Сообщения об изъятии сотрудниками прокуратуры Кировского района г. Екатеринбурга Торы и Танаха из библиотеки еврейской гимназии «Ор Авнер» (ХАБАД-Любавич) с целью «проверки на экстремизм» вызвали огромный общественный резонанс. Вал возмущенных откликов от еврейских организаций, руководителей общественных структур и журналистов поднялся после публикации израильским информационным агентством «Курсор» сообщения от анонимного представителя Екатеринбургской синагоги под пугающим названием «ТАНАХ может быть объявлен в России экстремистской книгой» и перепечатки его российским сайтом «Sem40». При этом в самом тексте сообщения основное внимание уделено вовсе не якобы имевшему место изъятию священных еврейских книг, а ситуации вокруг гимназии, которая должна городу огромную сумму за аренду и в деятельности которой различные проверки нашли немалое число нарушений. На фоне заполнивших прессу и социальные сети возмущенных откликов на «изъятие» совершенно иначе выглядит реакция руководства Федерации еврейских общин России (ФЕОР), которой подведомственна гимназия. ФЕОР распространила просьбу к российским и международным еврейским организациям «воздержаться от комментариев, не изучив тщательно все обстоятельства дела».
Для разъяснения ситуации мы обратились к президенту Еврейской национально-культурной автономии Свердловской области, члену Генерального совета ЕАЕК Михаилу ОШТРАХУ с просьбой прокомментировать происходящее непосредственно из «горячей точки».
По известным из СМИ сведениям, 28 мая 2015 г. прокуратура Кировского района Екатеринбурга произвела изъятие из библиотеки еврейской гимназии «Ор Авнер» (ХАБАД-Любавич) различных еврейских учебников, а также Торы, ТАНАХа и других священных книг для проверки на предмет экстремизма.
1 июня я попытался связаться с раввином синагоги ФЕОР (ХАБАД-Любавич) в Екатеринбурге Зелигом Ашкенази, который учредил гимназию «Ор Авнер», чтобы оказать возможную помощь в связи с распространенной информацией об изъятии Торы и ТАНАХа. Однако поговорить с ним не удалось, поскольку на звонки он не отвечал и на обращение, переданное через секретаря, не отреагировал. Поскольку скандал в СМИ вызвал негативную реакцию у жителей города, то в рамках мониторинга проявлений антисемитизма, проводимого ЕАЕК, а также по поручению президента Федеральной еврейской национально-культурной автономии В.Д. Штернфельда, я попытался самостоятельно разобраться в произошедшем и собрать доступную информацию через людей, близких к руководству синагоги и гимназии, и иных информированных лиц. Я обобщил полученную на сегодняшний день информацию, которую можно изложить следующим образом.
В мае в гимназию «Ор Авнер» из прокуратуры Кировского района за подписью заместителя прокурора Кировского района, младшего советника юстиции А.В. Казанцева поступило уведомление о проведении проверки деятельности гимназии на основании заявления граждан. В письме содержалась просьба о предоставления доступа к документам.
28 мая сотрудники прокуратуры пришли в гимназию. Действительно, вместо проверки документов они совершили выемку учебников по еврейской традиции, в основном, хасидской, и учебных тетрадей в количестве 50 штук для проведения экспертизы на предмет содержания материалов экстремистской направленности. Но ни Тору, ни ТАНАХ, ни какие-либо иные священные тексты иудаизма они не забирали. Представители прокуратуры составили опись изъятых материалов, копию которой оставили в гимназии. Вопрос вызывает лишь тот факт, что сотрудники прокуратуры не представили какой-либо документ, на основании которого произведено изъятие (возможно, это могло быть постановление или решение о проведении проверки материалов, что, вероятно, регулируется процессуальными нормами).
По словам очевидцев (что подтверждается публикациями в некоторых СМИ), в субботу 30 мая во время молитвы в синагоге раввин Ашкенази сказал, что прокуратура изъяла Тору для проверки на экстремизм. Не исключено, что это и послужило исходным толчком волны недостоверной информации о якобы имевшем место изъятии священных книг иудаизма для проверки на предмет содержания в них текстов экстремистской направленности. Достаточно было бы предъявить опись изъятых материалов, чтобы недоразумение разъяснилось, но раввин Ашкенази этого не сделал и другим своим сотрудникам не позволил.
Ранее в гимназии проводились неоднократные проверки прокуратурой в связи с нарушениями различных норм для образовательных учреждений, о чем многократно сообщали различные СМИ. Есть информация, что на сегодняшний день эти нарушения устранены, и гимназия получила новую лицензию от Министерства образования Свердловской области. В 2013 году имел место еще один конфликт гимназии с прокуратурой, связанный с некорректной трактовкой кодекса «Шулхан Арух» преподавателем еврейской традиции (после скандала его уволили из гимназии и теперь он работает в синагоге машгиахом – ответственным за соблюдение кашрута). Помимо прочего, у гимназии «Ор Авнер» имеется огромная задолженность перед Администрацией г. Екатеринбурга по оплате аренды за помещение, в котором располагается гимназия.
На мой взгляд, нежелание, как представителей прокуратуры, так и руководства Екатеринбургской синагоги и ФЕОР разъяснить реальную ситуацию с изъятием книг создают скандальную атмосферу в стране и за рубежом на основе распространения недостоверной информации. И в дальнейшем это может иметь негативные последствия для еврейского населения России. Считаю необходимым дезавуировать любые сведения о якобы проводимой проверке священных книг иудаизма на экстремизм как несоответствующие действительности. Но открытым остается вопрос: зачем этот скандал нужен ФЕОР и почему раввин Зелиг Ашкенази не захотел получить помощь и поддержку, чтобы совместными усилиями не допустить негативного развития событий?