Исследование еврейско-караимского наследия в Крыму: конфликт или сохранение общей истории?
рус   |   eng
Найти
Вход   Регистрация
Помощь |  RSS |  Подписка
Новости региона Читальный зал
    Мировые новости Наша деятельность
    Комментарии и анализ
      Мониторинг ксенофобии Контакты
        Наиболее важные новости

          Комментарии и анализ

          Исследование еврейско-караимского наследия в Крыму: конфликт или сохранение общей истории?

          Мацева (надгробие) с ивритской надписью
          в Чуфут-Кале

          Исследование еврейско-караимского наследия в Крыму: конфликт или сохранение общей истории?

          30.09.2009, Общины Евразии

          3 августа ассоциация крымских караимов «Крымкарайлар» и Духовное управление караимов Украины выступили против исследования зарубежными экспедициями расположенного под Бахчисараем родового караимского кладбища.

          Председатель ассоциации «Крымкарайлар» Владимир Ормели высказал мнение, что все эти экспедиции проводятся с одной целью – приписать его народу «чуждую ему религию и этническое происхождение». По словам главы ассоциации, все объяснения членов экспедиции о том, что они занимаются наукой, «не лезут ни в какие ворота». «Потому что, если человек занимается наукой, он сначала идет к тем людям, которые представляют этот этнос, спрашивает, интересуется, а у них есть готовые выводы, под которые они все подгоняют. Сами понимаете, это уже не наука», – заметил Ормели.

          Напомним, что общественные организации национальных меньшинств призваны заниматься сохранением и возрождением национальной культуры. Но это не предполагает приватизации права на истину в последней инстанции, когда речь идет о научной концепции истории народа, который они представляют. Конфликт длится уже более десяти лет.

          В сухом остатке, с одной стороны – научное исследование памятника мирового значения, с другой – полное неприятие сделанного исследователями, обвинения в вандализме, неуважении к национальным традициям. Мы попробуем разобраться в этом вопросе, предоставив слово всем, кто захочет выступить с обоснованной позицией.

          Наш первый разговор с Артемом Федорчуком – директором Международного центра еврейского образования и полевых исследований (Израиль).

          — Основой конфликта вокруг некрополя Чуфут-Кале является, прежде всего, активное нежелание крымских караимов быть идентифицированными как евреи. История этого вопроса отражена в научных изысканиях и дискуссиях. Расскажите о них.

          — Некрополь Чуфут-Кале является уникальным памятником мировой истории и культуры не только караимской и не только еврейской, хотя и той, и другой он безусловно принадлежит. На протяжении последних 150 лет исследования караимского некрополя служили поводом для многочисленных дискуссий как в научной среде, так и в публицистике.

          Исследование кладбища начал в середине XIX в. великий, и я подчеркиваю это слово, великий караимский собиратель древностей Авраам Фиркович, человек, который, по сути, был первым, кто начал коллекционировать еврейские рукописи. Его коллекция, хранящаяся сегодня в Российской национальной библиотеке в Санкт-Петербурге, не имеет аналогов. Это крупнейшая и важнейшая коллекция еврейских рукописей в мире, собранная, по сути, одним человеком за 35 лет невероятного труда.
          Кроме того, Авраам Фиркович был практически первым человеком, начавшим изучать еврейские кладбища как памятники истории и культуры, как исторический источник.

          С другой стороны, и этот факт невозможно обойти, Авраам Фиркович, преследуя в значительной степени чрезвычайно благородные цели облегчения положения караимской общины Крыма, использовал в своей работе методы, которые нам, с точки зрения современной академической науки, представляются некорректными.

          Он подправлял источники, не устраивавшие его, сочинил значительное количество приписок к найденным им древним рукописям, сами же рукописи, и это нужно подчеркнуть, он не подделывал никогда. Кроме того, изменяя одну или несколько букв, добавляя несколько слов, он удревнил около 200 надгробий на чуфут-калинском кладбище и порядка нескольких десятков на мангупском.

