Комментарии и анализ
Хорошо ли это для евреев? Антисемитские колебания
04.12.2015, Ксенофобия и антисемитизм Одну еврейскую бабушку как-то спросили, слышала ли она о войне между Англией и Францией? «Нет, – ответила старушка. И тут же переспросила, — Ис дос гут фар ди идн? А хорошо ли это для евреев?» На этот вечный еврейский вопрос отвечает применительно к современным событиям генеральный секретарь Евроазиатского еврейского конгресса Михаил ЧЛЕНОВ.
В центре общественного внимания на прошедшей неделе оставались обострившиеся отношения между Россией и Турцией. Любой конфликт сам по себе плох для конфликтующих обществ, и понятно, что рядовые граждане обеих сторон, включая евреев, не отделаются лишь упомянутыми Президентом РФ помидорами.
Происходящие в последние месяцы и недели войны и конфликты в разных частях света пока – и это хорошо – напрямую не затрагивают евреев именно, как евреев. Но при этом находятся люди, для которых Еврей в образе некоей страшной силы, стремящейся править миром и истреблять все светлое и прекрасное, оказывается виноватым во всех случающихся бедах. Упоминавшийся уже в наших обзорах митинг в Киеве под лозунгом «Геть жидовскую шваль!» помимо общей антисемитской риторики породил совершенно фантасмагорическую историю. На сцену поднялась некая критически мыслящая личность, объяснившая собравшимся, что «вся эта история» имеет одну страшную цель – переселение всех израильтян в Украину. Откуда взялась эта иррациональная апокалиптическая идея? Видимо, оттуда же, откуда идея плаката, появившегося на протестном митинге возле турецкого посольства в Москве. На плакате подталкиваемый карикатурным Эрдоганом бородатый террорист нес флаг ИГИЛ с размещенной в центре… звездой Давида. То есть, лишенные чувства реальности, но обладающие собственным видением истории граждане продолжают считать и убеждать окружающих, что все зло в мире – от евреев.
А что вообще происходит с уровнем антисемитизма в СНГ? Свежеопубликованный отчет действующей под эгидой ЕАЕК Экспертной группы еврейской общины России по антисемитизму отмечает, что интенсивность в выражении антисемитских настроений в обществе можно охарактеризовать, как слабую, и сфера их распространения постепенно сокращается. В первой половине 2015 года на постсоветском пространстве не было отмечено случаев антисемитского насилия (в России зафиксировано пять случаев антисемитского вандализма). Уровень, безусловно, низкий, особенно в сравнении, например, с Францией, где за тот же период произошло 508 нападений на почве антисемитизма.
Антисемитизм, понятно, никуда не исчез, но удивительным образом на территории СНГ он выражается в наиболее слабой форме по сравнению со странами и Восточной, и Западной Европы. Причин тому много, не все они очевидны и не все исследованы.
В бывших странах соцлагеря в постсоветский период пробудился новый антисемитизм, образовались политические партии, откровенно выступающие против еврейского меньшинства. Появились и общественные движения по реабилитации местных «квислингов». Это происходит в Венгрии, Румынии, Словакии, странах бывшей Югославии и Балтии. Некоторые общественные силы либерального толка, в свою очередь, призывают признать «равенство страданий» евреев от нацистских преследований и остальных местных жителей от советской власти, нивелируя таким образом уникальность Холокоста.
При этом, следует отметить любопытный момент: в мире сегодня возникла относительно новая идеология, которую можно назвать «неоконсерватизмом». В Западной Европе ее носители, бывшие правые радикалы, стремятся избавиться от антисемитских костюмов своих предшественников. Кстати говоря, отрицательное отношение к антисемитизму характерно для неоконсервативной идеологии, которой придерживается Президент России Владимир Путин, вообще известный позитивным отношением к евреям. В странах же бывшего соцлагеря речь идет не о нео-, а о вполне привычных правых радикалах, которые были – и в этих странах остаются – носителями антисемитской идеологии.
Таким образом, хорошо для евреев, что в бывшем СНГ антисемитизм очевидно ослаб, и плохо, что он возрос там, где прежде был неагрессивен.
Интересным сюжетом недели, на который обратили внимание многие неравнодушные к происходящему на Ближнем Востоке, стало несколько неожиданное выступление Президента Израиля Реувена Ривлина, выдвинувшего оригинальную идею, согласно которой израильско-палестинский конфликт может быть разрешен не посредством создания двух государств для двух народов, а путем формирования израильско-палестинской конфедерации. Ее контуры, надо полагать, пока неясны и самому израильскому президенту, не говоря уж о палестинцах. Но если рассуждать абстрактно, у этой идеи может быть перспектива. В конце концов, концепция двух государств для двух народов (так же, как и концепция одного национального государства на всей территории бывшей подмандатной Палестины) становится все менее и менее реальной.
Гипотетическая конфедерация имеет элемент реальности, если учесть, что вся жизнь палестинцев – электро- и водоснабжение, трудоустройство и т.д., и т.п.– завязана исключительно на Израиле. Главное же сомнение в реальности выдвинутой идеи порождает напрочь отсутствующее обоюдное доверие между израильтянами и палестинцами, безусловно необходимое для ее реализации.
Рано говорить, получит ли идея Президента Израиля какой-то конструктивный отклик, но, в любом случае, как писал великолепный Фазиль Искандер, «интересное начинание, между прочим».
Наверх
|
|