Комментарии и анализ
Председатель Генерального совета ЕАЕК, председатель Ваада Украины Иосиф Зисельс на митинге солидарности с Израилем в Киеве
|
Еврейская община Украины
01.05.2010, Общины Евразии Украина – правопреемник Украинской ССР. Площадь – 603,7 тыс. кв. км. Численность населения – чуть меньше 46 миллионов человек (2009 г.).
Украина – парламентско-президентская республика. Президент (с 2005 г.) – Виктор Ющенко, очередные выборы должны состояться в январе 2010 г. Законодательная власть представлена однопалатным парламентом (Верховная рада Украины), избираемым по пропорциональной системе. Парламентское большинство (коалиция, состоящая из фракций) выдвигает кандидатуру премьер-министра (которую президент представляет парламенту на утверждение) и в целом формирует правительство. Премьер-министр с 2007 г. – Юлия Тимошенко.
Еврейские общины появляются на территории современной Украины в первых веках н.э. в эллинистических государствах Крыма и Северного Причерноморья. Археологические данные позволяют утверждать, например, что знаменитая херсонесская «базилика 1935 года», запечатленная даже на одном из вариантов украинских денежных купюр, изначально была синагогой, позднее переделанной под христианский храм. Следующий этап еврейской истории Украины связан с Хазарским каганатом – государством, правители которого исповедовали иудаизм. Хазария контролировала значительную часть территории современной Украины. Первым аутентичным документом, в котором упоминается Киев, является письмо на иврите, датируемое X в. и составленное, по всей видимости, представителями местной еврейской общиной. Упоминания о раннесредневековых славяноязычных («кенаанитских») еврейских общинах региона исчезают в XIII в. после т.н. «татаро-монгольского» нашествия. Однако, по всей видимости, в рамках этого процесса на территорию Украины (в первую очередь в Крым и, возможно, в Северное Причерноморье) попадают тюркоязычные еврейские группы, образующие как раббанитские (т.е. «ортодоксальные», талмудические), так и караимские общины.
В последующие века происходит процесс переселения евреев из Восточной и Центральной Европы на контролировавшуюся польско-литовским государством часть территории современной Украины. В значительной степени именно на территории Украины сформировался облик восточноевропейского (ашкеназского) еврейства со своеобразной культурой местечка (штетла). Здесь в XVIII в. возник хасидизм – своеобразное движение внутри иудаизма, была написана богатая литература на идиш (разговорном языке евреев-ашкеназов). Могилы основателя хасидизма р. Израиля Баал Шем Това (в Меджибоже), р. Нахмана из Брацлава (в Умани) и других хасидских цадиков (учителей) ежегодно привлекают в украинскую глубинку десятки тысяч паломников со всего света.
В середине XVII в. во время восстания Богдана Хмельницкого значительная часть еврейского населения Украины (в первую очередь на левом берегу Днепра) была истреблена, изгнана или бежала. В 1793–1795 гг. в результате разделов Польши большая часть территории современной Украины была присоединена к Российской империи, меньшая – к Австро-Венгерской. В России для евреев была установлена «черта еврейской оседлости», за пределы которой они не могли выезжать без специального разрешения. В начале ХХ в. на территории нынешней Украины проживало около 2 миллионов евреев. В 1881 г. и 1905–1906 гг. по российской части Украины прокатилась волна погромов. В конце XIX – начале XX вв. из-за тяжелого экономического положения и погромов из «черты оседлости» эмигрировали значительные массы еврейского населения (главным образом – в Северную Америку, а также в Южную Америку, Австралию, Южную Африку и Палестину). После официальной отмены «черты оседлости» в 1917 г. значительное количество украинских евреев мигрировали вглубь страны (в первую очередь – в крупные города РСФСР). Во время Гражданской войны 1918–1920 гг. несколько сотен тысяч евреев (по разным оценкам от 200 до 500 тысяч) на территории Украины были убиты в ходе погромов.
