Ситуация в Украине сегодня, безусловно, находится в центре общественного внимания не только в странах, оказавшихся в ситуации противостояния, но и во всем мире. Политики, пресса, общественные структуры считают необходимым дать оценку происходящему, принять ту или иную сторону. Впрочем, держась в топах мировых новостей, главной темой эта ситуация, понятно, остается в России и в Украине. При этом одним из заметных аспектов темы в обеих странах стал «еврейский вопрос».
Неожиданным образом обе стороны взялись отстаивать еврейские интересы, обоюдно защищая еврейские общины от противника и от якобы продуцируемого противником антисемитизма. Пожалуй, подобное происходит впервые в еврейской истории. Во всяком случае, на рассматриваемой территории — точно. Евреи вдруг оказались не виновниками всех происходящих несчастий, а объектом заботы и защиты. Впрочем, опять же не по своей воле.
Итак, ситуация такова, что еврейская тема стала важной составляющей обсуждения происходящего в Украине. И ситуация эта никоим образом не отражает реального положения вещей. Участие еврейского меньшинства, во всяком случае, объединенного в общины, в происходящих событиях не стоит преувеличивать. Оно очевидно незначительно. При этом так же очевидно, что отдельные евреи выражают свою гражданскую позицию тем или иным способом, иногда — довольно заметно.
В любом случае, манипулирование еврейской темой вызывает у организованного еврейского сообщества серьезную озабоченность. Тем более, что в реальности и в России, и в Украине уровень общественного антисемитизма незначителен, в особенности, по сравнению с тем, что происходит в ряде стран Европы. Достаточно упомянуть Грецию, Венгрию, Францию… Естественно, встает вопрос: какова же точка зрения еврейского мира на российско-украинское противостояние?
Прежде всего, ситуация, конечно, вызывает беспокойство. Еврейское сообщество старается быть начеку и готово принять любые возможные меры для поддержки еврейских общин на местах, буде такая поддержка потребуется.
В целом же, позицию абсолютного большинства мировых еврейских организаций можно охарактеризовать, как «позитивный нейтралитет». «Нейтралитет» означает, что еврейские общины не являются непосредственным участником конфликта. «Позитивный» — что еврейские общины воздерживаются от политических оценок происходящего и не принимают ту или иную сторону в противостоянии. При этом на уровне гуманитарного сотрудничества они готовы внести свой посильный вклад в мирное разрешение ситуации, если им представится такая возможность. Коротко это можно сформулировать так: не обвиняя ни одну из сторон, взаимодействовать с обеими на благо еврейских общин.
Такой позиции придерживается Государство Израиль, такова же позиция Всемирного еврейского конгресса, Конференции президентов ведущих американских еврейских организаций и практически всех общин, входящих в Евроазиатский еврейский конгресс.
Особую позицию занимают некоторые организации Украины, в частности, Ваад Украины, который фактически принял позицию одной из сторон противостояния. Безусловно, каждый еврей и каждая еврейская организация имеет право высказывать свою позицию, но необходимо подчеркнуть, что позиция части украинских еврейских структур и их лидеров не отражает согласованного общееврейского подхода.
В связи с этим напрашиваются некоторые исторические параллели, например, активность отдельных евреев на московских баррикадах в 1905 г., участие их в событиях 1917-го. Главное было избавиться от ненавистного царизма, а уж там… ведь хуже уж точно быть не может. Оказалось, и очень быстро, что — может. Увы, пример с российскими евреями не единственный. Мы помним, как некоторые евреи стремились быть большими германскими патриотами, чем немцы, большими поляками, чем поляки, большими османами, чем турки… Один известный раввин сказал недавно: «Это не наша война». Можно соглашаться или не соглашаться с самой формулировкой, но по сути она верна.
Еще раз стоит отметить: позиция «позитивного нейтралитета» является позицией скоординированной, взвешенной и отражающей мнение подавляющего большинства мировых еврейских организаций. Что касается остальных, то в этот исторический момент можно только призвать их помнить об ответственности за судьбы евреев, которых они представляют.
Михаил Членов – генеральный секретарь Евроазиатского еврейского конгресса, президент Федерации еврейских организаций и общин (Ваада) России.
От редакции сайта eajc.org: предлагая вниманию читателей материал генерального секретаря ЕАЕК Михаила Членова, мы хотим обратить внимание, что он отражает личную точку зрения автора и
не является официальной позицией Конгресса.
Кроме того, представляется важным отметить, что некоторые утверждения, содержащиеся в статье, весьма спорны. Так, по мнению Михаила Членова, «позиция «позитивного нейтралитета» является позицией скоординированной, взвешенной и отражающей мнение подавляющего большинства мировых еврейских организаций» и «такова же позиция [...] практически всех общин, входящих в Евроазиатский еврейский конгресс», за исключением «некоторых организации Украины, в частности, Ваад Украины». На наш взгляд, это утверждение не вполне соответствует действительности.
Во-первых, далеко не все мировые еврейские организации занимают позицию, которую Михаил Членов называет «позитивным нейтралитетом», и которая, по оценке председателя Генерального совета ЕАЕК Иосифа Зисельса, аморальна и противоречит духу справедливости, поскольку в ее основе лежит «уравнивание в правах агрессора и жертвы». Достаточно сказать, что старейшая и наиболее авторитетная организация США, Американский еврейский комитет, неоднократно выступала с ясным и неоднозначным осуждением российской агрессии, прикрывающейся, в частности, лживыми уверениями в заботе о национальных меньшинствах и еврейской общине.
Во-вторых, многие российские еврейские организации вовсе не придерживаются нейтралитета, а активно участвуют в пропагандистском обеспечении российской агрессии и символической легитимации оккупации и аннексии территории Автономной Республики Крым. В частности, это касается деятельности и риторики руководителей
Федерации еврейских общин России, а также входящей в ЕАЕК
Федеральной еврейской национально-культурной автономии России.
Наконец, на наш взгляд, признавая факт использования темы антисемитизма в информационном противостоянии, нам трудно согласиться с уравниванием в этом смысле позиции России и Украины хотя бы потому, что официальные органы последней не обосновывают с помощью «спекуляций» на этой теме вооруженную агрессию.