Российская Федерация — правопреемник Российской Советской Федеративной Социалистической Республики. Территория России составляет 17075400 кв. км, население — 141,9 миллиона человек. Конституция России была принята на референдуме 12 декабря 1993 г.
Главой государства является президент, избираемый всенародным голосованием на четырехлетний срок. Президент (с 2008 г.) — Дмитрий Медведев. Законодательная власть представлена двухпалатным парламентом — Федеральным Собранием. Депутаты нижней палаты — Государственной Думы – избираются по партийным спискам. Депутаты верхней — Совета Федерации — назначаются региональными лидерами и законодательными собраниями.
Первые известия о пребывании евреев на нынешней территории РФ относятся к I в. н.э. и связаны с существовавшим на берегах Керченского пролива Боспорским царством. В VII-X вв. в Поволжье, Подонье и на Северном Кавказе существовал Хазарский каганат, властители которого в VIII или IX в. приняли иудаизм.
После монгольского нашествия XIII в., уничтожившего существовавшие иудейские общины, до конца XVIII в. евреи появлялись на территории России достаточно редко.
Ситуация изменилась после разделов Польши, когда в 1772–1795 гг. в состав Российской империи вошли территории, населенные почти миллионом евреев. Но и тогда почти вся территория современной России была исключена из т.н. «черты оседлости». В ее состав входили лишь несколько районов, сегодня являющихся частью РФ. Это — южная часть Псковской области, западная и северная часть Смоленской и Тверской областей, запад Брянской области и города Ростов-на-Дону и Таганрог. За пределами «черты оседлости» жить могли только определенные категории евреев, имевшие специальные разрешения.
В 1897 г., когда проводилась первая Всероссийская перепись, за пределами «черты» проживало 314 тысяч евреев, что составляло всего 6% общей численности еврейского населения Российской империи. «Черта оседлости» формально сохранялась до 1917 г.
В результате массовой миграции из местечек бывшей «черты оседлости» еврейское население РСФСР стремительно выросло до 585 тысяч человек в 1926 г. и 956 тысяч человек в 1939 г. В 1920-х гг. государство, с одной стороны, репрессировало представителей религиозной и национальной элиты, а с другой — предпринимало активные меры по обеспечению развития еврейского меньшинства. В 1934 г. была создана Еврейская автономная область с центром в новом городе Биробиджане на Дальнем Востоке в 175 километрах от Хабаровска. До конца 1940-х гг. власти организовывали несколько плановых переселений из районов бывшей «черты оседлости» в этот регион. Целью биробиджанского проекта было создание еврейского территориального образования в противовес сионистской идее создания независимого еврейского государства. Еврейская автономная область до сих пор остается субъектом Российской Федерации.
В конце 1930-х гг. большинство существовавших до того еврейских организаций и средств массовой информации закрываются, а их руководители репрессируются. Во время Великой отечественной войны советское руководство было вынуждено для внешнеполитических целей допустить образование Еврейского антифашистского комитета (председатель — Соломон Михоэлс) и снова разрешить издание газеты на идиш.
Более полумиллиона советских евреев, среди них жители РСФСР, воевали в Красной Армии в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг., около 150 из них награждены званием Героя Советского Союза. Почти половина еврейских бойцов пала в боях. Большинство евреев, оставшихся на территории, оккупированной нацистами, были уничтожены во время Холокоста.
В конце 1940-х гг., в рамках нового внутриполитического курса СССР, Еврейский антифашистский комитет и действовавшие до того момента еврейские культурные организации были закрыты, а их руководители и функционеры оказались в тюрьмах или были уничтожены. В 1948 г. был убит С. Михоэлс, а 12 августа 1952 г. были расстреляны почти все крупные деятели идишской еврейской культуры. Была проведена жесткая «чистка» руководства Еврейской автономной области.
На несколько лет единственным официально признанным еврейским институтом в России осталась синагога. Но и число синагог значительно сократилось во время антирелигиозной кампании 1958-1964 гг.
В 1961 г. в Москве начал издаваться журнал «Советиш геймланд», ставший официальным центром «еврейского литературного возрождения» на идиш (выходил до 1999 г., с 1992 — под названием «Ди идише гас»).