В 1920-е – 1930-е гг. на территории советской Украины действовали многочисленные культурные, образовательные, религиозные и кооперативные организации, функционировали суды на идиш, еврейские сельсоветы. В конце 1920-х – начале 1930-х гг. в степном Крыму и Северном Причерноморье были созданы еврейские национальные районы. Одновременно шла борьба с религиозными общинами и сионистскими организациями, достаточно сильными на Украине в 1920-е гг., а также искоренение культуры на иврите. В конце 1930-х гг. национальные районы были упразднены, большинство еврейских организаций закрыты, а их функционеры – репрессированы.
К началу 1941 г. на территории современной Украины проживали около 3 миллионов евреев. Во время нацистской оккупации выжили немногим более 110 тысяч евреев (в основном в румынской зоне оккупации) и свыше миллиона успели эвакуироваться. Остальные были уничтожены нацистами и их пособниками. Символом Холокоста на Украине стал Бабий Яр в Киеве, где в сентябре 1941 г. за три дня были расстреляны около 33 тысяч евреев. В настоящее время на Украине существует Всеукраинская ассоциация евреев - бывших узников гетто и концлагерей (зарегистрирована в 1993 г.).
В конце 1940-х гг. были закрыты последние существовавшие в УССР еврейские культурные учреждения. С этого момента и до конца 1980-х гг. единственным легальным еврейским институтом оставалась синагога. Число религиозных общин сильно сократилось в период антирелигиозной кампании 1958–1964 гг. В 1960-е – 1980-е гг. Украина стала одним из центров еврейского независимого движения.
Согласно переписи 1959 г. на территории современной Украины проживали 840,3 тысячи евреев. По переписи 1970 г., еврейское население УССР уменьшилось до 777,1 тысячи человек, а по данным переписи 1979 г. – до 634,2 тысяч. Причиной уменьшения численности были потери, понесенные во время Холокоста, а также низкая рождаемость, эмиграция и ассимиляция.
Согласно переписи населения 1989 г. в УССР проживали 487,3 тысячи евреев. В основном это были жители крупных и средних городов. В 1989 – 1990-х гг. в период «большой алии» в Израиль, США и ФРГ по «еврейской линии» с Украины выехали свыше 450 тысяч человек (из них в Израиль – около 320 тысяч). В последние годы алия с Украины продолжается, но ее масштаб незначителен, и до последнего года количество уезжающих в Израиль неуклонно уменьшалось. В 2007 г. алию совершили 1450 чел., что было на 18% меньше, чем в 2006 г.; в 2008 г. алия с Украины составила 1310 чел. По предварительным данным за 2009 г. количество уезжающих в Израиль (впервые за многие годы) несколько увеличилось – за первые девять месяцев алию уже совершили больше 1000 чел. (прирост 13% по сравнению с аналогичным периодом 2008 г.).
По данным переписи 2001 г. «евреями» себя назвали 103 600 человек. Только 3100 из них назвали своим родным языком идиш. По оценкам лидеров еврейских организаций реально в стране проживают от 200 до 400 тысяч евреев, просто многие не показали или скрыли свою этническую принадлежность. Средний возраст евреев Украины – более 50 лет. Уже сейчас этот фактор может привести к резкому сокращению общины. Помимо евреев-ашкеназов в республике живут небольшие группы крымчаков (700), а также бухарских, горских и грузинских евреев. Кроме того, существует небольшая община крымских караимов (по данным переписи 2001 г. - 834 человека, из них 671 человек – в Автономной республике Крым). Крымчаки и крымские караимы – автохтонные еврейские субэтнические группы, сформировавшиеся на территории Украины. Правда, официальное руководство большинства современных украинских караимских организаций (в первую очередь Ассоциации крымских караимов «Крымкарайлар», Высшего совета крымских караимов Украины и Духовного управления караимов Украины) отказываются признавать караимов частью еврейского народа, делая акцент на тюркских элементах национальной культуры. По пути «тюркизации» национального самосознания пошли и лидеры некоторых организаций крымчаков.
