Комментарии и анализ
Велвл Чернин (фото В. Лихачева)
|
Евреи-субботники как субэтническая группа: попытка обзора современного состояния
17.10.2010, Общины Евразии Велвл Чернин
В конце XVIII в., во время разделов Польши, в результате которых в состав Российской Империи вошли территории с многочисленным ашкеназским еврейским населением, ставшим основой той культурно-исторической общности, которую принято называть российским или русским еврейством, русские субботники уже существовали в качестве особой конфессиональной группы. XIX век стал периодом интенсивного сближения религиозной практики субботников с нормативным иудаизмом и формирования двух достаточно четко очерченных конфессиональных групп в среде субботников: геров (талмудистов, шапочников) и субботников-караимов. Первые пошли по пути полного перехода в ортодоксальный иудаизм в его ашкеназском варианте, а вторые, не приняв Талмуда, пытались найти для себя модель для подражания в традиционном еврейском мире в виде караимского направления в иудаизме.
Для субботников-караимов в целом было характерно сохранение четкого русского этнического самосознания, сочетавшееся с не менее четким осознанием своей принадлежности к «еврейской вере». Их контакты с крымскими и литовскими караимами, послужившими для них до некоторой степени в качестве «еврейской модели для подражания», были эпизодическими и организационно не оформленными, в частности, из-за отрицания нормативным караимизмом возможности приема прозелитов, делавшего саму идею существования общины караимов нееврейского происхождения оксюмороном.
Принципиально иной была ситуация с субботниками-герами, стремившимися к максимальному сближению с «природными евреями». Представители этой группы активно использовали для богослужения древнееврейский язык, отправляли своих сыновей учиться в иешивы, приглашали ашкеназских евреев в качестве меламедов, раввинов, канторов и резников. На протяжении поколений имели место браки между герами-субботниками с одной стороны и ашкеназскими и горскими евреями – с другой. Согласно формулировке российской «Энциклопедии народов и религий мира», «геры-субботники фактически слились с евреями» 1.
Царский манифест о свободе совести от 17 апреля 1905 г. официально положил конец религиозным гонениям против субботников, продолжавшимся более столетия. Одновременно он дал возможность официальной регистрации их общин. При этом следует особо отметить, что, поскольку русская администрация на местах была склонна рассматривать субботников в качестве евреев («новых жидов», по вероисповедному признаку), то имели место попытки применения ограничительных законов, направленных против евреев. В этой связи российское министерство внутренних дел издало в 1908 г. циркуляр с разъяснением, что субботники имеют равные права с коренным населением и что ограничительные законы, направленные против евреев (в частности, о черте оседлости), на них не распространяются. Однако применение к субботникам антиеврейских законов продолжалось, и министерство внутренних дел было вынуждено издать в 1909 г. еще один циркуляр аналогичного содержания. Сам по себе этот факт говорит о том, что тенденция к смешению правительственными чиновниками «новых жидов» с «природными жидами» была достаточно устойчивой.
Этноконфессиональный характер иудаизма привел к тому, что с течением времени у субботников-геров начало формироваться не только конфессиональное, но и квази-этническое еврейское самосознание, несмотря на устойчивое сохранение русского языка в качестве языка повседневного общения (а отчасти и в качестве языка религиозной практики), а у большинства групп геров-субботников – также и памяти о своем изначально нееврейском происхождении. Уже в конце XIX в. началась репатриация геров-субботников в Эрец Исраэль, сыгравшая заметную роль в становлении еврейского сельскохозяйственного поселенчества. Эта репатриация имела религиозную мотивацию, но совпала по времени и была до некоторой степени стимулирована еврейским национальным движением, ставившим своей задачей восстановление этнической родины еврейского народа. После установления советской власти тысячи геров-субботников стали членами еврейских колхозов, в частности, в рамках переселенческой деятельности ОЗЕТа и КОМЗЕТа.
Запись части геров-субботников при советской паспортизации в качестве евреев в графе «национальность» и то обстоятельство, что тысячи представителей этой общины стали жертвами Холокоста, способствовали усилению их еврейского самосознания в условиях советизации и снижения роли религии в обществе. Термин «субботник» стал восприниматься во многих (хотя и далеко не во всех) локальных общинах в качестве оскорбительного и подвергающих сомнению еврейство представителей данной группы.
