет перебрался в Америку, где тоже плодотворно трудился и где сегодня в самых разных музеях можно увидеть множество его работ.
«Марк Шагал – интернациональный художник, на творчество которого на протяжении всей его жизни огромное влияние оказывали еврейская культура и тот факт, что родился он в Российской империи», – уверен Себастьян Баден (Sebastian Baden), директор выставочного зала Schirn во Франкфурте-на-Майне, где сегодня открылась для публики выставка «Шагал. Мир в смятении»/»Chagall. Welt in Aufruhr».
Первая выставка Шагала во Франкфурте состоялась 30 лет назад – в 1991 году. И это был фурор! Она называлась «Русские годы. 1907 – 1922» и целиком была посвящена творчеству художника в период до его отъезда во Францию. В то время эти картины на Западе знали только по репродукциям, тем приятнее было личное знакомство, ставшее возможным только после того, как закончилась холодная война, мир стал более открытым и появилась возможность привезти эти произведения в Германию.
Нынешняя экспозиция охватывает период с 1930-го по 1948 годы. И это – совсем не тот Марк Шагал, к которому большинство из нас привыкли. Это Шагал, который предчувствует недоброе и рисует бросившего скрипку одинокого еврея (см. заглавное фото), синагогу в Вильнюсе и Стену Плача в Иерусалиме. Ощущение, будто художнику хочется увековечить то, чему угрожает опасность. Погромы были и во времена его детства в России, что у ж говорить о жестоких временах революции и гражданской войны, однако новые проявления антисемитизма в Европе, особенно участившиеся в середине 1930-х, явно пугали художника и не оставляли надежды на счастливый исход.
Темой картин становится не жизнь, полная любви, а смерть: преследование, изгнание, уничтожение. Как отмечает Себастьян Баден, в этих картинах можно значительно чаще наблюдать темные тона, да и в целом их настроение – более мрачное, тревожное.
Марк Шагал – чуть ли не самый растиражированный художник прошлого века, чьи герои смотрят на нас с открыток, бумажных салфеток, зонтиков и очешников. Его картины обладают уникальной способностью погружать в жизнерадостное настроение и заставляют испытывать счастье при их созерцании... Но не полотна, написанные перед войной и во время войны.
Главное полотно актуальной экспозиции во Франкфурте – «Падение ангела». Шагал работал над его созданием много лет. Первые эскизы датированы 1923 годом, последующие – 1933-м, финальная версия была написана в 1947 году. В окончательном варианте ангел обретает женские очертания, его рот широко раскрыт, он в ужасе от того, что видит внизу – на Земле.
Все, что было мило сердцу художника, уничтожено. После Второй мировой войны не осталось в Европе еврейских кварталов, почти никто не говорит на идише...
Марк Шагал прожил почти 100 лет, несмотря на очень непростую судьбу. Он не примкнул ни к одному политическому или художественному объединению, его невозможно причислить к какому-либо направлению в искусстве. Для большинства он – эмоциональный, жизнерадостный, яркий художник, немного наивный, иногда с детским взглядом на мир. Но выставка во Франкфурте выводит на передний план еще одну очень важную его роль: в своих произведениях разных лет Марк Шагал сохранил жизнь еврейского квартала – ту, которая утрачена навсегда.
dw.com
Наверх
|
|