Первая независимая легальная еврейская организация в УССР – Черновицкий фонд сохранения еврейского кладбища – была создана в июне 1988 г. (с августа 1988 г. – Черновицкий еврейский общественно-культурный фонд). В 2008 г. самые старые еврейские организации Украины отметили свое двадцатилетие – в первую очередь выросший из Черновицкого фонда Ваад Украины, а также Еврейский совет Украины. На начало 2009 г., согласно данным Государственного комитета по делам национальностей и религии, на Украине было зарегистрировано 288 национальных еврейских организаций и 295 иудейских религиозных общин. К ним следует прибавить еще около 100 еврейских благотворительных организаций и фондов. Правда, по данным Натива только 15% украинских евреев (точнее, людей, имеющих право на репатриацию согласно соответствующему израильскому закону) принимают какое-то участие в программах и мероприятиях этих организаций; 85% евреев Украины никак не участвуют в организованной еврейской общинной жизни.
На Украине работают представительства основных международных еврейских организаций – Джойнта, Сохнута, Клеймс Конференс, Гиллеля. Офисы Сохнута действуют более чем в 70 городах Украины. Представительства Джойнта – в четырех городах Украины. Под патронатом Джойнта почти в 70 городах Украины действуют Хэседы (благотворительные центры), обслуживавшие на пике своего развития в начале 2000-х гг. около 120 тысяч человек. Параллельно в некоторых городах на западе Украины существуют и свои собственные благотворительные организации, объединенные в систему «Милосердие – Маген Авот» (последняя была создана в начале 1990-х гг. Ваадом Украины и поддержана Объединением иудейских религиозных организаций Украины; в 1996 г. большинство ее представительств были переданы Джойнту под нажимом последнего).
В республике действуют несколько всеукраинских еврейских организаций и «зонтичных» объединений местных общин. В отличие от представительства международных структур, «автохтонные» объединения характеризует отсутствие жесткой иерархии. В сложившихся на Украине реалиях скорее речь идет о существующих достаточно автономно местных организациях, членство которых в тех или иных «зонтичных» объединениях носит довольно формальный характер и мало влияет на повседневную деятельность. Это относится даже к организациям ХаБаДа, которые в некоторых других постсоветских странах отличаются довольно централизованной структурой и иерархией.
Ваад (Ассоциация еврейских организаций и общин) Украины (председатель – Иосиф Зисельс) официально был создан как самостоятельная организация в январе 1991 г. (зарегистрирован в мае 1991 г. – первым из всеукраинских еврейских объединений), а ранее фактически являлся частью единого союзного Ваада (Конфедерации еврейских организаций и общин СССР). На настоящий момент Ваад Украины объединяет 266 организаций из 90 городов и является наиболее авторитетной внутри страны и в системе мирового еврейства «зонтичной» организаций украинской еврейской общины. В 2002 г. Ваад Украины выступил одним из учредителей Евроазиатского еврейского конгресса (ЕАЕК), а И. Зисельс возглавил Генеральный совет Конгресса.
Еврейский совет Украины (председатель – Илья Левитас) был создан в 1992 г. на основе созданного в 1991 г. Республиканского товарищества еврейской культуры, которое, в свою очередь, стало преемником Киевского общества еврейской культуры, учрежденного еще в 1988 г. при Фонде культуры УССР. На всеукраинском уровне Еврейский совет Украины и Общество еврейской культуры Украины были зарегистрированы в 1993 г.
Всеукраинский еврейский конгресс (ВЕК, президент – бизнесмен Вадим Рабинович) был создан и зарегистрирован в 1997 г. В 1999 г. В. Рабинович возглавил Всеукраинский союз еврейских общественных организаций «Объединенная еврейская община Украины» (ОЕОУ; как правило, используется сокращенный вариант названия). Однако реального объединения всех еврейских лидеров под руководством Рабиновича не получилось. Тем не менее, ВЕК добился ряда бесспорных достижений, в числе которых – присутствие в информационном пространстве.
В октябре 2008 г. президентом ОЕОУ был избран крупный предприниматель, один из самых богатых людей Украины Игорь Коломойский (ранее не проявлявший большой активности в еврейской общественной деятельности на всеукраинскому уровне, но известный финансовой поддержкой Днепропетровской еврейской общины). За год, прошедший с момента избрания президентом ОЕОУ, И. Коломойский не проявил себя активно в качестве общинного лидера национального масштаба, однако оказывал финансовую помощь некоторым общинам, программы которых серьезно пострадали в результате экономического кризиса.