В наше время можно говорить о существовании евреев-субботников в качестве особой субэтнической группы в составе еврейского народа. Этноним «евреи-субботники» является инновацией, появившейся в письменных текстах только в начале XXI в.2 и не имеющей распространения в повседневной речевой практике ни среди самих представителей данной группы, ни среди их иноэтничного и иноконфессионального окружения. Появление термина «евреи-субботник», безусловно, связано с попыткой классифицировать потомков русских прозелитов, сформировавшихся на протяжении многих поколений в особую этноконфессиональную группу, в качестве еще одной субэтнической группы еврейского народа на постсоветском пространстве, наряду с такими группами, как ашкеназские, горские, грузинские, бухарские евреи, а также евреи-крымчаки.
Следует еще раз подчеркнуть, что данный термин не устоялся и остается достаточно условным, не является ни самоназванием, ни экзонимом рассматриваемой этноконфессиональной группы, представляющей собой, по сути, континуум локальных групп, существенно различающихся между собой и практически не поддерживающих между собой контактов на протяжении длительного времени. В качестве самоназвания в различных локальных группах евреев-субботников употребляются такие термины как: «евреи» (Воронежская область), «геры» (Азербайджан), «субботники» (Сибирь). В качестве экзонимов выступают книжные термины «иудействующие», «жидовствующие», а также бытовые – «евреи», «геры», «субботники», «жиды». Использование всех перечисленных терминов имеет географическую и ситуативную привязку.
Русские субботники-геры, от которых происходит община евреев-субботников, изначально привлекали внимание еврейских исследователей, писателей и общественных деятелей. Отношение к ним было положительным и даже восторженным. С восторгом и умилением писал в своих путевых заметках о герах-субботниках в местах их традиционного проживания в России известный еврейский писатель, этнограф и общественный деятель С. Ан-ский (Раппопорт, 1863-1920)3 . Доктор Гилель Йоффе (Яффе, 1864-1936), председатель движения «Ховевей Цион» в Эрец Исраэль, описывая своих воспоминаниях критическую ситуацию, в которой оказались первые еврейские сельскохозяйственные колонии в период турецкого владычества в Эрец Исраэль, так характеризует вклад евреев-субботников в стабилизацию положения: «Именно геры спасли ситуацию. Благодаря своему труду, упорству, скромным потребностям и стойкости они достигли успеха. Геры – очень хорошие евреи, преданные всем сердцем религии, готовые раствориться среди прочих евреев, чтобы жить и умереть в этой стране»4 .
Однако, несмотря на многолетний интерес к герам-субботникам со стороны еврейских интеллектуалов, серьезные исследовательские работы, посвященные субботникам, появились лишь в последние годы. Среди них следует в первую очередь упомянуть статьи Александра Львова, последовательно занимающегося историей и духовной культурой данной этноконфессионаяльной группы5. Следует упомянуть также основательную и во много уникальную работу Валерия Дымшица, посвященную этнографическому описанию геров села Привольное в Азербайджане6.
В отличие от таких субэтнических групп еврейского народа, как, например, ашкеназы, горские евреи и бухарские евреи, у евреев-субботников как субэтнической группы отсутствует собственный специфический разговорный язык. Традиционным разговорным языком евреев-субботников был и остается русский (реже украинский), однако в языке ряда локальных групп евреев-субботников присутствует заимствованная из идиша (или из древнееврейского через идиш) лексика, служащая для обозначения реалий традиционного еврейского образа жизни. Зафиксированы специфические для данной группы фольклорные произведения еврейского религиозного содержания на русском языке.