          На протяжении полутора столетий вокруг находок и открытий Фирковича продолжались непрерывные дискуссии, инициированные отцами и создателями российской гебраистики Даниилом Хвольсоном и Авраамом Гаркави. Они продолжались до 1917 г. и после длительного перерыва возобновились в наше время.
          Параллельно с этим происходил, во многом благодаря открытиям Фирковича, достаточно уникальный процесс деиудеизации восточноевропейской караимской общины. При этом важно заметить, что Фиркович как раз никогда не утверждал, что караимы – не евреи. Для него они всегда оставались евреями, только «более правильными, более древними», нежели раббаниты, исповедующими «чистый иудаизм», не замутненный позднейшими искажениями, которые принесли раббаниты посредством Талмуда.

          Задача Фирковича состояла в том, чтобы доказать, что предки караимов пришли в Крым до христианской эры и таким образом караимы не причастны к распятию Иисуса, т.е. на них не должно распространяться основное обвинение, возводившееся на евреев в христианском мире. И Фиркович добился своей цели: еще при его жизни караимы были официально уравнены в правах с православным населением Российской империи.

          Дальнейшие поколения деятелей караимского национального возрождения, в первую очередь, Серая Мордехаевич (Сергей Маркович) Шапшал, пошли дальше и стали доказывать, что караимы вообще не имеют отношения к евреям, что они являются потомками хазар. Эта версия была вначале выдвинута российскими востоковедами. Первым, кто предположил связь между хазарами и крымскими караимами, был Василий Григорьев, выдающийся российский востоковед. В дальнейшем теории Шапшала оказались для крымских караимов спасительными. Они не были уничтожены в годы Катастрофы восточноевропейского еврейства. Таким образом, одним из результатов теории Фирковича, хотя он не мог этого предполагать, стало то, что крымская караимская община была спасена.

          В независимой Украине процесс деиудеизации также продолжился. К сожалению, несколько общественных организаций, в первую очередь, ассоциация «Крымкарайлар», взяли на себя функцию представления национальных интересов всех караимов.

          Ассоциация проводит значительную работу, выпускает большое количество книг, другое дело, что их научный уровень, к сожалению, в основном не выдерживает никакой критики, так как авторы не являются профессиональными историками, а их изыскания по истории караимов к исторической реальности имеют мало отношения.

          В то же время ассоциация настаивает на том, что, например, некрополь Чуфут-Кале, принадлежит им и только им, и что кроме них никто не имеет права туда заходить, читать надписи или проводить другие научные изыскания.

          Вместе с тем кладбище разрушается катастрофическими темпами: там разводят костры, жарят шашлыки на детских надгробиях. Каждый год мы видим новые следы чудовищного варварства. Кроме того, к сожалению, реставрационные работы, которые проводятся у входа на кладбище в последние годы, тоже приводят к тому, что часть надгробий повреждается или гибнет.

          (От редакции: Ремзи Ильясов, председатель Постоянной комиссии Верховной Рады АРК по межнациональным отношениям и проблемам депортированных граждан, предложил на заседании Комиссии предусмотреть 560 тыс. грн. на проведение реконструкции объектов историко-культурного наследия, в том числе Чуфут-Кале. Однако в связи со сложной экономической ситуацией в стране вопрос решили отложить на неопределенное время).

          — Суть вашего научного проекта состоит в том, чтобы сохранить для вечности этот выдающийся исторический, подчеркиваем, памятник. Как именно?

          — Единственный способ спасти для потомства уникальные памятники, находящиеся на кладбище Чуфут-Кале – это полное документирование и каталогизация кладбища. Т.е. фотографическое фиксирование всех надгробий и эпитафий, переписывание, расшифровка и составление полного каталога кладбища.

          Эта задача, о которой грезили многие поколения гебраистов в России и в Украине, еще 15 лет назад казалась совершенно невыполнимой. Размеры кладбища действительно огромны: там имеется порядка 7 тыс. надгробных камней (мацев), из которых 3400 имеют эпитафии.

