«Лимуд» в контексте неформального еврейского образования
рус   |   eng
Найти
Вход   Регистрация
Помощь |  RSS |  Подписка
Новости региона Читальный зал
    Мировые новости Наша деятельность
    Комментарии и анализ
      Мониторинг ксенофобии Контакты
        Наиболее важные новости

          Комментарии и анализ

          «Лимуд» в контексте неформального еврейского образования

          Дмитрий Марьясис во время конференции
          «Лимуд» в Биробиджане

          «Лимуд» в контексте неформального еврейского образования

          15.11.2009, Образование

          Дмитрий Марьясис
           
          В последние двадцать лет еврейская община России прошла огромный путь от подпольного существования до одной из наиболее динамично развивающихся еврейских общин мира, играющей заметную роль в общественно-политической жизни страны. Для того чтобы подобный успех не был кратковременным, общине было необходимо создать и развить современную систему образования, что и было сделано. Интересным является то, что одновременно развивались и, собственно, продолжают развиваться две системы еврейского образования – формальная и неформальная, причем одинаково бурно.
          Система формального еврейского образования состоит из детских садов, школ, университетов, программ послевузовского образования как светского, так и религиозного характера. Различные научные центры по всей стране проводят специальные конференции, «круглые столы», семинары в разных областях того, что называется «иудаика». А неформального – из ряда проектов, реализуемых в рамках деятельности различных еврейских организаций, независимых проектов и недавно появившихся специализированных центров, занимающихся систематизацией и научно-методическим обоснованием знаний и навыков, наработанных за в общем-то уже не малый срок развития неформального еврейского образования в России.
          В 2006 г. в нашу страну пришел новый международный еврейский образовательный проект «Лимуд», претендующий на чуть ли не главную роль в современном образовательном поле еврейских общин постсоветского пространства.
          Эта статья – рассуждение о перспективах развития этого проекта в СНГ в контексте того, что автором понимается под термином «еврейское неформальное образование». Таким образом, она состоит из трех частей: краткого анализа современных подходов к неформальному образованию вообще и еврейскому в частности, краткой истории развития проекта «Лимуд», рассмотрения сегодняшних реалий в развитии это проекта на территории СНГ и прогноза будущего его развития.