Традиционный ономастикон евреев-субботников базируется на библейских именах в форме, зафиксированной в русском переводе Библии, или в ашкеназской форме. Встречаются у них и специфически ашкеназские, небиблейские имена. Фамилии евреев-субботников – русские, однако четкая ограниченность их набора и географическая привязка позволяют представителям данной группы определять носителей тех или иных фамилий в качестве «наших» и «не наших». Так, например, в качестве «наших» для евреев-субботников Ильинки Воронежской области определяются фамилии Кожокин, Матвеев, Карпов, для евреев-субботников поселка Высокий Воронежской области – фамилии Гриднев, Черных, Пузанков, Воронин, Кончаков, Юрьев. Отдельные фамилии широко распространены в различных локальных группах евреев-субботников и воспринимаются в качестве «своих» в географически удаленных друг от друга общинах: Шишлянников, Жабин. Встречаются и фамилии, свидетельствующие о том, что их носители происходят по мужской линии от ашкеназских (Любаровы, поселок Высокий) и горских (Юнусовы, поселок Высокий; Ханукаевы, село Привольное, Азербайджан) евреев. В представлении израильтян (на бытовом уровне) специфически «субботническими» фамилиями, указывающими на происхождение их носителей от давних репатриантов-субботников, являются Куракин, Дубровин и Матвеев.
То обстоятельство, что евреи-субботники на территории России (СССР, СНГ) сохранились в качестве особой группы, отчасти сохранившей память о своем происхождении от прозелитов, генетически связанных с русскими, привело к специфическим инновациям в их самоидентификации в советский период, когда значение религии как идентификационного фактора значительно ослабло под влиянием атеистической пропаганды. С одной стороны, это привело у части представителей данной группы к полному отрицанию своего происхождения от прозелитов, с другой – к попыткам ряда исследователей разделить национальную и религиозную идентификацию и охарактеризовать субботников в качестве «русских людей еврейской веры»7 .
Репатриация евреев-субботников в Эрец Исраэль конце XIX – начале ХХ вв. давно стала частью сионистского эпоса. Имена таких поселенцев-первопроходцев как Куракины и Дубровины являются неотъемлемым атрибутом истории возрождения современного Израиля, однако потомки евреев-субботников, репатриировавшиеся во времена турецкого владычества и британского мандата, утратили свою этническую специфику и растворились среди ивритоязычного еврейского населения Израиля, став неотъемлемой частью его ашкеназской составляющей. К этому следует добавить, что большинство потомков репатриантов-субботников первых волн алии носят не исходные русские, а гебраизированные фамилии (Яакоби, Шмуэли, Дрор и т. п.)
Внимательное чтение воспоминаний сионистских первопроходцев оставляет впечатление, что русские геры были не экзотической добавкой к ашкеназским репатриантам первой, второй и отчасти третьей алии, а одним из центральных факторов, сформировавших еврейские сельскохозяйственные колонии некибуцного типа (мошавот и мошавим). Этому способствовала высокая религиозная мотивация данной группы репатриантов, сочетавшаяся с накопленным поколениями опытом сельскохозяйственного труда. Были и другие еврейские группы, имевшие аналогичный опыт (горские евреи, феллахи-мустараби из древних общин Пкиина и Южного Ливана, отчасти курдистанские евреи). Их представители тоже внесли заметный вклад в развитие нового еврейского сельскохозяйственного поселенчества. Однако у евреев-субботников было три дополнительных качества, делавших их в глазах сионистского руководства более привлекательным материалом для строительства нового еврейского общества в Эрец Исраэль:
1. Их разговорным языком был русский, которым свободно владели в качестве второго, а иногда и в качестве первого языка большинство сионистских функционеров в Эрец Исраэль того периода.
2. У евреев-субботников не было собственной религиозной и политической элиты, способной в какой-либо степени конкурировать с ашкеназской сионистской элитой.
3. Евреи-субботники воспринимались в качестве геров, т. е прозелитов, и стремились слиться с ашкеназским еврейством, а не сохранять свою общинную обособленность.
Именно эти особенности евреев-субботников привели к полной ассимиляции представителей первых волн их репатриации среди ивритоязычных ашкеназских евреев. Более того, потомки евреев-субботников символизировали собой реализацию мечты о смелых, сильных, уверенных в себе евреях, обрабатывающих собственными руками землю древней родины предков. Физический облик родившихся в Эрец Исраэль и говорящих на иврите потомков русских крестьян, резко отличный от стереотипного представления об облике местечкового еврея из черты оседлости, был созвучен идее противопоставления нового ишува Эрец Исраэль Галуту и способствовал формированию идеализированного стереотипа нового, палестинского еврея, земледельца и воина.