Большинство российских евреев подверглись аккультурации, оторвались от религиозных традиций, утратили родной язык и стали считать своим родным русский язык. В то же время именно они составили заметную часть советской интеллигенции. Сформировалась специфическая модель еврейской идентичности, многочисленные особенности которой сохранились в постсоветский период как в бывшем СССР, так и в эмиграции. Она была в основном этнической и секулярной в большей степени, чем все иные известные в истории формы еврейской идентичности.
В 1960-е — 1980-е гг. евреи — жители РСФСР — приняли активное участие в еврейском независимом движении. Его основными центрами были Москва и Ленинград, где в 1970-е гг. даже были созданы квазиобщинные структуры. В качестве противовеса этому движению власти в 1983 г. организовали т.н. Антисионистский комитет советской общественности.
Численность еврейского населения РСФСР постоянно снижалась — 807900 человек в 1970 г., 700700 человек в 1979 г. и 551000 в 1989 г. Это было вызвано несколькими причинами — низкой рождаемостью, эмиграцией, ассимиляцией.
За двадцать лет, начиная с 1989 г., из России в Израиль уехали 322, 5 тыс. чел. После неуклонного снижения количества совершающих алию на протяжении 2000-х гг. по предварительным данным 2009 г. отмечается некоторый рост алии (связанный, насколько можно судить, с финансово-экономическим кризисом). Если за весь 2008 г. в Израиль уехали 2600 чел., то за первые девять месяцев 2009 г. — 2200 чел. (прирост 22% по отношению к аналогичному периоду предыдущего года). Еще примерно 150 000 человек эмигрировали в США и ФРГ.
Первые легальные еврейские организации в РСФСР возникли в Москве в 1988 гг. — Еврейская культурная ассоциация (ЕКА) и Московское еврейское культурно-просветительское общество (МЕКПО). В 1989 г. В Москве прошел первый съезд евреев СССР, создавший первую «крышевую» координационную организацию советского еврейства — Ваад СССР, просуществовавший до распада СССР. Его деятельность, направленная на воссоздание еврейской общинной жизни в СССР, совпала с периодом массового исхода советских евреев.
Согласно последней переписи населения, прошедшей в 2002 г., численность еврейского населения России составила 233400 человек, живущих главным образом в крупных городах. Около 55% еврейского населения живет в Москве, Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях. Впрочем, большинство представителей еврейской общины и экспертов считают, что эта цифра сильно занижена, поскольку далеко не все евреи до сих пор решаются раскрывать свою национальность или сознательно уклоняются от переписи. Называемые экспертами цифры еврейского населения варьируются в промежутке между 500 и 750 тысячами человек (включая потомков от национально-смешанных браков, членов семей евреев, а также людей, предпочитающих скрывать свое еврейство). Помимо евреев-ашкеназов в России существуют заметные общины т.н. восточных еврейских этнических групп, преимущественно горских. Хотя еще продолжают сохраняться традиционные центры расселения горских евреев на Северном Кавказе (Дербент, Махачкала, Нальчик), многие представители этой этнической группы переселились в последние 10-15 лет в Москву и Пятигорск. Незначительные по численности общины бухарских (или среднеазиатских), грузинских евреев и крымчаков существуют в Москве, С.-Петербурге, Екатеринбурге, Челябинске, Иркутске и др. городах. В Москве находится центр Всемирного конгресса горских евреев (образован в 2003 г.), являющегося коллективным членом Евроазиатского еврейского конгресса, и действующий при нем Фонд развития еврейской культуры. Одновременно существует созданный в 2001 г. как отделение Всемирного конгресса бухарских евреев Конгресс бухарских евреев России и СНГ (президент с 2008 г. — Биньямин Биньяминов). Численность «восточных» общин установить достаточно сложно. Цифры, предлагаемые переписью 2002 г. – 3000 горских евреев и по 100 грузинских и бухарских евреев – всерьез принимать нельзя. Вероятно, что какая-то часть из них уклонилась от переписи, кто-то был записан просто как «еврей», кто-то вместо национальности назвал гражданство и был записан как азербайджанец, узбек или грузин. Ориентировочно говорят о нескольких десятках тысяч грузинских, горских и бухарских евреев, проживающих в основном в Москве. Кроме того, в России проживает около 300 караимов, 150 крымчаков и несколько тысяч т.н. субботников — потомков русских крестьян, принявших иудаизм в XVIII-XIX вв.