          Начиная с 70-х гг., на кладбище работали питерские востоковеды и покойный ныне грузинский востоковед и гебраист Нисан Бабаликашвили, и только с 90-х гг. появилась возможность начать планомерные работы по описанию кладбища. В 1997 г. состоялась большая экспедиция, организованная иерусалимским институтом Бен-Цви по исследованию восточного еврейства, которая, однако, столкнулась с чрезвычайно агрессивным сопротивлением представителей ассоциации «Крымкарайлар».

          — Эта экспедиция имела разрешение на проведение работ, существовали ли договоренности с соответствующими органами АРК? Ведь колоссальный научный проект оказывается под угрозой в результате самодеятельности, пусть даже в благих целях.

          — Действительно были достигнуты договоренности и с Комитетом по охране памятников АРК и с Бахчисарайским государственным историко-культурным заповедником. Но, к сожалению, все эти договоренности не имели никакого значения для представителей ассоциации «Крымкарайлар», которая насильственно препятствовала работе. Значительная часть времени, отпущенного на экспедицию, ушла на бесплодные и бессмысленные переговоры с представителями ассоциации.

          Результаты большой работы, проделанной этой и последующими экспедициями, наконец отражены в объемной книге «Памятники еврейско-караимского кладбища Чуфут-Кале, Крым», выпущенной в ноябре 2008 г. институтом Бен-Цви в сотрудничестве с Международным центром еврейского образования и полевых исследований.

          — И что дальше?

          — После 1997 г. ассоциация «Крымкарайлар» развернула массированную кампанию противостояния нашим исследованиям. В 2003 г. наконец появилась возможность организовать масштабную экспедицию по описанию кладбища. Это стало возможным, в частности, благодаря тому, что на территории бывшего Советского Союза стало активно развиваться еврейское образование, сформировалось поколение молодых людей, владеющих ивритом и необходимыми навыками для научной работы.

          Мы вновь попытались договариваться с караимами, заповедником, государственными органами не только Крыма, но и Украины, но вмешательство «Крымкарайлар» затормозило этот процесс. Мы предлагали председателю ассоциации Владимиру Ормели сотрудничество, он от него отказался, сообщив, что они сами сделают все. Это было пять лет назад. После этого мы оказались перед выбором: либо посвятить еще несколько лет попыткам переговоров с людьми, которые, к сожалению, недоговороспособны, вместо того чтобы вместе делать работу огромной важности на стремительно разрушающемся памятнике, либо работать. Мы выбрали второй путь.

          И хотя нас пытаются обвинять в противозаконных действиях, мы никогда не производили никаких раскопок на кладбище. Напомню, что и по еврейской традиции проводить раскопки на кладбищах недопустимо. Мы проводили работы, не требующие официальных разрешений: переписывали и расшифровывали надписи, фотографировали надгробия.

          К 2006 г. был собран полный корпус данных, и следующие два года проводилась редактура и сверка на месте отдельных текстов и дофотографирование. В прошлом году полевая работа была завершена, и в настоящее время практически готов электронный каталог кладбища Чуфут-Кале, каталог, не имеющий аналогов в мире; ведется работа над созданием печатного варианта каталога.

          — И все же, несмотря на очевидный научный подход к изучению исторического памятника, вы работаете в атмосфере перманентного конфликта.

          — За эти годы были ситуации, когда на кладбище приходили люди не вполне мирного вида и спрашивали, что мы здесь делаем. Иногда, для того чтобы продолжать работу, мы придумывали полуправдивые версии. Мы говорили, что все наши студенты – студенты украинских вузов, занимающиеся исследованием изобразительных символов и т.д., не знающие иврита, а изучающие кладбище как художественный феномен.
          В этом году мы не проводили никаких исследовательских работ, только учебные экскурсии для наших студентов, в ходе которых они получали учебные задания – делали зарисовки и проводили замеры памятников. И даже в этой ситуации нас пытались выдавить с кладбища. Потом была вызвана милиция, правда, не обнаружившая ничего противозаконного. После того, как уехала милиция (и об этом, кстати, не говорится в публикациях, организованных ассоциацией), на трех машинах приехали молодые люди с длинными деревянными кольями в руках и попытались навязать нам «диалог», от которого мы благоразумно уклонились. Это суть нынешнего инцидента.