          Что такое неформальное образование
          В поисках ответа на вопрос: «Что такое неформальное образование, и чем оно отличается от формального?» автором проведено небольшое исследование, которое нельзя в полном смысле назвать научным. Им проанализированы материалы, обнаруженные в русско- и англоязычном сегментах Интернета по запросу «неформальное образование» (informal education/non-formal education1), а также некоторые публикации в периодических изданиях еврейской общины. В рамках проводимого исследования были проведены беседы с некоторыми профессиональными педагогами, работающими в этой системе в течение долгого времени.
          Даже такое небольшое исследование привело к довольно интересным результатам. Интернет-ресурсы четко делятся на две группы: еврейские и нееврейские. В русскоязычном сегменте лидирующую роль играют именно еврейские ресурсы, говорящие в том или ином ключе о еврейском неформальном образовании. Их и больше в количественном выражении, и они значительно сильнее «раскручены». В англоязычном сегменте еврейских ресурсов по этой тематике в первой полусотне списка сайтов разных поисковых систем обнаружить не удалось. При этом нееврейские ресурсы обоих сегментов представляют неформальное образование сходным образом, что будет показано далее. Интересно, что еврейские ресурсы демонстрируют гораздо более глубокую и продуманную концепцию системы неформального образования, чем нееврейские аналоги. Представляется, что причина этого кроется в самой традиции еврейского образования, имеющей более чем двухтысячелетнюю историю, о чем подробнее также будет сказано далее.
          Итак, в общем виде с точки зрения большинства нееврейских Интернет-ресурсов, под неформальным образованием понимаются «учебные программы и курсы, организованные и проводимые вне традиционной системы образования, где результаты обучения не всегда подтверждаются соответствующими документами»2. Более расширенное определение может включать в себя также и понимание того, что неформальное образование – это «несистематизированное обучение индивида знаниям и навыкам, которые он стихийно усваивает в процессе общения с окружающей социальной средой и путем индивидуального приобщения к культурным ценностям»3. Важно отметить, что в подобных источниках термин «неформальное образование» зачастую употребляется наряду с термином «дополнительное образование», т.е. речь идет об определенном наборе кружков, секций и других занятий, проводимых в дополнение к школьным или университетским. Они призваны способствовать либо более эффективному усвоению материала, получаемого в рамках формального образования, теми, кому тяжело воспринимать предлагаемые в таких рамках методы обучения, либо организации свободного времени учащихся, с тем чтобы они не оказались «на улице» и не были предоставлены самим себе. Примером такого подхода может служить информация, распространенная пресс-службой израильской партии Наш дом Израиль, о предварительных слушаниях в Кнессете проекта закона о неформальном образовании в Израиле4. В данном случае, несмотря на то, что этот ресурс является израильским, правильней его было бы все же отнести к группе нееврейских, так как здесь неформальное образование рассматривается с государственной, формальной точки зрения, в Израиле во многом сходной с американской.
          Русскоязычные еврейские ресурсы в целом демонстрируют сходный подход к пониманию неформального образования. Однако при более тщательном анализе содержащихся там материалов обнаруживается ряд серьезных различий. Различия эти кроются в более системном подходе к достижению целей, которые, как представляется, наиболее ярко сформулировала директор по неформальному образованию и развитию персонала Гилеля России Анна Пивоварова: «Принципиальное отличие неформального образования от формального заключается в целях. Цель формального образования – дать знания, а неформального – помочь человеку развиваться»5.
          Требование системного подхода к неформальному образованию возникает в еврейском образовании, как видится, по двум причинам. Во-первых, как убедительно показывает д-р И. Шнайдер в статье «Особенности сочетания формального и неформального в еврейском образовании»6, уже в самой традиции еврейского образования на протяжении многих веков тесно переплетены элементы обеих систем. Поэтому для повышения эффективности процесса необходимо было создать четкую структуру, в которой обе составляющие образовательного процесса не мешали бы друг другу, а создавали целостную картину, способствовавшую наиболее полному развитию обучающихся. Во-вторых, сегодня именно на неформальное образование еврейская община возлагает ответственность за воспитание, скажем так, «еврейской личности» как в молодежной среде, так и среди представителей старшего поколения. Для решения этой задачи нужна всеобъемлющая система, которая позволяла бы привлекать к участию в общинной жизни новых людей, развивать в них еврейское самосознание, пробуждать в них потребность пребывания в еврейской общине на протяжении всей дальнейшей жизни в независимости от их профессиональных устремлений и личных особенностей восприятия современного еврейства.
          Сочетание этих двух составляющих вкупе с тем, что с самого своего становления, 18–20 лет назад, система неформального еврейского образования России имела возможность пользоваться мировыми достижениями и самыми современными методиками в этой области, чего другие образовательные структуры тогда были практически лишены, привело к тому, что сегодня в нашей стране именно еврейское неформальное образование является наиболее развитым с точки зрения концептуальности подходов, разработанности методов и методик осуществления образовательного процесса.
          Таким образом, наиболее правильным и полным определением неформального образования автору видится такое: «это система логически и концептуально проработанных образовательных методов, нацеленных на развитие личности в определенной сфере, основанная на активной роли обучающихся в образовательном процессе, в рамках которой не предполагается оценка уровня их знаний и профессионализма, а оценивается только внутреннее развитие»7. Именно с этих позиций рассмотрено место проекта «Лимуд» в современной системе еврейского неформального образования.