К «крышевым» еврейским организациям в России относятся старейшее еврейское объединение Ваад России, или Федерация еврейских общин России (создан в 1992 г., президент — генеральный секретарь ЕАЕК Михаил Членов), а также Российский еврейский конгресс (РЕК, создан в 1996 г., президент с мая 2009 г. — Юрий Каннер). Кроме этого в России существуют и объединения еврейских религиозных общин трех направлений — традиционной раввинской ортодоксии (т.н. «литовский», или «миснагедский» иудаизм), реформистского иудаизма и любавичского хасидизма ХаБаД. Наиболее многочисленны и влиятельны в настоящее время последователи последнего направления, объединенные в Федерацию еврейских общин России (ФЕОР — главный раввин Берл Лазар, президент — Александр Борода, свыше 200 религиозных общин).
Первые общины реформистского (или современного) иудаизма появляются в конце 1980-х в Москве. В настоящий момент они объединены в Объединение религиозных организаций современного иудаизма в России (ОРОСИР) (председатель — Ирина Щербань). ОРОСИР и находящаяся в стадии регистрации Федерация ортодоксальных евреев России (ФОЕР), объединяющая ортодоксальные общины, не вступившие в ФЕОР, входят в Конгресс еврейских религиозных общин и организаций России (КЕРООР, создан в 1993 г., главный раввин Авраам (Адольф) Шаевич, председатель — раввин Зиновий Коган, около 100 общин, из них примерно 40 — общины современного иудаизма). Подобное сосуществование представителей ортодоксального и современного иудаизма в рамках одной организации является уникальным. В январе 2004 г. и марте 2006 г. ФЕОР пытался объединиться с КЕРООР в рамках проекта создания единой еврейской общины России, однако и руководство организации, и практически все входящие в ее состав общины отклонили предложение ФЕОР, и этот проект остался неосуществленным.
В настоящий момент после ухода с поста президента КЕРООР известного предпринимателя Аркадия Гайдамака организация переживает серьезные трудности в развитии.
В настоящее время в общине функционируют два главных раввина России — по версии КЕРООР — А. Шаевич, избранный на эту должность в 1993 г., и по версии ФЕОР — Б. Лазар, чье избрание произошло на семь лет позже.
В феврале-марте 2009 г. из России были депортированы по формальным основаниям поддерживаемые ФЕОР раввины Владивостока И. Сильберштейн и Ставрополя Ц. Хершкович.
Еще одной формой объединения российских евреев являются национально-культурные автономии (НКА), чье существование оговорено особым Федеральным законом, принятым в 1996 г. НКА являются национальными светскими организациями, призванными обеспечивать национальную самобытность диаспор в области языка, культуры и образования. Закон об НКА устанавливает правовые отношения между диаспорами и государственными органами. Всего существует свыше 40 региональных еврейских автономий и около 50 автономий местного уровня. Федеральная еврейская национально-культурная автономия (ФЕНКА) создана в 1999 г. (президент с 2008 г. — Михаил Скоблионок, председатель попечительского совета с 2004 г. — А. Машкевич).
Ваад России и РЕК стали в 2002 г. соучредителями Евроазиатского еврейского конгресса (конгресс еврейских общин) и представлены в Генеральном совете ЕАЕК. Позже к ЕАЕК присоединились КЕРООР и ФЕНКА. В 2002 г. По инициативе ФЕОР и Евроазиатского еврейского конгресса был образован Всемирный конгресс русскоязычного еврейства, один из центров которого находится в Москве (президент с 2007 г. — Борис Шпигель). Представители Ваада России и ФЕОР входят в состав Совета ВКРЕ. В конце июля 2005 г. по инициативе ФЕОР в Москве прошел учредительный съезд Совета сефардских евреев СНГ. Всего же в России действуют около 600 еврейских организаций, в том числе представительства Сохнута и Джойнта. Под патронажем последнего работает сеть Хэседов, число клиентов которых превышает 150 тысяч человек. С 2004 г. началось сокращение объема деятельности этих двух организацией в связи с переориентацией на работу с другими регионами и финансовыми трудностями.