          — Караимы проживают на территории бывшего Советского Союза в трех местах – в Крыму, в Галиче и Тракае. Сохранились ли там караимы и их кладбища?

          — В Галиче оставались две караимки преклонного возраста. В Луцке жила одна пожилая дама, но она тоже скончалась несколько лет назад. Т.е., галицкая и луцкая община практически исчезли.
          В Галиче существует караимское кладбище. Оно полностью описано – каталог издан в 2000 г. Руководителем этого уникального проекта был Иван Юрченко, создатель музея караимской истории и культуры г. Галича.
          Совершенно замечательное кладбище в Тракае в основном описано. Несколько лет назад в журнале «Пеамим» была опубликована солидная статья, где приведено большое количество надгробных надписей. Среди старых караимских кладбищ помимо Крыма – эти единственные.

          — Скажите, пожалуйста, те, кто занимался исследованием этих кладбищ,
          тоже имели подобные конфликты с общественными караимскими организациями?

          — Одна история была несколько лет назад в Тракае. Но она объяснялась действительно некоторым легкомыслием организаторов, которые пошли на кладбище с группой студентов, начали показывать памятники, очищать их и т.д., не поставив в известность руководство тракайского музея. В то время там была миссия ЮНЕСКО, осматривавшая заповедник. В общем произошел скандал, сопровождавшийся возмущенными письмами караимских общественных организаций. Но этот случай единственный. В Галиче проблем никогда не возникало, как раз наоборот. Галич вошел в состав Украины значительно позже, и там еще несколько лет назад жили люди, которые помнили, как все было на самом деле. Они помогали исследователям, передавали свои архивы и т.д.

          Замечу, что в самом караимском движении происходит борьба различных группировок. Наряду с членами ассоциации «Крымкарайлар» есть караимы, придерживающиеся менее радикальных взглядов. Понятно, что процесс ассимиляции неотвратим, а людей, которые пытаются хранить караимские традиции, единицы. Последние годы время от времени проходят встречи, конференции, на которых лидеры разных караимских движений пытаются выработать общие подходы, но всегда громче других звучит именно голос радикалов.
          — А вам не кажется, что недоработки организаторов экспедиций вольно или невольно способствуют радикализации поведения караимских лидеров?

          — Видимо, да, но еще раз повторяю, мы были бы рады работать вместе с караимами. И среди наших коллег есть замечательные люди, имеющие караимскую кровь и караимские фамилии. Однако перед нами всегда стоял выбор – либо ничего не делать и продолжать годами вести бессмысленные разговоры ни о чем, либо работать так, как получается. Мне представляется, что проделанная нами работа значительно важнее, чем уязвленная гордость нескольких человек, считающих себя выразителями национального самосознания восточноевропейских караимов и обладателями права распоряжаться памятником культуры мирового значения, который согласно официальной идеологической концепции крымских караимов является для них святыней не потому что там похоронены их предки, а потому что там растут так называемые «священные дубы». Я никогда не выступал сторонником конфликтов с караимами, мы всячески старались уходить от них.

          — И все-таки, не пытаясь оскорбить ничьи национальные чувства, хотим развести несколько аспектов – национальное сознание караимов, позиция руководителей их, заметим, общественных организаций, и исследовательский проект ученых.

          — Я еще раз повторяю, что пять лет назад, когда мы начинали работу, то всячески пытались пригласить представителей ассоциации «Крымкарайлар» к сотрудничеству. Они отказались. И оказались абсолютно недоговороспособны. Мы готовы продолжать диалог. В этом году, общаясь на кладбище с представительницами ассоциации, я задал им один вопрос: «Почему вы, чьи предки лежат на этом кладбище, не интересуетесь могилами хотя бы своих прямых предков?».