          История возникновения проекта «Лимуд» и его суть
          Этот проект возник в Англии в 1980 г. Его организаторами стали четыре британских молодых еврея, которые были абсолютно не удовлетворены происходящим в местной еврейской общине, а именно формализмом, нездоровой конкуренцией среди еврейских организаций, отсутствием какого-либо прогресса в еврейской жизни. Название нового мероприятия было произведено от ивритского слова «образование».
          За прошедшие 29 лет количество участников этого проекта увеличилось с 80 человек только из Великобритании до приблизительно 5000–7000 человек из разных стран мира (Великобритания – большинство, Израиль, США, Франция, Нидерланды, Аргентина, Австралия, Турция, Литва, Россия, Украина, Белоруссия и др.).
          Лимуд – это по своей сути конференция. Уникальность ее состоит в тех принципах, на которых она основана. А именно:
          1. Добровольное участие. Все, кто готовит конференцию в течение года и непосредственно на ней работают, делают это на добровольных началах. Более того, большинство добровольцев платят полную стоимость участия в проекте. Преподаватели (наиболее подходящий, как кажется, эквивалент используемого английского термина «presenter» – «представляющий») за свои выступления гонорары не получают. Если преподаватель приглашен организаторами, то ему могут оплатить проезд. Если же кто-либо сам вызвался быть лектором на Лимуде (см. далее), то он платит за свое участие.
          2. Каждый, кто хочет выступить на конференции, получает такую возможность. Для этого необязательно быть профессионалом в выбранной теме. Рамки конференции очень широки. В них попадает все, что можно охарактеризовать термином «Еврейский мир». В разных странах эти рамки трактуются по-разному. Так, в британском Лимуде лектор-еврей может говорить о чем угодно (например, я был на сессии, посвященной различным моделям принятия решений), а лектор-нееврей должен заявить тему, связанную именно с евреями (например, израильский араб на своей сессии рассказывал о проблемах жизни арабов-граждан Государства Израиль в этой стране).
          3. Большой выбор. Организаторы конференции стремятся предоставить участникам максимально широкий выбор тем и форм (от лекции до творческой мастерской) в каждую сессию Лимуда (длительность сессии составляет 1 час 10 минут). Так, в середине дня на Лимуде в Великобритании может быть 30–35 параллельных мероприятий.
          Структура конференции проста. Каждый участник получает программу Лимуда (в Великобритании – это книга объемом почти в 400 страниц), в которой по дням и часам расписаны темы занятий, дано краткое их описание, приводятся краткие биографии лекторов. Предварительной записи на лекции кроме некоторых особенных случаев не предполагается. Перед каждой сессией участники выбирают, куда им идти и идти ли куда-либо вообще. Для тех, кто по какой-либо причине не готов идти на следующую сессию, существует специальное место со столиками, где можно отдохнуть. Таким образом, лектор не знает, сколько человек к нему придет. Существует вероятность, что ни один из участников конференции не найдет для себя интересной какую-то из предложенных тем. Это, безусловно, неприятный момент для преподавателя. Но только такой подход обеспечивает то чувство свободного выбора, которое и привлекает большинство участников.
          Возраст участников конференции не лимитирован. На британский Лимуд многие приезжают целыми семьями. Для маленьких детей организовывают специальные группы по принципу выездного еврейского лагеря. Целевую аудиторию определить сложно.
          Почти за 30 лет развития Лимуд стал больше чем конференцией – концепцией существования еврейской общины. В Великобритании проходят походы в рамках этой концепции, проводятся праздничные мероприятия, в том числе встречи Шаббата, во многих городах проходят однодневные конференции Лимуд, устраиваются специальные семинары-тренинги для добровольцев. В принципе гибкость концепции позволяет осуществлять многие виды деятельности, оставаясь в ее рамках.
          В 2006 г. Лимуд пришел на территорию СНГ. Принципиальным отличием от ситуации в Великобритании, где этот проект родился, является то, что Лимуд в СНГ привели Хаим Чеслер, один из высших чиновников Сохнута на пенсии с опытом работы в России в середине 90-х гг. ХХв., и Сандра Ф. Канн, представительница высшего света нью-йоркской еврейской общины. Еще в самом начале нового тысячелетия они задумали познакомить еврейские общины бывшего СССР с этим уникальным проектом и создать русскоязычную конференцию Лимуд. Сложностей было много. Основная – необходимость собрать большой финансовый фонд проекта, так как из-за огромных расстояний и в целом невысокого уровня достатка евреев в этом регионе полную стоимость конференции абсолютное большинство потенциальных участников оплатить просто не в состоянии.
          Благодаря удивительной энергичности и целеустремленности этих людей необходимые средства были собраны, но тут возникла другая проблема – как сохранить независимость проекта от воли грантодателей – ведь именно в этой независимости кроется одна из главных причин успеха конференции в Британии.