Так или иначе, к концу 1960-х – началу 1970-х гг., когда значительные группы евреев-субботников с Северного Кавказа8 и из Воронежской области открыто начали борьбу за репатриацию из СССР, процесс ассимиляции представителей этой субэтнической группы в Израиле, по сути, уже завершился, хотя память о герах-первопроходцах была еще жива и на семейном, и на национальном уровне. В этой связи в настоящее время к евреям-субботникам как к особой субэтнической группе еврейского народа можно отнести фактически только тех из них, кто остался в местах традиционного проживания в СНГ и репатриантов, прибывших из СССР/CНГ в Израиль, начиная с 70-х годов прошлого века.
Общая численность евреев-субботников, сохраняющих в той или иной степени свою этноконфессиональную идентичность, составляет в настоящее время, согласно предварительным оценочным данным, базирующихся на полевых исследованиях и опросе информантов, порядка 10 – 15 тысяч человек9. Часть из них (порядка 2 тысяч человек) проживает в Израиле. Остальные живут на территории СНГ, образуя несколько локальных групп, подвергающихся постепенному размыванию, но все еще сохраняющих свою специфику.
Размывание локальных групп евреев-субботников происходит за счет ассимиляции и миграций, усилившихся в пост-советский период. Следует различать ассимиляцию евреев-субботников с окружающей нееврейской средой, которой они подвержены так же, как и еврейское население СНГ в целом, и их интеграцию в российское (русскоязычное еврейство), которому способствует нынешняя этнолингвистическая ситуация, когда идиш перестал быть родным языком большинства евреев России и сопредельных стран и прежнее лингвистическое противопоставление между восточноевропейскими ашкеназами и евреями-субботниками (идиш – русский) перестало быть актуальным.
Сохранению этнокультурной и идентификационной специфики евреев-субботников способствуют ощутимые социальные различия между ними и остальными евреями CНГ. В то время, как основная масса евреев СНГ является сугубо городским населением, причем населением, концентрирующимся во все большей степени именно в крупных городах, евреи-субботники остаются в своей массе жителями сельской «глубинки» или недавными мигрантами из нее, продолжающими сохранять связи с селом. Специфичной на общем фоне современного русскоязычного еврейства является и роль иудейской религии как важнейшего фактора поддержания еврейской идентичности данной субэтнической группы.
Специальные этносоциологические исследования евреев-субботников не проводились. В этой связи данные относительно их общей численности и степени сохранения ими религиозной традиции в значительной степени неполны. Однако имеющиеся данные, базирующиеся на результатах полевых исследованиях в одних районах и ознакомительных поездок в другие районы концентрации их общин, позволяют выделить следующие локальные группы евреев-субботников, сохранившиеся до наших дней: евреи-субботники Воронежской области и связанные с ними общины; геры и субботники-караимы села Привольное (Азербайджан); астраханские субботники; субботники села Бондарево (Хакассия); субботники Иркутской области; субботники Севана (Армения). Несомненно, в сравнительно недавнем прошлом число таких локальных групп было больше, но часть из них перестала существовать в результате ассимиляционных процессов, хотя в определенных случаях память о происхождении от «людей еврейской веры» сохраняется и у ассимилированных потомков евреев-субботников. Ниже приводится описание сохранившихся до наших дней локальных групп евреев-субботников, опирающееся на имеющиеся неполные данные.