Также в 1997 г. был создан Еврейский фонд Украины (ЕФУ). Основателем и первым президентом ЕФУ был харьковский бизнесмен и народный депутат Украины Александр Фельдман, исполнительным директором – Аркадий Монастырский. Зимой 2008 г. пути основателей ЕФУ разошлись в связи с различными концепциями развития организации. В январе 2008 г. А. Фельдман совместно с Эдуардом Долинским (ранее – исполнительным директором Объединенной еврейской общины Украины) зарегистрировал всеукраинскую организацию Украинский еврейский комитет (УЕК), призванную по образцу Американского еврейского комитета стать скорее политическим, представительским и лоббистским, нежели собственно общинным органом. Новым президентом ЕФУ в апреле 2008 г. стал бизнесмен Олег Гросман, исполнительным директором остался А. Монастырский. При этом А. Монастырский в феврале 2008 г. зарегистрировал еще одну всеукраинскую организацию с той же аббревиатурой – Еврейский форум Украины, и иногда использует это название.
Еврейская конфедерация Украины (ЕКУ, президент – Сергей Максимов) была создана и зарегистрирована в 1999 г. фактически как альтернатива ВЕКу. Однако и Конфедерации не удалось стать реальным объединением большинства общинных структур. С некоторой долей упрощения можно сказать, что ЕКУ стала «светским» сателлитом Объединения иудейских религиозных организаций Украины
В стране действуют также несколько всеукраинских религиозных иудейских объединений: ортодоксальные общины входят в Объединение хасидов ХаБаД-Любавич иудейских религиозных организаций Украины (бывшая Федерация еврейских общин Украины, ФЕОУ, президент – р. Меир Стамблер, объединяет, по официальным данным января 2009 г., 124 зарегистрированные общины), Объединение иудейских религиозных организаций Украины (ОИРОУ, исполнительный директор – Евгений Зискинд, по официальным данным объединяет 82 общины) и Всеукраинский конгресс иудейских религиозных общин (ВКИРО, руководитель – р. Моше-Реувен Асман, 13 зарегистрированных общин). У приверженцев реформистского иудаизма существует своя организация – Религиозное объединение общин прогрессивного иудаизма Украины (РООПИУ, президент – Александр Злотник), в которую входит 51 зарегистрированная община. Еще 25 официально зарегистрированных религиозных общин не входят ни в одно всеукраинское объединение и действуют самостоятельно.
После многих лет сосуществования нескольких претендентов на статус главного раввина Украины к 2009 г. этот титул закрепился за карлинстолинским хасидом р. Яковом-Довом Блайхом, который еще в 1991 г. был провозглашен главным раввином Киева и Украины. Ранее ситуация была осложнена тем, что в сентябре 2003 г. на Съезде раввинов Украины главным раввином был избран представитель движения ХаБаД-Любавич р. Азриэль Хайкин. В первую очередь его поддержали раввины, входящие в ФЕОУ (а таковых на Украине большинство), однако, поскольку в работе съезда принимали участие раввины ОИРОУ и ВКИРО, р. А. Хайкина действительно можно было считать легитимно избранным главным раввином. Это, правда, не помешало в 2005 г. на съезде Всеукраинского еврейского конгресса избрать еще одного главного раввина – им стал р. Моше-Реувен Асман, который также является представителем любавичского хасидизма, однако он был в конфликте с ФЕОУ. В 2008 г. пятилетняя каденция р. А. Хайкина закончилась, и он покинул Украину. Избрания нового главного раввина не произошло, офис Главного раввината Украины в Киеве, функционировавший при поддержке ФЕО СНГ, закрылся. В итоге к концу 2008 г. единственным главным раввином Украины остался р. Блайх, поскольку р. Асман стал называть себя Главным раввином Киева.
Кроме того, в 2003 г. реформистские общины избрали Главного раввина прогрессивного иудаизма – им стал р. Александр Духовный.