          Ответа так и не получил. Но это их личное дело.
          Не личное состоит в том, что не может одна общественная организация, как бы она себя не называла, узурпировать все права на уникальный памятник мировой истории и культуры, в том числе и еврейской. Потому что если нынешние крымские караимы или часть из них по тем или иным причинам не хотят считать себя евреями, это их полное право. Они ими не являются. В скобках замечу, что согласно закону о возвращении Государства Израиль восточноевропейские караимы имеют право на репатриацию, и мы знаем ряд случаев, когда люди, живя в Крыму, выступали в качестве активистов национального движения крымских караимов, а после этого совершали алию в Израиль, где их точка зрения кардинально менялась: они начинали выпускать книжки с призывом к своим собратьям отказаться от язычества и вернутся к вере отцов и так далее.

          Так вот, если караимы не хотят считать себя евреями, это их абсолютное право. Проблема только в том, что из того, что они не хотят считать себя евреями, совершенно не следует, что евреями не считали себя их предки, могилы которых находятся на кладбище в Чуфут-Кале.

          Кладбище в Чуфут-Кале действительно уникальный памятник в том числе и еврейской истории. Скажу для примера, что реально древнейшие надгробия датируются 1364 и 1387 гг., а само кладбище функционировало непрерывно на протяжении почти шести столетий. На Мангупе древнейшие надписи относятся к середине XV в., на всей остальной территории Украины самое древнее еврейское надгробие в городе Буске датируется 1520–1521 гг., т. е., это уже другая эпоха.

          Мы исследуем памятник, который безусловно может быть назван еврейским, хотя бы потому что 99% текстов написаны на еврейском языке. И никуда не деться от того факта, что до XIX века никому и в голову не могло прийти, что караимы – не евреи. Да, они были другими евреями, и взаимоотношения их с раббанитами в разных местах и в разные эпохи были разными, но в подавляющем большинстве они называли друг друга «братья наши караимы», «братья наши раббаниты». Невозможно в угоду своеобразным представлениям некоторой группы людей переворачивать огромные пласты истории так, как бы им того хотелось.

          Обвинение в том, что мы пытаемся навязать крымским караимам не свойственные им модели самосознания, тоже как минимум нелепо. Если люди хотят считать себя коренным тюркским народом, а не евреями, они вправе так поступать. Но еще раз подчеркиваю, это относится к восточноевропейским караимам ХХ и в малой степени конца ХIХ вв.

          Исследование кладбища Чуфут-Кале и издание каталога его памятников дает ученым огромнейший материал для изучения не только уникальной и вызывающей восхищение культуры крымских караимов, но и для истории караимов вообще, и самых разных еврейских общин Восточной Европы. Издание каталога также позволит поставить точку в полуторавековых спорах относительно датировки кладбища и внесет значительный вклад в дело сохранения общей исторической традиции и исторической памяти.

           

          Материал подготовили
          Наталья Непыйвода и Татьяна Хорунжая
           
          КАРАИМЫ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
          Караимы – представители направления в иудаизме, основным отличием которого от «ортодоксального», «раввинистического» иудаизма является непризнание Талмуда как авторитетного законодательного и экзегетического свода, данного Всевышним Моисею на горе Синай в устной форме вместе с Пятикнижием, данным в письменной форме. Название происходит от ивритского слова «почитающие» [Письменную Тору], в отличие от раввинистов, почитающих также Устную Тору – Талмуд.

          Не совсем правильно, однако, охарактеризовать караимов как «иудеев без Талмуда», поскольку, хотя теоретически единственным источником закона для караимов является ТаНаХ (еврейская Библия), на практике великие караимские средневековые мыслители разработали собственную школу религиозного законодательства и экзегезы, альтернативную раввинистической.

          Также неверно было бы назвать караимов носителями более древнего, «изначального» иудаизма: хотя они и возводили свою духовную родословную к саддукеям периода Второго храма, реальной «генетической» связи между последними и караимами не прослеживается, и караимы именно оппонировали Талмуду и не были носителями живой «предталмудической» традиции. К VIII в н.э. относят начало консолидации караимской версии иудаизма как самостоятельной системы на основе слияния ряда существовавших в Аббасидском халифате групп, находящихся в оппозиции к доминирующей в постбиблейский период «фарисейской» устной традиции. Одно время караимское направление в иудаизме конкурировало с раввинистическим за влияние в еврейских общинах, однако к концу XI в. раввинистическая «ортодоксия» окончательно добивается доминирующего положения.