1. Евреи-субботники Воронежской области (и связанные с ними общины)
Центром данной группы служит в настоящее время поселок Высокий Таловского района Воронежской области, в котором они продолжают оставаться большинством, несмотря на массовую репатриацию жителей поселка в Израиль в 1990-х – начале 2000-х гг. Участившиеся в последние два-три десятилетия смешанные браки не привели к утрате связи жителей Высокого с еврейской религиозной традицией, поскольку детей от смешанных браков евреев-субботников с христианами, выросших в Высоком, как правило, не крестят и де-факто интегрируют в еврейскую общину. В поселке существует еврейское кладбище и погребальное братство, осуществляющее погребения со строгим соблюдением предписаний иудаизма. Синагоги в Высоком нет и никогда не было. Молитвы проводятся, как и в прошлом, в частных домах, как правило, в семьях, в которых соблюдается траур по умершему и необходимо читать кадиш. Молитва ведется по обряду «Ашкеназ». Языком богослужения в настоящее время служит русский, хотя в общине сохранился кошерный свиток Торы. В Высоком работает еврейская воскресная школа и курсы иврита и еврейской религиозной традиции для взрослых.
С поселком Высокий связаны историческими и семейными узами несколько мелких общин в других населенных пунктах:
а) В крупном селе Гвазда и примыкающем к нему крупном селе Клеповка Новобутурлинского района Воронежской области, в которых евреи-субботники, сохранившие верность иудейской религии, являются небольшим меньшинством, живущим среди многочисленных православных, часть которых является сравнительно недавними вероотступниками из числа евреев-субботников (так называемые «выкрестившиеся»). На местных сельских кладбищах имеются небольшие еврейские участки.
б) На хуторе Шишлянников Таловского района Воронежской области, где евреи-субботники составляют подавляющее большинство населения и имеется кладбище, на котором похороны проводятся с соблюдением еврейских традиций.
в) В селе Никольское Таловского района Воронежской области, где среди христианского большинства сохранилась маленькая группа евреев-субботников.
г) В станице Родниковской Курганинского района Краснодарского края. Связь между воронежскими евреями-субботниками и станицей Родниковская возникла в результате переселения группы воронежских евреев-субботников на Кубань в 1920-х гг. На Кубани они выбрали для поселения станицу Родниковскую, в которой существовала местная община субботников, известная с XIX в. Согласно караимским источникам, старожильческая субботницкая община станицы Родниковская, как и община расположенной в том же районе станицы Михайловская, была общиной субботников-караимов10. Даже если эти утверждения имели под собой основания, смешение воронежских и кубанских субботников привело к распространению нормативного иудаизма в общине станицы Родниковская11. Община Родниковской связанна не только с Высоким, но и с общиной Михайловской, существующей до сих пор, относительно характера которой у автора нет информации. Информанты ограничиваются формулировками типа «там еще есть люди, которые держат еврейскую веру».
д) До недавнего прошлого поселок Высокий был теснейшим образом связан с деревней Ильинка Таловского района Воронежской области, в которой евреи-субботники также были численно преобладающей группой. Однако еврейские жители Ильинки репатриировались в Израиль практически поголовно, а их дома заняли новые мигранты из различных районов СНГ. В настоящее время о еврейском прошлом этой деревни напоминает хорошо сохранившееся кладбище, которое периодически навещают ильинцы, проживающие в Израиле. Несколько уроженцев Ильинки проживают в настоящее время в Высоком.
е) Крупная в прошлом община субботников города Рассказово Тамбовской области перестала существовать в результате ассимиляционных процессов. В Высоком есть несколько семей, в которых один из супругов (в возрастной группе 50-60 лет) является выходцем из общины Рассказова. Благодаря этому еще поддерживаются определенные связи с отдельными все еще сохраняющими еврейские традиции субботниками Рассказова (как правило, это люди весьма преклонного возраста).
ж) Помимо традиционных мест проживания, существует значительная диаспора высочан и выходцев из других общин евреев-субботников Воронежской области. Наиболее значительные их группы проживают в областном центре Воронеже и в районном центре Таловой. Переселившиеся в города выходцы из Высокого поддерживают тесные связи с родным селом. Характерно, что на праздник Лаг ба-Омер, когда, согласно местной традиции, принято навещать могилы родителей, на сельское кладбище в Высокий приезжает множество горожан, родившихся в этом поселке.
Общая численность воронежской локальной группы евреев-субботников, остающихся на территории России, составляет порядка 1500 человек.