Крупными религиозными центрами на Украине, помимо Киева, являются Одесса, Харьков и Днепропетровск, претендующий на статус неформальной «еврейской столицы» Украины. Летом 2008 г. было объявлено, что в Днепропетровске при финансовой поддержке бизнесменов Игоря Коломойского и Геннадия Боголюбова будет построен самый большой на территории бывшего Советского Союза общинный центр, где и планируется разместить в будущем офисы ХаБаДской Федерации и других еврейских организаций. В начале 2009 г. строительство началось. Осенью 2008 г. главный раввин Днепропетровска Шмуэль Каминецкий принял участие в съезде Объединенной еврейской общины Украины в качестве главного раввина ОЕОУ.
Одной-двумя общинами, заметными на местном уровне, на Украине представлены сквирский и брацлавский хасидизм и др. В Киеве, Черновцах, Бердичеве и некоторых других городах заметна деятельность представителей консервативного направления иудаизма. В 2006 г. на Украине было зарегистрировано представительство «Мидрешет Иерушалайм», израильской организации, занимающейся образовательной деятельностью под эгидой Движения консервативного иудаизма (глава представительства – директор «Мидрешет Иерушалайм» по СНГ и Восточной Европе Гила Кац). В январе 2006 г. в Киеве был открыт Образовательно-культурный центр Движения консервативного иудаизма (координатор программ – Диана Гольд).
Существует Украинский комитет кашрута, филиал Департамента кашрута Федерации еврейских общин России, возглавляемый главным раввином Донецка р. Пинхасом Вышецким. Действует также Лига «Маген», занимающаяся борьбой с мессианскими иудео-христианскими движениями, пытающимися обратить евреев в свою веру. Деятельность объединений мессианских евреев («Евреи за Иисуса» и др.) на Украине весьма заметна, однако в последние годы даже с точки зрения государства эти организации не являются еврейскими – несмотря на их требования, Госкомнацрелигии не регистрирует их официально как «иудейские». Кроме того, зарегистрировано 13 караимских религиозных общин (из них 9 – в Крыму).
Значительный блок проблем связан с реституцией еврейской общинной собственности. В марте 1992 г. президент Украины подписал Указ «О мерах по возвращению религиозным организациям культового имущества», согласно которому религиозным общинам должна быть возвращены культовые здания и собственность, конфискованная у них в советские времена. В результате, благодаря усилиям еврейских организаций, были возвращены некоторые провинциальные синагоги и две синагоги в Киеве – Галицкая и Центральная синагога Киева (синагога Бродского), причем в последнем случае община профинансировала перенос кукольного театра, размещавшегося в помещении синагоги, в другое здание. Несколько зданий местные власти передали религиозным общинам вместо разрушенных зданий синагог (Белая Церковь, Черкассы, Овруч, Чернигов, Новоград-Волынский). В основном проблемами реституции занимались Ваад Украины и ОИРОУ, запустившие в 1995 г. программу каталогизации еврейской собственности на Украине. Из известных Вааду Украины более чем 2500 объектов бывшей еврейской собственности за 15 лет возвращено около 50. Последнее здание, переданное еврейской общине – синагога в Черновцах (осень 2007 г.). Процесс реституции затрудняется тем, что государство, несмотря на неоднократные попытки, так и не составило официальный реестр еврейских культовых зданий, в результате чего в процессе приватизации учреждений, находящихся в помещениях синагог, нередко приватизируются и здания. Кроме того, существует также проблема возвращения общинам культового имущества, в первую очередь – хранящихся в государственных архивах свитков Торы. Имеют место скандалы, связанные с тем, что в тех редких случаях, когда общинам были переданы на хранение и в пользование находящиеся на балансе государства свитки Торы, архивные организации обвиняют (насколько можно судить, ложно) общины в порче госимущества. В октябре 2007 г. президент Украины подписал указ «О передаче иудейским религиозным общинам Украины свитков Торы», согласно которому Кабинету министров поручалось «проработать в месячный срок вопрос о передаче в установленном порядке иудейским религиозным общинам Украины свитков Торы, которые находятся в Национальном архивном фонде Украины». По сути, указ противоречит действующему законодательству, и выполнен он не был.