Вторым по важности после благотворительности направлением деятельности еврейской общины России является еврейское образование. В России действует 45 еврейских базовых школ и около 60 воскресных. Существует также небольшая сеть дошкольных образовательных учреждений, религиозных училищ-иешив и педагогических колледжей. Большинство образовательных учреждений школьного уровня финансируются госбюджетом, а также общинными организациями, Еврейским агентством в России, ОРТом, некоторыми международными религиозными структурами. 2 сентября глава Сохнута Натан Щаранский, находясь в Москве, подписал Соглашение о партнерстве с Российским еврейским конгрессом (РЕК). Согласно документу будет создана совместная комиссия по еврейскому образованию в России. Н.Щаранскому также удалось достичь соглашения с благотворительным фондом Genesis, финансируемым главой «Альфа-банка» М. Фридманом, о расширении сотрудничества в сфере еврейского образования и укрепления самоидентификации русскоязычных евреев.
С 1989 г. в Москве действует Институт изучения иудаизма под руководством раввина А. Штейнзальца, выпустивший перевод на русский язык нескольких частей Талмуда.
Большое развитие получило в последние полтора десятилетия высшее образование в сфере иудаики. В Москве работают Российско-Американский центр библеистики и иудаики при Российском государственном гуманитарном университете (основан в 1991 г., руководители – проф. Н. Басовская и Д. Фишман, директор — М. Куповецкий), Государственная классическая академия им. Маймонида (основана в 1992 г., ректор — проф. В. Ирина-Коган, декан филологического факультета — проф. М. Членов), кафедра иудаики Института стран Азии и Африки Московского государственного университета (до 2007 г. — Центр иудаики и еврейской цивилизации при ИСАА МГУ, создан в 1998 г., директор – проф. А. Ковельман), Международный еврейский институт экономики, финансов и права (до 2008 г. — Международный институт XXI века) (основан при поддержке ФЕОР в 2002 г., ректор — Й. Бронфман). В С.-Петербурге работает Петербургский институт иудаики (бывший Петербургский еврейский университет, создан в 1992 г., ректор – проф. Д. Эльяшевич), а в 2000 г. в качестве совместного проекта ПИИ и СПбГУ был создан Центр библеистики и иудаики (ЦБИ) при философском факультете Санкт-Петербургского государственного университета под руководством проф. И. Тантлевского, на базе которого создается кафедра иудаики. Кроме того, в Европейском университете С.-Петербурга работает Центр «Петербургская иудаика» (руководитель - проф. В.Дымшиц).
Кроме дневных учебных заведений в России действуют также программы Открытого университета Израиля, позволяющие обучаться заочно, и т. н. Народные университеты еврейской культуры – т. е., лектории, существующие во многих городах, где есть крупные общины.
С 1994 г. в Москве действует Центр научных работников и преподавателей иудаики в вузах «Сэфер» (директор — д-р Виктория Мочалова, председатель Академического совета с февраля 2008 г. — проф. М. Членов). Центром организуются ежегодные междисциплинарные конференции, которые являются основным событием в области иудаики на всем постсоветском пространстве, а также полевые школы для старшеклассников, студентов, аспирантов и молодых ученых. Регулярно публикуются сборники работ участников конференций по иудаике и другие научные труды. С 1993 г. выходит журнал «Вестник Еврейского университета в Москве» (с 1999 — «Вестник Еврейского университета. История. Культура. Цивилизация»), в настоящее время превратившийся в ведущее периодическое издание по иудаике на русском языке.
В Сибири организатором подобных конференций и издателем литературы по иудаике (с 2000 г.) был созданный Джойнтом в Красноярске Институт социальных и общественных работников (ИСОР). В Биробиджанской социально-гуманитарной академии одним из предметов является язык идиш.
В июне 2005 г. в Центре восточной литературы РГБ прошло торжественное открытие Зала литературы на иврите и идиш, куда, среди прочего, были перемещены книги из т.н. библиотеки Шнеерсонов. В октябре 2008 г. Москве в Центре восточных литератур Российской государственной библиотеки (РГБ) при поддержке ЕАЕК открылась выставка «Из истории благотворительности Московской еврейской общины XIX-XX вв. Духовные лидеры, предприниматели и меценаты», организованная Е.Н. Улицким.