          Сначала эта проблема представлялась в большой мере теоретической, так как после нахождения средств главной задачей организаторов стала создание местной команды добровольных участников проекта, которые занимались бы подготовкой конференции. Для этого было предпринято много усилий. Во-первых, с российской стороны соучредителем проекта выступил известный лидер российской еврейской общины проф. М.А. Членов, что способствовало изначально более позитивному отношению к проекту в российском еврейском сообществе, не говоря уже о том, что авторитет и влияние г-на Членова позволили войти в те двери, в которые просто так, что называется с улицы, войти невозможно. Во-вторых, была проделана огромная работа по созданию собственно организационного комитета Лимуда СНГ. Много людей так или иначе присутствовали на первых встречах, но так как дело это абсолютно добровольное, то у большинства приходивших энергии хватало на одно-два заседания. Однако уже с первых встреч начала образовываться команда молодых еврейских активистов во главе с бывшим тогда исполнительным директором МЕРО Александром Пятигорским.
          Результатом первых месяцев работы стала проведенная 14 мая 2006 г. в Москве однодневная конференция Лимуд. В целом это было успешное мероприятие, однако однодневный формат не давал возможности людям, никогда не слышавшим о проекте, понять его суть и отличия от простого лектория и других подобных мероприятий. При этом следует отметить, что проект получил прописку на карте еврейской Москвы, а это немаловажно для дальнейшего его развития.
          Осенью того же года с появлением в команде единственного штатного сотрудника – менеджера проекта «Лимуд» Евгении Малкиной произошло окончательное формирование ядра организационного комитета конференции. И тут казавшаяся поначалу теоретической проблема взаимоотношения спонсоров, с одной стороны, и команды добровольцев, ратовавших за действительную независимость проекта от воли еврейских организаций, – с другой, перетекла во вполне практическое русло. С одной стороны еврейские организации и фонды (в большинстве своем иностранные), выступившие в качестве доноров, и Хаим Чеслер как ответственный за собранные средства хотели иметь полный контроль над происходящим, и это абсолютно оправданно. А с другой – команда местных добровольцев хотела быть независимой в принятии решений по конференции как минимум в той части, которая касается программы, набора людей, ценовой политики. В результате трудных переговоров был найден разумный компромисс, состоявший в следующем: команда добровольцев получила самостоятельность в программной политике, а именно в работе с лекторами (приглашение, отбор, работа с темами выступлений), составлении расписания; логистическая подготовка была передана также в руки местной команды в лице менеджера проекта. При этом Хаим Чеслер постоянно контролировал ход подготовки и в случае необходимости изменений высказывал свою точку зрения, которая при невозможности достичь приемлемого для всех результата путем обсуждения, считалась решающей и становилась по сути руководством к действиям. Постепенно с накоплением местной командой необходимого опыта Чеслер ослаблял контроль за происходящим, вмешиваясь в подготовительный процесс в основном в случае необходимости принимать политические решения, важные для эффективного взаимодействия со спонсорами. Описанная система взаимодействия доказала свою состоятельность, так как оговоренные условия остаются по-прежнему актуальны и устраивают обе стороны.
          К моменту написания этой статьи уже прошло 5 конференций: Лимуд-Москва 2007 (13–15 апреля 2007), в которой приняло участие 130 человек; Лимуд-СНГ (18–21 октября 2007 г.), в которой участвовало 720 человек из СНГ, а также ряд докладчиков из Израиля и США; Лимуд-Москва 2008 (11–13 апреля 2008 г.) на 230 человек, включая нескольких лекторов из Израиля и гостей из Белоруссии и Украины; Лимуд-Ашкелон (25-26 сентября 2008) на 1500 чел., Лимуд-Ялта 2008 (27-30 октября), где приняли участие более 1000 человек из СНГ, гости из Израиля и США; Лимуд-Москва 2009 (17-19 апреля) на 350 участников, Лимуд-Иерусалим (1-2 июля 2009 г). на 750 чел., Лимуд-Нью-Йорк в августе 2009г., и, наконец, Лимуд-Биробиджан в сентябре 2009г.. Их можно оценить как однозначно успешные, несмотря на ряд организационных и программных недочетов, случавшихся во многом из-за того, что это был новый опыт для организаторов – невозможно было заранее учесть абсолютно все. Главное, что было достигнуто, – это популярность проекта среди довольно значительной части еврейской общины, по крайней мере, в Москве, а также закрепление статуса Лимуда СНГ как части международной сети Лимуд, созданной на основе британского Лимуда. Сегодня, после последней московской конференции, которая, несмотря на финансовый кризис, собрала в короткий срок при практически полном отсутствии рекламы рекордное число участников, готовых оплатить логистические расходы, не вызывает сомнения, что у проекта есть большое будущее в русскоязычной еврейской общине.

