Комментарии и анализ
Генеральный секретарь ЕАЕК, проф. Михаил Членов и губернатор ЕАО Александр Винников
|
Идеологический анахронизм
27.01.2015, Общины Евразии По просьбе газеты «Биробиджанская звезда» генеральный секретарь Евроазиатского еврейского конгресса (ЕАЕК) проф. Михаил ЧЛЕНОВ прокомментировал заявление академика Примакова о Еврейской автономной области, как «политическом анахронизме».
Реплика академика Примакова о Еврейской автономной области, как «политическом анахронизме», вызвала у меня искреннее недоумение и возмущение. Вообще говоря, роль Евгения Максимовича в жизни советского еврейства весьма и весьма противоречива: мы прекрасно помним, что, возглавляя Институт востоковедения АН СССР, он был одним из глашатаев советского антисионизма. Тем более вызывает недоумение его некорректное и, не побоюсь этого слова, невежественное выступление в отношении ЕАО.
Я часто бываю в ЕАО и, как и мои коллеги – лидеры и активисты еврейской общины России, высоко ценю вклад области в возрождение российского еврейства, в развитие национальной культуры. А ведь еще четверть века назад мнение о еврейской автономии на Дальнем Востоке, как политическом анахронизме, разделяли многие и в СССР, и за рубежом. Казалось, у области, опустошенной волнами репрессий и постоянным идеологическим давлением, не осталось ничего кроме названия, и возрождение невозможно… Но достаточно побывать в ЕАО сейчас, чтобы убедиться, насколько ошибочны были такие суждения.
Действительно, по данным переписи населения, евреи составляют примерно один процент население области – около 1700 человек из примерно 170000. Однако, излишне говорить, что, как и в прочих регионах РФ, граждане еврейского происхождения далеко не всегда позиционируют себя таковыми в ходе переписи. Между тем, ряд демографических исследований позволяет утверждать, что число людей, имеющих еврейское происхождение, достигает в ЕАО примерно десяти процентов. По моим оценкам, несколько расширенное, не ограниченное рамками переписи толкование термина «еврейский», позволяет говорить о семи или даже десяти тысячах человек. Такой высокий процент еврейского населения не встречается нигде в странах диаспоры (обычно это 2-3 процента). Число евреев в общинах каждой из стран Азиатского и Тихоокеанского регионов, которые входят в состав ЕАЕК, сопоставимо или даже меньше, чем в ЕАО.
Область убедительно продемонстрировала способность выступать в качестве центра еврейской культуры, особенно, когда это касается Дальнего Востока и шире – азиатской части России. Руководство ЕАО во главе с губернатором Александром Винниковым прилагает немалые усилия для развития еврейской культуры и религии, как в самой области, так и на Дальнем Востоке в целом. Раза в два года в Биробиджане проходит масштабный фестиваль еврейской культуры, на который съезжаются участники из многих городов России, из Израиля, США, Китая. В Институте комплексного анализа региональных проблем (ИКАРП) ДВО РАН создана лаборатория истории еврейской культуры и еврейского миграционного движения, которую возглавил бывший заместитель председателя правительства области Валерий Гуревич. Кстати говоря, сделанное им для возрождению еврейской культуры в годы работы в областном правительстве, достойно восхищения и глубочайшей благодарности еврейской общины России. В Биробиджане действуют две синагоги. Нельзя не вспомнить и газету «Биробиджанер Штерн» – единственное российское СМИ, где по-прежнему выходит страничка на языке идиш. В столице области создана Еврейская национально-культурная автономия. Все вышеперечисленное и еще многое-многое неупомянутое со всей очевидностью свидетельствует, что в области идет активная еврейская жизнь. ЕАО, которой в прошлом году исполнилось 80 лет, доказала свою жизнеспособность. Стоит упомянуть и о том, что область имеет прекрасные перспективы экономического развития.
Я убежден: исчезновение с карты нашей страны Еврейской автономной области стало бы невосполнимой потерей и для российской еврейской общины, и для нашей многонациональной страны. Напротив, мы ожидаем, что российские власти помогут области в сохранении ее уникальности, в развитии и укреплении национальной культуры.
Мне неоднократно приходилось полемизировать в печати с российскими научными, государственными и общественными деятелями, которые позволяют себе негативно высказываться о ЕАО, ни разу не побывав там. Это касается и Евгения Максимовича Примакова, который считает возможным продолжать свою деятельность по разрушению еврейской общественной жизни уже в новой России. По моему твердому мнению, «политический анахронизм» представляет собой отнюдь не Еврейская автономная область, а заявление академика Примакова.
Наверх
|
|