Ситуация на 1989 г.
Эпизодическое изучение старых еврейских кладбищ Украины начинается в 19 в. (некрополи Крыма, Бердичева, Острога, Львова и др.) В советский период исследования еврейских кладбищ практически полностью прекратились, в то время как разрушение их (особенно в послевоенный период, когда значительная часть еврейских общин прекратила свое существование, и памятники широко использовались для строительных работ) приобрело огромные масштабы.
Возобновление изучения еврейских кладбищ относится к 1970-м – 80-м гг., закономерно совпадая с развитием еврейского движения (грузинский гебраист Н. Бабаликашвили (автор работ по еврейским кладбищам Грузии) и петербургские исследователи М. Елизарова, Е. Мещерская, А. Хосроев, Н. Кашовская, М. Эзер, изучавшие некрополи Крыма; петербургские еврейские активисты и энтузиасты (И. Дворкин и др.), совершавшие путешествия по еврейским местечкам и кладбищам Украины; члены Еврейской историко-этнографической комиссии (М. Членов, занимавшийся исследованиями кладбищ Самарканда, Дербента, Сухуми и др.); члены московской религиозной общины (М. Гринберг и др.), предпринимавшие первые попытки охраны (сооружение оград) исторических еврейских кладбищ Украины.
Исследование и документация старых еврейских кладбищ в постсоветский период
С началом легальной еврейской жизни и появлением в СССР и постсоветских странах первых «еврейских» учебных и научно-исследовательских заведений становятся возможными и активные полевые исследования еврейских кладбищ. С конца 80-х гг. в течение нескольких лет проводится большое количество экспедиций, организованных Петербургским еврейским университетом (с 1998 года – Петербургский институт иудаики) в сотрудничестве с Центром еврейского искусства Еврейского университета в Иерусалиме. В ходе этих экспедиций были описаны все наиболее интересные и старые еврейские кладбища Украины (16-19 вв.), такие как Меджибож, Сатанов, Подгайцы, Броды, Буск, Яблонов, Печенежин, Кременец, Вижница, Мурафа и ряд других. Проводились также экспедиции в Среднюю Азию и на Кавказ. Результаты экспедиций отражены в ряде работ, однако большая часть материалов по-прежнему не опубликована.
С 1997 г. возобновляются исследования еврейских кладбищ Крыма, которые приобретают регулярный характер с 2004 г. За последние несколько лет в результате экспедиций, проведенных Международным центром еврейского образования и полевых исследований в сотрудничестве с рядом исследовательских учреждений и при поддержке ЕАЕК и других организаций создан полный электронный каталог уникального некрополя Чуфут-Кале (14 – 20 вв.), а также осуществлено описание кладбищ Мангупа, Евпатории, Севастополя.
Осуществление этих проектов стало возможно благодаря сочетанию ряда факторов:
- Создание системы высшего образования в области иудаики, которое привело к появлению вот уже нескольких поколений молодых исследователей, обладающих необходимым инструментарием для работы по описанию еврейских кладбищ.
- Создание исследовательских организаций, которые смогли организовать работу по описанию и сохранению памятников еврейского наследия (причем, если организация экспедиций стала уже давней традицией, то обработка огромных объемов полученных данных под силу лишь немногим коллективам).
- Тесное сотрудничество исследовательских институций с общинными и общественными организациями.
Особняком в этом ряду стоит каталог караимского кладбища в Галиче, изданный в 2000 г.
Работа местных общин по сохранению и изучению кладбищ
Большая часть исторических еврейских кладбищ находится в местах, где сегодня практически не существует еврейских общин, поэтому единственным способом изучения этих кладбищ была (и остается) экспедиционная деятельность. В то же время, многие еврейские общины на территории бывшего Советского Союза проводят, по мере сил, работу по сохранению и восстановлению еврейских кладбищ: от поддержания в порядке и регулярной уборки действующих кладбищ до попыток их каталогизации.
Чрезвычайно важной является работа местных общин (преимущественно, в Украине) по идентификации мест массового уничтожения евреев в годы Шоа и сооружению памятных знаков.
В последние годы значительную работу по приведению в порядок и восстановлению старых еврейских кладбищ зачастую проводят молодежные экспедиции, организуемые «Гилелем», «Сохнутом» и др. (систематический характер такая деятельность приобрела в Белоруссии). Некоторые из этих экспедиций постепенно приобретают исследовательский характер.
При этом большая часть из многочисленных поездок по памятникам диаспоры, проводимых различными еврейскими организациями и включающих в себя посещение еврейских кладбищ школьниками и студентами, по-прежнему носит лишь образовательный или туристический характер.
Отдельно стоит отметить неоднозначную деятельность хасидских общин, связанную с могилами цадиков, ставшими объектом массового паломничества (Умань, Меджибож, Гадяч, Любавичи и т. д.) Кроме собственно могил цадиков, на сохранность самих кладбищ в ходе этой деятельности внимания практически не обращается.
Значительный масштаб приобрели международные туристические поездки по местам еврейской диаспоры, а также поиск захоронений родственников.
В последний год в Украине начал развиваться масштабный международный проект, целью которого является фиксация всех еврейских кладбищ.
Некоторые выводы
За двадцать лет легальной еврейской жизни проделана огромная работа по сохранению и изучению ценнейшего культурного пласта, которым являются еврейские кладбища.
Деятельность местных общин по сохранению и обустройству кладбищ развивается во многих городах на постсоветском пространстве и приносит в ряде случаев ощутимые результаты.
Что касается старых еврейских кладбищ, большинство из которых находятся вдали от городов с большими еврейскими общинами, то, к сожалению, реальных способов предотвратить или остановить их постепенное разрушение найти не удается. В этой ситуации практически единственным способом сохранить для потомков эти уникальные памятники является работа по их исследованию, фиксации и каталогизации, которая в последние 20 лет, несмотря на многочисленные трудности, развивается поступательно. В нее вовлекаются новые поколения еврейской молодежи (в том числе, молодые люди, получившие в той или иной степени образование в области иудаики), для которых эта работа становится важным элементом собственной еврейской идентичности.
К концу двадцатилетия эта работа постепенно начинает приносить реальные плоды (в первую очередь, каталоги еврейских кладбищ).