2. Геры и субботники Привольного
Расположенное в Джалилабадском районе Азербайджана большое село Привольное было населено двумя сохранявшими обособленность общинами субботников – субботниками-караимами, составлявшими порядка 60 процентов его населения, и герами. К герам примыкала небольшая группа горских евреев, поселившихся среди них и постепенно слившихся с ними. В начале 1990-х гг., после распада СССР, подавляющее большинство жителей Привольного переселилось в Россию. Небольшая группа привольнинских геров, как правило, из числа тех, кто был связан семейными узами с горскими евреями, репатриировалась в Израиль, а некоторые переселились в города Азербайджана, прежде всего Баку.
В России привольнинские геры и караимы поселились дисперсно. Значительные их группы сложились в Ставропольском крае и в Поволжье (прежде всего в Волгограде и в Тольятти). В Волгограде привольнинские геры составляют основное ядро местной религиозной общины, основанной и поддерживавшейся на протяжении советского периода местными герами-субботниками из семьи Колотилиных.
Следует подчеркнуть, что переселение из Привольного было вынужденным. Оно привело к распаду традиционной общинной системы, к ослаблению религиозной идентичности привольнинских геров и субботников-караимов и развитию в их среде ассимиляционных процессов. Вместе с тем и в местах нового проживания выходцы из Привольного продолжают рассматривать себя в качестве особой группы, отличной от окружающего населения. Существует несколько ностальгических интернет-сайтов и форумов, посвященных Привольному12. В самом селе остались сейчас лишь небольшие группы геров и субботников-караимов (большинство из которых пенсионного возраста), проживающих среди азербайджанцев, занявших дома, оставленные вынужденными переселенцами. В Привольном до сих пор действует еврейский молельный дом и отделение благотворительного фонда Хесед13. Следует подчеркнуть, что для еврейской общины Азербайджана характерно отношение к привольнинским герам как к несомненным евреям и при этом фактическое игнорирование в таком качестве субботников-караимов.
Общая численность привольненских геров и субботников-караимов в России и Азербайджане превышает 5 тысяч человек, несколько более половины которых составляют субботники-караимы.
3. Астраханские субботники
Особенностью данной локальной группы евреев-субботников является то обстоятельство, что ее представители, в отличие от представителей упомянутых выше групп, сохраняют четкое представление о времени перехода их предков в иудаизм (конец XIX в.) Астраханские субботники проживают небольшими группами в ряде населенных пунктов Лимановского района, на юго-востоке Астраханской области, нигде не составляя большинства. На местных кладбищах существуют отдельные «еврейские участки». Выходцы из этих сельских общин есть и в городе Астрахань. В речи астраханских субботников старшего поколения встречаются слова, заимствованные из идиша. Их традиционным молитвенным обрядом является «Ашкеназ». В недавнем прошлом дети субботников обучались в еврейской воскресной школе, действовавшей в Астрахани при финансировании израильских организаций. Астраханский раввин (хабадник, гражданин США) относится к субботникам недоброжелательно и не признает их евреями. В этом он резко отличается от волгоградского раввина (хабадника, гражданина России), в общине которого геры-субботники (выходцы из Привольного и местные) составляют большинство активных прихожан. Общая численность астраханских субботников – несколько сот человек.
4. Субботники Бондарева
Село Бондарево (в прошлом Иудино) расположено в Бейском районе Республики Хакассия. Его общее население составляет около 2000 человек. Две основные конфессиональные группы, традиционно населяющие это село – субботники (иудействующие) и молокане. Отчужденность между этими группами (включая стремление к строгой эндогамии) сохраняется до сих пор. Значительная часть молодежи из общины субботников покинула Бондарево и, получив высшее образование, осела в городах (Абакан, Красноярск и др.) В селе (прежде всего среди старшего поколения субботников) сохраняется еврейская религиозная традиция, включая молитвы, пищевые запреты, праздники и погребальный обряд. Однако и переселившаяся в города молодежь общины сохраняет приверженность иудаизму. Многие ее представители принимают участие в работе местных еврейских общин. Общая численность субботников Бондарева (Иудина) составляет порядка 1500 человек.