          Проект «Лимуд» в системе еврейского неформального образования России
          Лимуд – это абсолютно еврейский проект, так как он – современная интерпретация еврейской образовательной традиции, о которой говорилось ранее. Сама структура конференции построена на основе неформального подхода к формальным вещам. Например, цель многих лекций – передать знания, но наличие у участника выбора и свобода посещения серьезно сдвигают акценты. Ведь в таком случае участник приходит именно на эту лекцию, руководствуясь только собственным выбором и ощущением, что полученные на данной лекции знания способствуют его внутреннему росту, личностному развитию, а это, как уже говорилось ранее, и есть основная цель именно неформального образования. Отзывы самих участников конференции подтверждают, что ее структура создает атмосферу психологического комфорта, позволяющую получать удовольствие от обучения и изучения, что, как известно, случается нечасто.
          Анна Пивоварова в разговоре с автором отметила еще одну очень важную особенность Лимуда. Известно, что в еврейской традиции очень подробно разработана тема взаимоотношений между учителем и учеником. С самого начала учитель должен декларировать свою позицию по принципиальным вопросам, чтобы ученик мог выбрать именно того учителя, чья концепция ему ближе. Лимуд, по мнению Анны Пивоваровой, это уникальная площадка декларации своих концепций, дающая возможность сразу услышать разные позиции по одному и тому же вопросу. «Ученики» или те, кто только собирается ими стать, здесь могут найти «своего» учителя.
          У Лимуда есть еще одна уникальная особенность, которая позволяет говорить о нем не как о «проекте» в узком понимании этого термина, а как о модели еврейской общины. Про образовательную ценность проекта для участников уже было много сказано. Однако и организаторы, и лекторы должны пройти большой путь, чтобы действительно стать частью Лимуда. Ведь надо потратить большую часть своего свободного времени, не получая за это никакой материальной выгоды, чтобы качественно подготовить конференцию и профессионально на ней отработать, включая все, на первый взгляд незначительные, детали технической и логистической организации мероприятия. Таким образом, успех Лимуда зависит от профессионального уровня добровольцев конференции и от степени их самоотдачи. Как же сочетать добровольный характер конференции с высокими требованиями по профессионализму? Представляется, что ответ лежит в мотивационном поле. Только желание сделать что-то не для себя, а для своих близких, друзей, общины, каким-то образом сделать окружающий мир интересней, ярче, лучше позволяет достичь такого результата. По сути это и есть исполнение одного из центральных общинообразующих принципов еврейской традиции «тикун Олам» (можно перевести на русский язык как исправление мира, изменение мира к лучшему).
          Сегодня Лимуд делает только первые шаги в СНГ. Если говорить о технической стороне развития проекта, то основным вопросом по-прежнему является его финансирование. Для того чтобы финансирование продолжилось, приходится делать в рамках конференций большие яркие события и приглашать на них представителей всех спонсоров и всех потенциальных спонсоров. Это создает ощущение элемента политического шоу, что, безусловно, идет в разрез с основными принципами Лимуда и снижает уровень проекта в глазах некоторых участников. Однако есть основания надеяться, что постепенно, с развитием Лимуда в СНГ необходимость в таких акциях будет уменьшаться, а впоследствии и совсем отпадет, в противном случае проект так и не сможет стать действительно общинным.
          С содержательной точки зрения уже сейчас конференция завоевала определенную популярность и воспринимается как интегральная часть системы еврейского неформального образования. Есть люди, для которых участие в проекте, это чуть ли не единственное соприкосновение с жизнью еврейской общины. Лимуд уже стал законодателем мод – еврейские организации смотрят на то, что пользовалось популярностью на конференции, и используют эту информацию для развития своих образовательных проектов. Однако и организаторам проекта, и многим лекторам, принимающим участие в конференции, надо еще пройти серьезный процесс внутреннего развития, чтобы относиться к Лимуду как к одному из способов исправления Мира. Может показаться, что это всего лишь высокие слова, но без этого понимания, как кажется, у проекта не будет такой долгой истории успешности, какая у него есть в Великобритании, без этого у него нет шанса стать действительно одним из центральных элементов в системе неформального еврейского образования нашей страны.