В крайне плохом состоянии находятся практически все еврейские кладбища Украины. Несмотря на имеющийся договор с США и соответствующий указ Кабинета министров, государство не занимается этой проблемой, а общины не имеют необходимых средств на уход за кладбищами. Летом 2009 г. действующий под эгидой Ваада Украины Центр еврейского образования Украины (директор – Яна Яновер) начал реализовывать масштабный проект, направленные на описание, каталогизацию и приведение в порядок еврейских кладбищ на территории страны. О намерении инициировать похожий проект осенью 2009 г. заявила также ХаБаДская Федерация (координировать проект, согласно информационному сообщению, будет житомирский раввин Шломо Вильгельм).
Начиная с осени 2008 г. еврейские общины Украины серьезно пострадали из-за сокращения финансирования. Были свернуты или значительно сокращены некоторые программы, особенно благотворительные и образовательные, перестали выходить многие печатные издания, были случаи закрытия еврейских школ.
Количество проявлений антисемитизма в последние годы в Украине уменьшается: совместный мониторинг Ваада Украины, Конгресса национальных общин Украины и ЕАЕК (руководитель программы мониторинга – Вячеслав Лихачев) фиксирует заметный спад по основным показателям, в том числе по количеству идеологически мотивированных нападений на евреев и актов вандализма. По предварительным данным первых десяти месяцев 2009 г. было зафиксировано одно нападение; в 2008 г. таких происшествий было зафиксировано 4; в 2007 г. – 7; в середине 2000-х гг. доходило до десяти нападений в год. В 2008 – 2009 гг. была зафиксирована также позитивная динамика в сфере антисемитского вандализма относительно 2006 – 2007 гг., хотя и не очень существенная. Наиболее заметный спад в 2007 – 2009 гг. произошел сфере пропаганды антисемитизма, что было связано с окончанием антисемитской кампании со стороны Межрегиональной академии управления персоналом, которая в средине 2000-х гг. продуцировала более 90% всех антисемитских публикаций, выходивших в республике.
Дипломатические отношения между Украиной и Израилем были установлены в 1991 г. Чрезвычайный и полномочный посол Государства Израиль на Украине с весны 2007 г. – Зина Калай-Клайтман.
Номинально существует Торговая палата «Украина–Израиль» (президент – Вадим Рабинович). В июле 2008 г. Израиль впервые назначил на Украине атташе по торговле, им стала Александра Аронина (ранее Украину курировал торговый атташе израильского посольства в Бухаресте).
На Украине действуют 37 дневных еврейских школ, финансируемых (до осени 2008 г.) в основном фондом «Ор-Авнер», 60 воскресных школ, 11 детских садов, 8 иешив, 70 ульпанов, где в общей сложности обучается около 10 тысяч детей и взрослых. Осенью 2008 г. «Ор Авнер» в силу финансовых трудностей приостановил поддержку средних школ; в настоящее время еврейские общины ищут выход из сложившейся ситуации, пытаясь найти поддержку у местного бизнеса. Помимо ХаБаДских школ, на Украине есть также гимназии, существующие под эгидой карлинстолинского фонда «Орах хаим», а также сеть технологических лицеев ОРТ. Основная проблема еврейского среднего образования заключается в низкой конкурентоспособности еврейских школ по удобству расположения, оснащенности, уровню преподавания общеобразовательных предметов и перспективам поступления в престижные вузы.
Летом при поддержке Сохнута, Джойнта, Ор-Авнера, Мидрешет Иерушалайм и Ваада Украины организуются детские, молодежные и семейные лагеря для отдыха. Весной 2006 г. в рамках программы Сохнута «Маса Шорашим» около 400 еврейских школьников со всего постсоветского пространства в течение десяти дней ездили по украинским местечкам, связанным с еврейской историей.