5. Субботники Иркутской области
Центром субботников Иркутской области является поселок Старая Зима, в котором сохранилось здание синагоги (конфискованное советскими властями и до сих пор не возвращенное) и функционирующее до сих пор еврейско-субботницкое кладбище. Помимо этого, субботники проживают в ряде сельских населенных пунктов данного района, именуемых заимками, составляя в некоторых из них большинство населения. Имеется также значительная диаспора зиминских субботников в городах Восточной Сибири. Ассимиляционные процессы в среде иркутских субботников зашли довольно далеко, однако в последние годы наблюдается тенденция к возвращению части молодежи к еврейской религиозной традиции. Имела место попытка регистрации еврейско-субботницкой религиозной общине в Старой Зиме, провалившаяся из-за отсутствия денежных средств и отказа властей вернуть синагогу. Отдельные выходцы из Старой Зимы репатриировались в последние два десятилетия в Израиль. Общая численность иркутских субботников достаточно велика (несколько тысяч человек), но из-за отсутствия четкой информации относительно населения субботницких заимок, а также из-за многочисленных смешанных браков, не сопровождающихся, однако, переходом в христианство14, трудно назвать более точные цифры.
6. Субботники Севана
В прошлом в городе Севан (Еленовка) на севере Армении существовала крупная община евреев-субботников, имевшая собственную синагогу15. В настоящее время, вследствие выезда русскоязычного населения и ассимиляции, в городе осталось порядка 10 субботников16. Все они относятся к старшей возрастной категории. Можно предположить, что общее число субботников Севана, включая молодежь, покинувшую этот город, но не утратившую полностью своей конфессиональной идентичности, достигает 100 человек.
Помимо перечисленных выше локальных групп евреев-субботников, о которых имеется проверенная (хотя зачастую далеко не полная) информация, существует целый ряд локальных групп субботников, информация о нынешнем состоянии которых отсутствует практически полностью. Известно, что в недавнем прошлом значительные группы субботников существовали в сельских районах Волгоградской области, однако конкретной информации об их нынешнем состоянии нет. Нет достоверной информации и о субботниках Бессарабии и Украины, хотя известно о существовании в прошлом целых сел, населенных ими в этом регионе17, а отрывочные сообщения, согласно которым они все еще существуют, появляются и сейчас. Неясна судьба небольшой общины субботников, существовавшей в советский период в Туркмении.
Предложенный вниманию читателей обзор, безусловно, неполон. И сама эта неполнота служит убедительным свидетельством необходимости проведения целого комплекса этнографических и социологических исследований нынешнего состояния евреев-субботников.
Статья написана для Евроазиатского еврейского ежегодника - 5770 (2009/2010)
Примечания
1 Энциклопедия народов и религий мира, М., 1998, с. 835.
2 См., например, статью главы иерусалимского института «Шавей Исраэль» Майкла Фройнда "Saving Russia’s Subbotnik Jews”, или статью раввина Элиягу Биренбойма “Masa el hasubotnikim hayehudim – Vysoky, Drom Rusia («Поездка к евреям-субботникам – Высокий, Юг России»; на иврите). Термин «евреи-субботники» появляется не только в интернете, но и в неэлектронных средствах массовой информации. См., например, статью Лиоры Эрен Фрухт “The ‘Subbotnik’ Case” в газете “Jerusalem Report”, 22.12.2008.
3 См.: С.А. Раппопорт (Ан-ский). Среди иудействующих. Из путевых заметок // Собрание сочинений. Т. 3. Разрушители ограды. СПб., 1912.
4 Hilel Yafe, Dor maapilim – zikhronot, mikhtavim ve-yoman (Гилель Яффе, Поколение первопроходцев – воспоминания, письма и дневник, Тель-Авив, 1939; на иврите. Описание роли евреев-субботников в развитии сельскохозяйственных поселений в Эрец Исраэль – на с. 372-375.