С начала 2000-х гг. в рамках т.н. «Хазарского проекта» ведутся археологические раскопки в дельте Волги (в начале сентября 2008 г. было объявлено об обнаружении там столицы Хазарского каганата — города Итиля), на Таманском полуострове и в районе Кавказских минеральных вод.
Изучение истории Холокоста координируется НПФ «Холокост» (создан в 1992 г., президент — Алла Гербер) и одноименным научно-просветительским центром (сопредседатели — Алла Гербер и Илья Альтман). Благодаря поддержке педагогической общественности, средств массовой информации и правительственных органов удалось добиться введения в проект Государственного образовательного стандарта по истории (официальной федеральной программы обязательного преподавания по каждому предмету) термина «Холокост». В рамках фонда «Холокост» началась работа по проекту создания мемориального и образовательного комплекса «Геноцид — Холокост — Толерантность», а также был подготовлен выпуск энциклопедии Холокоста на территории бывшего СССР. В рамках Фонда также проводятся конкурсы школьных работ по истории и экспедиции по местам Холокоста.
В 2009 г. передвижная выставка «Уроки истории. Анна Франк» экспонировалась в ряде московских школ, помещении Центра «Холокост», Музее Сахарова. В августе 2009 г. в Москве был представлен проект «Вернуть достоинство», который должен выявить места массовых захоронений жертв фашизма на территории России и стран Содружества, а также обеспечить сохранность будущих мемориалов. Инициатором проекта стал РЕК.
Начиная с 2006 г. в России проводятся мероприятия международной образовательной программы «Лиммуд».
Российские еврейские общинные организации (конгресс еврейских общин России) осуществляют множество общинных программ в более чем 100 городах страны. Во многих местах функционируют многопрофильные общинные центры, создаются разнообразные религиозные и светские общинные организации, организуются детские, подростковые и молодежные лагеря, проходят многочисленные образовательные семинары и симпозиумы, действуют системы подготовки и повышения квалификации педагогических кадров. В ряде городов действуют отделения еврейской международной молодежной организации «Гиллель».
Еврейская пресса, накануне перестройки представленная только самиздатом и единственным официозным изданием «Советиш геймланд», сегодня насчитывает более ста названий. В Москве выходят несколько газет общероссийского значения: старейшая «Международная еврейская газета» (издатель Т. Голенпольский), издание ФЕОР «Еврейское слово», издание Сохнута «Вестник ЕАР». В С.-Петербурге издается газета «Ами» (издатель Я. Цукерман). С 1991 г. выходит журнал «Лехаим» (с конца 1990-х — при поддержке ФЕОР), ставший крупнейшим периодическим изданием подобного рода. В Москве выходит также популярный журнал «Алеф» (редактор Л. Токарь). Ассоциация народных университетов еврейской культуры при поддержке Евроазиатского еврейского конгресса издает с 1994 г. журнал «Корни». Фонд «Ор Авнер» с января 2006 г. издает журнал «Юниор». Свои газеты также выпускает ряд региональных общин.
Существуют еврейские Интернет-СМИ, первые из которых появились в конце 1990-х гг. Наиболее известным из них является портал Sem40.ru, созданный владельцем издательского дома «Провинция» Б. Гиллером. Его ближайшим конкурентом является поддерживаемый ФЕОР Jewish.ru. В феврале 2003 г. возникло первое новостное агентство — Агентство еврейских новостей на одноименном сайте (aen.ru), также поддерживаемое ФЕОР и ВКРЕ. КЕРООР поддерживает проект jjew.ru.