          Статья написана для «Евроазиатского еврейского ежегодника – 5769 (2008/2009)»

          Дмитрий Марьясис – кандидат экономических наук, директор московского офиса ЕАЕК.

           

          Примечания

          1 В абсолютном большинстве случаев эти два английских термина подразумевают одно и то же. Однако в процессе исследования в статье Smith M.K. “Non-formal education” от 28.12.07., опубликованной на сайте www.infed.org, был встречен другой подход к данному понятию. Автор различает non-formal education и informal education. Согласно представленной концепции, термин «formal education» описывает систему школ и др. обучающих заведений, термин «non-formal education» - всё, что связано с образовательной деятельностью общинных групп и др. организаций, а «informal education» - все, что касается образовательного процесса в обычной жизни, а именно образования в процессе общения с друзьями, коллегами по работе, семейном кругу. Так как подобный подход больше нигде автору не встретился, то такое деление в рамках данного исследования не рассматривается.

          2 Приведено по www.adukatar.net/wiki/index.php, информационные материалы «Фестиваля неформального образования 2006», проводимого Минским международным образовательным центром.

          3 Понятие формального и неформального образования // Студенческий портал nuru.ru (www.nuru.ru/socio/065.htm)

          4 www.ndi.org.il/7/930/article.htm

          5 Приведено по Ерманок А. Знание как мантра.//Страна Гилель №9, стр.10, Москва, 2008 г.

          6 Шнайдер И. Особенности сочетания формального и неформального в еврейском образовании. www.judaicaru.org/metoda/metoda_hinuh_formal_1.html.

          7 Чтобы сделать это определение еврейским, надо просто уточнить сферу развития, написав, например, «развитие личности в рамках еврейской цивилизации».

          Наверх

           
          ЕК: Всплеск антисемитизма напоминает самые мрачные времена
          05.11.2023, Антисемитизм
          Президент Герцог призвал людей всего мира зажечь свечу в память об убитых и павших
          05.11.2023, Израиль
          Израиль объявил Северный Кавказ зоной максимальной угрозы и призвал граждан немедленно покинуть регион.
          01.11.2023, Мир и Израиль
          Генассамблея ООН призвала Израиль к прекращению огня в Газе - результаты голосования
          29.10.2023, Международные организации
          Опубликованы уточненные данные по иностранным гражданам, убитым или пропавшим без вести в результате атаки ХАМАСа
          18.10.2023, Израиль
          Исторический визит Байдена в Израиль
          18.10.2023, Мир и Израиль
          Посол Украины в Израиле и украинские дипломаты сдали кровь для бойцов ЦАХАЛа и раненых
          12.10.2023, Мир и Израиль
          Шестой день войны в Израиле
          12.10.2023, Израиль
          МИД Украины опубликовал данные о погибших и раненых гражданах в результате нападения террористов ХАМАСа в Израиле
          11.10.2023, Мир и Израиль
          Десятки иностранцев убиты или похищены боевиками ХАМАС
          09.10.2023, Израиль
          Все новости rss