5 См., например: А. Львов. Геры и субботники – «талмудисты и караимы», Материалы Девятой ежегодной международной междисциплинарной конференции по иудаике. Часть 1. М., 2002, с. 301-312; А. Львов. Субботники и евреи. Предисловие к публикации очерка Моисея Кузьмина «Из быта субботников» // Параллели, 2003, №2-3; А.Л. Львов, А.А. Панченко, С.А. Штырков. Полевые исследования культуры сектантов-субботников: экспедиция «Петербургской иудаики» в Ставропольский край // Доклад на Восьмой Ежегодной Международной Междисциплинарной конференции по иудаике; февраль 2001 г., Москва; А. Львов. Русские иудействующие (краткий очерк) // Евроазиатский еврейский ежегодник – 5766 (2006/2007). Киев: Дух i Лiтера, 2006. С. 163-183.
6 В. Дымшиц. Этнографическое описание села Привольного // Материалы 6-й международной междисциплинарной конференции по иудаике. Еврейская культура и культурные контакты. Ч. 3. М., 1999. С. 76-77.
7 Попытки «вернуть» евреям-субботникам русское этническое самосознание предпринимались внешней средой неоднократно на протяжении поколений. В этом смысле весьма показательна брошюра «Иудаизм – как религия русских», изданная в 2003 г. в Воронеже. В это издание, посвященное евреям-субботникам Воронежской области, включены тексты нескольких авторов, часть из которых – евреи-субботники, а часть – неевреи. Название «Иудаизм – как религия русских» было предложено одним из авторов, воронежским русским историком Н. Сопелкиным. При этом бросается в глаза, что во включенных в брошюру текстах, написанных представителями общины евреев-субботников, они не разу не называют себя русскими.
8 В начале 1960-х гг. группой молодых семей евреев-субботников в Адыгее была создана артель по вырубке леса, которую сами организаторы рассматривали как кибуц. Члены этой группы, объединявшей несколько десятков семей как с Северного Кавказа, так и специально приехавших из других районов СССР, готовились к репатриации в Израиль, изучали иврит, поддерживали контакты с посольством Израиля. Субботы и еврейские праздники были выходными днями в артели. После Шестидневной войны артель была ликвидирована советскими властями, а ее члены подверглись репрессиям. Впоследствии, в 70-х – 80-х гг. большая часть бывших членов артели репатриировались в Израиль. С 90-х гг. выходцы из этой группы составляют основное население кибуца Итав в Иорданской долине. История этой группы евреев-субботников не была до сих пор описана и заслуживает того, чтобы стать темой отдельной статьи.
9 См.: Velvl Chernin, The Subbotniks, Field Reports of the Rappaport Center, Bar-Ilan University, Ramat-Gan, 2007, p. 16.
10 См.: «Станица Михайловская», Известия Таврического и Одесского Караимского Духовного Правления. 1917, № 5-6, с. 55-56.
11 Автору приходилось встречаться с жителями Родниковской, приезжавшим в Высокий к родственникам, и видеть их кетубы (брачные контракты), составленные в Высоком по обычному еврейскому образцу.
12 См. например, интернет-сайт «Село Привольное в нашей памяти», http://seloprivolnoe.ru
13 См.: Михаил Агарунов, «Еврейская община Азербайджана» http://gorskie.ru/commune/ob-az.htm
14 По крайней мере, часть потомков от смешанных браков номинально относит себя к последователям иудаизма и даже проявляет активность в попытках восстановления еврейской религиозно-общинной жизни в Старой Зиме и в ряде других населенных пунктов региона, однако исследования относительно самоидентификации данной группы не проводились, поэтому в нашем распоряжении имеется только нерепрезентативная эмпирическая информация.
15 И.Улановский, Субботники села Еленовка // Вестник Еврейского Университета в Москве, М.-Иерусалим, № 2, 1993, с. 32-39.
16 См.: Ftank Brown, “The Last of the Saturday People”, The Jerusalem Report, November 19, 2001, p. 72.
17 Например, в воспоминаниях Цви Сегала, одно из активистов возрождения еврейской общины Хеврона в 1968 г., о его скитаниях по Бессарабии и Транснистрии во время Холокоста проскальзывает фраза: «В окрестностях (Крыжополя) были целые села субботников, людей очень близких к еврейству и очень хороших». Автору приходилось лично встречать геров-субботников украинского происхождения в Крыму в конце 70-х гг.
Наверх
|
|