В Москве работают еврейский театр «Шалом» (основан в 1987 г., художественный руководитель — Александр Левенбук), Культурный центр имени Соломона Михоэлса (открыт в 1988 г., генеральный директор — Михаил Глуз). Последний с 2000 г. проводит ежегодный Международный фестиваль искусств имени Соломона Михоэлса. В С.-Петербурге с 1995 г. проходит «Клезфест» — фестиваль клезмерской песни, а в Казани с 2001 г. — Международный конкурс исполнителей еврейской музыки и танца имени Леонида Сонца и Международный фестиваль еврейской культуры имени Юрия Плинера. В Биробиджане работает еврейский музыкально-драматический театр «Когелет» и, начиная с 1997 г., проводится Международный фестиваль еврейской культуры и искусства. С июля 2005 г. в Дербенте начал работу татско-еврейский театр. Еврейскую тематику используют в своих выступлениях популярный артист Ефим Шифрин и певец Ефим Александров с программой «Песни еврейского местечка». Можно выделить также режиссеров Владимира Двинского, Галину Евтушенко и других, снимающих документальные фильмы о жизни советских евреев. В настоящее время ведется работа по созданию двух государственных еврейских музеев — Музея еврейской культуры и быта в Санкт-Петербурге и Музея Холокоста в Москве. ФЕОР также готовит открытие Музея толерантности в Москве. В декабре 2007 г. состоялось открытие постоянной экспозиции «История и культура евреев России» в Российском этнографическом музее (РЭМ) в Санкт-Петербурге. В феврале 2008 г. в Москве состоялась Международная научно-практическая конференция «Горские евреи: историческое, культурно-национальное и религиозное измерение», приуроченная к 80-летию проведения Первого Всесоюзного съезда по вопросам культурного строительства среди горских евреев-татов СССР. В сентябре в Хабаровском краевом музее имени Николая Гродекова открылась выставка «Хроника возвращенных мгновений. Евреи царской России» — совместный проект местной еврейской религиозной общины «Мизрах» и Российского этнографического музея.
Крупнейшим издательством, выпускающем книги по еврейской тематике на русском языке стало издательство «Гешарим/Мосты культуры», работающее в Москве с 1990 г. (к настоящему моменту издано около 400 различных книг). В начале 2000-х гг. к нему прибавились Дом еврейской книги, издательство «Даат/Знание» и издательство «Феникс» в Ростове-на-Дону. С 2005 г. издательство «Лехаим» совместно с издательством «Текст» выпускают серию «Проза еврейской жизни», в 2007 г. эти же издательства начали выпуск серии «Чейсовская коллекция», ориентированной на выпуск литературы non-fiction. В 2009 г. в рамках издающейся «Лехаимом» серии «Библиотека еврейских текстов» была издана Тора с комментариями выдающего средневекового комментатора Раши, а в серии «Чейсовская коллекция» — русский перевод книги Иегуды га-Леви «Сефер кузари». В рамках программы «Библиотека ЕАЕК» в 2008 г. вышли книги Р.Д. Тименчика «Что вдруг: статьи о русской литературе прошлого века» и М.А. Кроля «Страницы моей жизни».
В 2008 г. по телевидению с успехом прошел сериал «Тяжелый песок», снятый по одноименному роману А.Рыбакова.
С 1994 г. издается Российская еврейская энциклопедия (руководитель авторского коллектива — Зеэв Вагнер) — к настоящему моменту вышло шесть из заявленных девяти томов. В августе 2009 г. появилась Интернет-версия энциклопедии (www.rujen.ru). В 2002 г. издательством «Гешарим» стал выпускаться библиографический журнал «Еврейский книгоноша» (с 2007 г. включен в состав журнала «Лехаим»), а Дом еврейской книги начал издавать журнал «Параллели». Старейшим библиографическим журналом России является выходящий с 1995 г. в Санкт-Петербурге бюллетень «Народ книги в мире книг».
В январе 2004 г. в Москве было торжественно отмечено 15-летие с момента легализации еврейского движения в России. В октябре 2006 г. КЕРООР торжественно отметил столетие Московской хоральной синагоги.