Высшее образование в области иудаики в Киеве можно получить в Международном Соломоновом университете (глава совета учредителей МСУ Роман Шапшович, ректор – Александр Розенфельд). Восточно-украинский филиал (ВУФ) МСУ существует в Харькове. В октябре 2008 г. ВУФ МСУ подписал договор о сотрудничестве с Харьковским государственным университетом (ХГУ) и Центром Чейза Еврейского университета в Иерусалиме, результатом чего стало открытие совместного центра на базе ХГУ. В Днепропетровске действует женский колледж «Бейт-Хана». В Одессе в 2003 г. открылся религиозный Еврейский университет (в 2007 г. переименованный в Еврейский финансово-экономический университет, а в 2008 г. – в Южноукраинский еврейский университет «ХаБаД – Одесса»), выпустивший в 2007 г. первых бакалавров.
В 1993 г. Ваадом Украины в Киеве был создан Институт иудаики (ИИ, основатель – Леонид Финберг, директор с 2006 г. – Юлия Смилянская), ведущий в настоящее время несколько десятков исследовательских проектов. ИИ ежегодно проводит конференции «Еврейская история и культура в Восточной Европе», ведет активную архивную и издательскую деятельность. С 2003 г. на гуманитарном факультете Национального университета «Киево-Могилянская академия» (НаУКМА) работает сертификатная программа по иудаике, первый выпуск которой состоялся в 2006 г. В том же году в результате координации усилий Института иудаики и кабинета иудаики Центральной научной библиотеки им. Вернадского при НаУКМА был создан Центр изучения истории и культуры восточноевропейского еврейства (директор – Леонид Финберг). Центр продолжил ряд программ Института иудаики, а также инициировал несколько новых исследовательских и издательских проектов.
В августе 2008 г. при поддержке ЕАЕК в Черновцах прошла Неделя еврейской истории и культуры Буковины, в рамках которой, в частности, состоялась международная конференция «Язык и культура идиш». В конце 2008 г. в Черновцах при финансовой поддержке ЕАЕК открылся музей истории еврейской жизни Буковины. В Днепропетровске усилиями местной общины строится Музей Холокоста. Во многих провинциальных музеях (Винница, Мариуполь, Хмельницкий, Бахмут, Меджибож) существуют экспозиции, посвященные истории еврейских общин соответствующего региона.
В Институте этнонациональных и политических исследований им. И. Кураса Национальной академии наук Украины под руководством Александра Зарембы существует Центр еврейской истории и культуры (до 2008 г. – Отдел истории и культуры еврейского народа). На базе Института действует Всеукраинский центр изучения истории Холокоста (директор – Анатолий Подольский). Можно отметить значительные успехи украинских исследователей в изучении истории Холокоста. Киевский Центр изучения истории Холокоста и днепропетровский Центр «Ткума» выпускают тематические научные журналы – соответственно, «Холокост и современность» и «Вопросы Холокоста».
С 2004 г. ряд образовательных и исследовательских проектов осуществляет Международный центр еврейского образования и полевых исследований (директор – Артем Федорчук, координатор по Украине – Вячеслав Лихачев). В 2009 г. был практически закончен крупнейший исследовательский проект Центра – полное описание уникального караимского средневекового некрополя в Чуфут-Кале (Бахчисарайский район Автономной республики Крым) и запущен сайт, содержащий электронный каталог кладбища.
Количество еврейских периодических изданий в 2008–2009 гг. сократилось из-за проблем с финансированием. Перестали выходить газета «Еврейский обозреватель» (издавалась Еврейской конфедерацией Украины с 1999 г.) и журнал «Гешер. Мост» (издавался Сохнутом). Продолжают выходить газеты «ВЕК» (издается Всеукраинским еврейским конгрессом с 1997 г.), «Еврейские вести» (орган Еврейского совета Украины, финансируется государством). После почти годичного перерыва, вызванного финансовыми трудностями, в октябре 2009 г. при поддержке ЕАЕК возобновилось издание старейшей из существующих украинских еврейских СМИ газеты «Хадашот» (выходит с 1991 г., издатель – Ваад Украины). Из журналов стоит отметить литературно-публицистический альманах «Егупец» (издается киевским Институтом иудаики), «От сердца к сердцу» (издание ХаБаДа), «Орах Хаим» (издание ОИРОУ) и «Гешер. Мост» (орган Сохнута). Свои издания имеют практически все крупные региональные общины.
Наверх
|
|