          Расхождения между караимами и раввинистами не носят принципиального характера и касаются некоторых особенностей религиозного календаря, обряда обрезания, деталей законов ритуальной чистоты и правил кашрута. Объединяет караимскую и раввинистическую версии иудаизма то, что делает, согласно религиозной традиции, еврея евреем: соблюдение субботы и диетических правил, обрезание, чтение Торы в синагогах на иврите, и т.п. С точки зрения самосознания и самоопределения караимы всегда именовали себя евреями, и их споры, порой ожесточенные, с раввинистами были спорами из-за того, чей иудаизм более «правильный».

          Как и евреи-раввинисты, караимы проживали в самых разных странах, сохраняя, с одной стороны, религиозную идентичность, с другой – достаточно легко усваивая бытовую культуру и разговорный язык окружающих народов (литературным языком продолжал оставаться иврит). В настоящее время большая часть караимов проживают в Израиле, сохраняются также общины в Турции, США и в Восточной Европе (Польше, Литве и Украине). Особенностью восточноевропейских караимов в XX в. стал процесс «деиудеизации» (и одновременно «тюркизации»), обусловленный историческим контекстом.

          Этот процесс значительно повлиял на самосознание восточноевропейских караимов, для которых особую важность приобрела их лингвистическая и в значительной степени культурная принадлежность к тюркским народам. Изменению в некоторых случаях подверглись даже религиозные представления: некоторые исследователи говорят о динамичном процессе неоязыческого «изобретения традиции», характерного для многих народов в XX в. В силу ряда причин, особенно далеко процесс «тюркизации» самосознания зашел у крымских караимов.

          Согласно историческим источникам, достоверно о появлении караимов в Крыму известно с конца XIII в.; к 60-м гг. XIV в. относятся первые караимские захоронения на кладбище в Иосафатовой долине возле города Чуфут-Кале (тогда – Кырк-Ер; современное название пещерный город приобрел уже тогда, когда евреи составляли основную часть его населения: «чуфут-кале» дословно переводится как «еврейский город»).

          Можно утверждать, что в Крым караимы пришли с «татарами». Другие версии (о происхождении крымских караимов от хазар, или о самостоятельном тюркском народе, существующем с первых веков новой эры и на определенном этапе принявшим иудаизм) большинством ученых сегодня решительно отвергаются.
           
          Вячеслав Лихачев

          Газета ''Форум наций'', № 8 (87), август 2009.

          Наверх

           
          ЕК: Всплеск антисемитизма напоминает самые мрачные времена
          05.11.2023, Антисемитизм
          Президент Герцог призвал людей всего мира зажечь свечу в память об убитых и павших
          05.11.2023, Израиль
          Израиль объявил Северный Кавказ зоной максимальной угрозы и призвал граждан немедленно покинуть регион.
          01.11.2023, Мир и Израиль
          Генассамблея ООН призвала Израиль к прекращению огня в Газе - результаты голосования
          29.10.2023, Международные организации
          Опубликованы уточненные данные по иностранным гражданам, убитым или пропавшим без вести в результате атаки ХАМАСа
          18.10.2023, Израиль
          Исторический визит Байдена в Израиль
          18.10.2023, Мир и Израиль
          Посол Украины в Израиле и украинские дипломаты сдали кровь для бойцов ЦАХАЛа и раненых
          12.10.2023, Мир и Израиль
          Шестой день войны в Израиле
          12.10.2023, Израиль
          МИД Украины опубликовал данные о погибших и раненых гражданах в результате нападения террористов ХАМАСа в Израиле
          11.10.2023, Мир и Израиль
          Десятки иностранцев убиты или похищены боевиками ХАМАС
          09.10.2023, Израиль
          Все новости rss