Государственный антисемитизм ушел в прошлое с исчезновением СССР. Конгресс еврейская общин России активно сотрудничает с органами власти всех уровней. Президент России в 2000-2008 гг. Владимир Путин, как и сменивший его Д. Медведев (посетивший 5 декабря 2007 г. Московский еврейский общинный центр) в своих речах регулярно отмечают пагубность расизма и ксенофобии вообще и антисемитизма — в частности. В январе 2005 г., выступая на торжествах, посвященных 60-летию освобождения Советской Армией узников концлагеря Аушвиц, президент даже заявил о том, что ему стыдно, что в стране, победившей фашизм, в настоящее время сохраняется антисемитизм. В своих публичных выступлениях В. Путин и Д. Медведев требуют от правоохранительных органов активнее бороться с национализмом и ксенофобией, а также решительно выявлять идейных вдохновителей межэтнической розни. Владимир Путин также поддержал намерение ФЕОР открыть Музей толерантности. В октябре 2006 г. по инициативе генерального секретаря ЕАЕК М. Членова была создана Экспертная группа еврейской общины России по проблемам антисемитизма при комиссии ВЕК по бывшему СССР.
В ФЕОР работает специальный департамент по взаимодействию с Вооруженными Силами, МЧС и правоохранительными учреждениями. Руководит работой этого департамента раввин Аарон Гуревич. В 2007 г. было достигнуто соглашение о сотрудничестве между ФЕОР и Федеральной службой исполнения наказаний. В сентябре 2009 г. в одной из исправительных колоний в Архангельской области была открыта первая тюремная синагога.
В рамках реституции общины получили здания некоторых синагог. В других местах государство выделило земельные участки для строительства. Сложнее обстоит дело с реституцией других видов общинной собственности. Так, передача свитков Торы была в 2000 г. фактически заморожена после конфликта ФЕОР и КЕРООР за право распоряжаться этими свитками. До сих пор не выполняется, даже символически, параграф Закона о НКА об обязательном финансировании автономий из госбюджета.
Согласно социологическим исследованиям, долю идеологических (последовательных) антисемитов можно оценивать примерно как 6–9% населения. Отдельные негативные стереотипы в отношении евреев в разной степени разделяют 17%–64% населения. В России распространены такие виды антисемитского вандализма, как оскорбительные граффити на стенах синагог, осквернение кладбищ. Надо отметить также появление в 1990-х гг. в России т.н. ревизионистов Холокоста, чьи взгляды, благодаря массовому неверию официальной историографии, начали распространяться даже через художественную литературу, а также возникновение, начиная с 2005 г., нескольких случаев «кровавого навета» (Красноярск, Истра, Липецк). Кроме того, типично российской спецификой стало распространение в 1990-е гг. т.н. «хазарского мифа», связывающего беды Руси и России с хазарами, принявшими иудаизм и их потомками, якобы захватившими власть в 1917 г. В основном антиеврейские выпады сосредоточены в СМИ, поддерживаемых маргинальными оппозиционными партиями и организациями.
Антисемитизм в РФ традиционно продолжает оставаться составной частью ультраправого консервативного идеологического поля, не будучи монополизированным какой-то одной партией или лидером. Среди приверженцев антисемитизма — радикальные националисты, неонацисты различных видов, религиозные фундаменталисты (принадлежащие как к православной традиции — в том числе к течениям, альтернативныйм РПЦ МП, так и к исламу и неоязычеству).
Надо заметить, что начиная со второй половины 2006 г. правоохранительные органы стали жестче реагировать на антисемитскую деятельность радикалов. Можно говорить уже о некоторой системности действий властей, в рамках которых судебным преследованиям подвергаются не только исполнители преступлений, но и их вдохновители.
В настоящее время евреи отнюдь не являются основным объектом этнических фобий для большинства граждан. Куда шире распространено и куда радикальнее и откровеннее выражается предубеждение по отношению к уроженцам Кавказа, цыганам и др. Свое влияние оказывает и западный стереотип недопустимости откровенного антисемитизма в риторике политика, претендующего на популярность и респектабельность.
Дипломатические отношения России и Израиля были установлены в 1991 г (посол с 2006г. — Анна Азари). Отношения России и Израиля можно назвать дружественными, обе страны рассматривают друг друга как союзников в борьбе с терроризмом. В Москву регулярно, начиная с 1994 г., приезжают с визитами высокопоставленные представители Израиля (в том числе практически все премьер-министры, начиная с И. Рабина). В апреле 2005 г. впервые в истории России президент Владимир Путин посетил Израиль с официальным визитом. В январе 2006 г. Россия, наряду с Австралией, Израилем, Канадой и США выступила инициатором принятия резолюции ООН, в которой предлагалось объявить 27 января Международным днем памяти жертв Холокоста. В феврале 2008 г. посол России в Израиле П. Стегний заявил, что безопасность Израиля является главной заботой российского государства на Ближнем Востоке. На торжествах по случаю 60-летия Государства Израиль Россию представлял спикер Совета Федерации С. Миронов.
