Комментарии и анализ
Д-р Владимир (Зеэв) Ханин
|
Политическое наследие Ваада СССР
23.10.2009, Общины Евразии Владимир (Зеэв) Ханин
Создание Ваада СССР в декабре 1989 г., было не просто знаковым событием на пике «романтического периода» возрождения организованного еврейского движения в позднеперестроечном СССР. Не менее важен тот факт, что в его рамках обозначились как политико-организационные модели, так и основные идеологические конфликты и противеречия, актуальные для сообществ пост-советских евреев как на территории бывшего СССР, так и в странах русско-евреейской имииграции, включая Израиль, США, Канаду, а также Германию и иные страны Евросоюза.
Так, уже на Первом съезде представителей еврейских организаций и общин различных городов Советского Союза на поверхность вышли прежде латентные противоречия между «политиками», «культурниками-сионистами» и «культурниками-легалистами». Кроме того, достаточно четко обозначилось разиежевание между сторонниками централизованной («имперской») модели общесоюзного еврейского общинного строительства и теми, кто, предвидя скорый распад СССР, настаивал на автономии республиканских еврейских структур и институтов. Наконец, проявилось и неоднозначное отношение представителей зарожающихся еврейских общинных элит – политической, институционально-бюрократической, религиозной и инеллектуальной (скоро дополненных и «бизнес-элитами») к другим инициативам по «формализации» еврейского движения – «сверху» (позднекоммунистического истеблишмента) и «со стороны" (израильские и международные еврейские организации)
Эти и другие социальные и политические интересы, представленные с тех пор различными фракциями в «русско-еврейском» движении, достаточно быстро привели к возникновению нескольких основных групп противоречий. А именно, столкновению «про-правительственной» фракции, провозглашающей идею отсутствия у местного еврейства интересов, отличных от интересов других частей общества, и сторонников создания сильной еврейской общины, лояльной host states, и одновременно имеющей прочную организационную структуру, выраженное еврейское самосознание и независимой от «диктата» как местных властей, и так и зарубежных еврейских структур. Вторая группа противоречий пролегает между сторонниками различных моделей культурного возрождения, одной, ориентированной на возрождение местной культурной традиции и «израелецентристской», имеющей «ивритскую» ориентацию. Наконец, третье из основных противоречий связано с конфликтами интересов местныхи зарубежных еврейских организаций.
Последние три десятилетия продемонстрировали многообразные варианты взаимодействия этих факторов в их влиянии на социально-политическую жизнь русско-еврейских сообществ. Можно, в частности, отметить существенные отличия в политической роли еврейских общин и созданных ими общественных и политических организаций разных странах «русско-еврейской» диаспоры. В первую очередь, выделяются четыре базовые модели становления социально-политической жизни русско-еврейских сообществ – (пост-)советская, североамериканская, израильская и германская, а также ряд более периферийных вариантов.
Большинство общностей, представляющих эти модели, не имеет почти ничего общего с традиционной общинной организации восточноевропейских евреев. Однако, можно ли в принципе определять общности русских евреев в Израиле и диаспоре в качестве общин того или иного типа? Однозначного ответа пока нет, но и те исследователи, которые отвечают на этот вопрос утвердительно, все же подчеркивают специфический характер таких «русских сообществ».
Одной из существенных характеристик нынешнего этапа развития еврейского движения в СНГ является отсутствие у еврейской общины непосредственного официального политического представительства на уровне властных структур. Данное обстоятельство есть следствие условий возникновения и легализации организованной еврейской общины в СССР и странах, образовавшихся после его распада.
Наряду отмеченными общими чертами ерусско-еврейской общинной жизни, существует и немало особенностей. Так, в России, Украине, и других странах СНГ существует явная диспропорция между интенсивной внутриобщинной политикой и их присутствием на общенациональной политической арене. С одной стороны, существуют многочисленные местные, региональные и общенациональные «крышевые» организации разных типов и форм. С другой стороны, на политической арене пост-советских государств еврейское население как институционализированная этническая группа очень слабо представлена. С этой точки зрения, еврейские организации отличаются от многих национально-культурных организаций, созданных другими этническими группами, которые в перестроечном СССР и пост-советских странах достаточно быстро трансформировались в политические партии и движения.
В отличие от них, практически ни одна из еврейских общин СНГ не создала своей «этнической» партии для дтого чтобы иметь формализованное политическое представительство на уровне властных структур. В отличие от СНГ, формирование «русско-еврейских» общин в странах Северной Америки – США и Канаде, а также в близкой к ним по типу Австралии, идет в совершенно иных условиях. Политическая институционализация групп «русско-еврейских» иммигрантов в принимающих странах (США, Канада, Германия и т.д.) происходит как правило, в рамках местных еврейских общин. Достаточно высокий политический статус этих общин является результатом их значительно экономического и общественного веса, десятилетиями отработанного и во многом формализованного механизма политического лоббирования, и наличия эффективных профессиональных структур. Не следует забывать также и то, что в местной социально-политической традиции существуют разработанные и легитимные формы достаточно эффективного сочетания культурно-общинной и национально-государственной идентичности, которые в свою очередь, пользуются отработанным формализованным механизмом лоббирования еврейских интересов на уровне властных структур. В этих условиях политическая институционализация русско-еврейских общин в этих странах в значительной степени зависит от эффективности выдвижения собственных лидеров, и накопления в их руках материальных, организационных и политических ресурсов.
Тезисы доклада, прочитанного на Международной конференции «Евреи на постсоветском пространстве: опыт, проблемы достижения», посвященной 20-летию Рижского круглого стола, прошедшей 21-22 мая 2009 г. в Риге.
Наверх
|
|