Создана торговая палата «Израиль-Россия», которую возглавил известный израильский промышленник Л. Леваев. Заключены соглашения об экономическом и политическом сотрудничестве (в основном – в сфере борьбы с преступностью и терроризмом). В мае 2006 г. была достигнута договоренность о расширении воздушных сообщений между Израилем и Россией, а Торгово-промышленная палата России и Ассоциация промышленников Израиля подписали соглашение о сотрудничестве. Израиль стал одним из центров российского туризма. В 2008 г. было подписано соглашение о взаимной отмене визового режима между Россией и Израилем. Действует Лига парламентской дружбы «Израиль-Россия» (со-председатели — депутаты Кнессета Роберт Илатов и Зеэв Элькин). Со стороны Совета Федерации группу по сотрудничеству с Кнессетом возглавляет президент ВКРЕ Б. Шпигель. В мае 2008 г. в Москве прошли торжества, посвященные 60-летию Государства Израиль. Был выпущен специальный номер журнала «Вокруг света» посвященный еврейству, иудаизму и Государству Израиль. В московском Государственном музее Востока в конце мая 2008 г. при поддержке ЕАЕК открылась выставка живописи, рисунка и графики «Средняя Азия – Москва – Иерусалим в творчестве еврейских художников», посвященная 60-летию провозглашения независимости Государства Израиль и 90-летию Государственного музея Востока.
Окончательно превратить эти отношения в союзнические мешает стремление России сохранить свои контакты с бывшими союзниками СССР на Ближнем и Среднем Востоке из числа режимов и организаций, которые Израиль считает враждебными. Во время операции ЦАХАЛа «Литой свинец» в январе 2009 г. в Москве, С.-Петербурге, Казани и Махачкале прошел ряд антиизраильских публичных акций, организованных представителями радикальных исламских и левых кругов. С другой стороны, духовные управления мусульман в С.-Петербурге и Татарстане предпочли не принимать участия в антиизраильских митингах.
В июле 2009 г. израильские авиакомпании отказались от чартерных программ в Краснодар, Сочи и Ростов-на-Дону, не добившись от российских властей права на присутствие израильских вооруженных охранников в аэропортах прибытия. Ответной мерой стал запрет на выполнение аналогичных рейсов российскими авиакомпаниями.
В России образовалась заметная израильская община. Даже по официальным данным в стране проживает не менее 1000 граждан Израиля. Неофициальные же источники называют цифру в 20 и даже 50 тысяч. Начиная с 2002 г. в России проходят фестивали израильского кино. В Москве и С.-Петербурге с 2004 г. действует проект «Эшколь: современная израильская и еврейская культура».
В Москве проходит ежегодный торжественный прием Евроазиатского еврейского конгресса (конгресса еврейских общин).
В столице Татарстана Казани 8-10 декабря 2008 г. состоялись два значимых мероприятия еврейства Евразии: сессия Генерального совета ЕАЕК, в которой приняли участие еврейские лидеры стран СНГ, Японии, Монголии, Болгарии, Грузии и III Отчетно-выборная конференция Федеральной еврейской национально-культурной автономии (ФЕНКА), собравшая представителей 38 региональных и местных еврейских национально-культурных автономий. Президент ЕАЕК Александр Машкевич провел в Казани встречу с председателем Государственного совета Республики Татарстан Фаридом Мухамедшиным. 25 июня 2009 г. ЕАЕК совместно с Национальной конференцией в поддержку евреев России, Украины, стран Балтии и Евразии (NCSJ) провели в Москве благотворительный концерт выдающегося пианиста Михаила Намировского.
На фотографиях: юбилейный съезд Ваада России, приуроченный к 20-тилетию учредительного съезда Ваада СССР (вверху); конференция Федеральной еврейской национально-культурной автономии России (внизу).