Комментарии и анализ
Хорошо ли это для евреев? «Еврейские» встречи российского президента
27.04.2016, Израиль и мир Одну еврейскую бабушку как-то спросили, слышала ли она о войне между Англией и Францией? «Нет, – ответила старушка. И тут же переспросила, — Ис дос гут фар ди идн? А хорошо ли это для евреев?» На этот вечный еврейский вопрос отвечает применительно к современным событиям генеральный секретарь Евроазиатского еврейского конгресса Михаил ЧЛЕНОВ.
И евреи, и неевреи с немалой долей интереса наблюдают за уплотнением политических взаимосвязей России с Израилем. Взаимосвязи эти, несмотря на определенные трения, позитивные, что доказывают и заявления по итогам визитов зачастившего в Москву израильского премьера.
Накануне Песаха помимо беседы Путина с Нетаниягу, состоялся еще ряд российско-израильских рабочих встреч, посвященных важнейшей теме безопасности полетов в сирийском небе, где присутствуют военные самолеты обеих стран. По словам израильского премьера, целью переговоров было «предотвратить разного рода ошибки, недоразумения или инциденты». А об инцидентах – не то об обстрелах, не то о перехватах россиянами израильских самолетов – уже успела пошуметь пресса. Но какие бы основания ни имел под собой этот шум, важно, что в охлаждение отношений или демонстрацию обоюдного недовольства (как бывало в похожих случаях с Турцией или США) ситуация не вылилась. Взаимодействия между Россией и Израилем, в том числе и на сирийском направлении, продолжаются на союзнической основе. И это, конечно, хорошо для евреев – и в России, и в Израиле.
У обеих сторон, очевидно, есть взаимопонимание по многим вопросам, что следует не только из слов, но и из молчания. Действующий сирийский президент Башар Асад, который, похоже, уже и в России не вызывает безусловного восторга, выдал немало антиизраильских высказываний, но при этом антиизраильских действий он не предпринимал. И израильтяне, хотя и не говорят об этом, скорее всего, понимают, что пусть Асад и малоприятный тип, но жить с ним по соседству все-таки можно.
В связи с происходящим в Сирии стоит обратить внимание на друзов, живущих на Голанских высотах. Кстати, в ходе переговоров в Кремле Нетаниягу твердо заявил, что Израиль не отдаст Голаны, в ответ на что Путин красноречиво промолчал. И даже поздравил Биби с Песахом.
Живущие на Голанах друзы с момента перехода высот под власть израильтян в 1967 году сохраняли лояльность Сирии, и хотя не были враждебны Израилю, относились к нему довольно холодно – в отличие от своих лояльных еврейскому государству единоплеменников, живущих в Галилее. Кстати, несколько лет назад друзы Голан сумели убедить израильские власти разрешить им продавать выращиваемые яблоки напрямую в Сирию.
Сегодня друзы Голан оказались заложниками сирийской войны – их не любят практически все сражающиеся против режима Асада силы – от «Исламского государства» до умеренной оппозиции. В свете этого друзы начали гораздо теплее относиться к Израилю, даже просят израильтян принимать на лечение своих раненых собратьев из Сирии. Похоже, и друзы, хотя и не говорят об этом напрямую, уже воспринимают Голаны, как часть Израиля.
Чуть ранее переговоров с израильским премьером у президента РФ состоялась еще одна «еврейская» встреча. Владимир Путин принял в Кремле делегацию Всемирного еврейского конгресса во главе с Рональдом Лаудером. В делегацию входил и президент Евроазиатского еврейского конгресса Юлиус Майнл. Встреча носила скорее представительский характер: Путин отметил авторитет ВЕК, Лаудер похвалил российского лидера за успешную борьбу с антисемитизмом, Майнл отметил, что дружба русского и еврейского народов родилась в огне Второй мировой войны, и что евреи никогда не забудут роли Красной армии в освобождении узников нацистских лагерей смерти. Но сама по себе встреча интересна и свидетельствует, что дружба с евреями является сегодня одним из элементов государственной политики РФ.
Лаудер отметил, что в России сегодня «минимальный уровень» антисемитизма, и он прав: социологические опросы показывают, что антисемитизм в РФ имеет тенденцию к уменьшению. Но антисемитизм не исчез с российской почвы, хотя проявления его гораздо более сдержанны, чем во многих других странах мира, где евреи оказываются жертвами нападений и даже направленных терактов.
Не избавлен от этого зла и Израиль. Там несколько поутихла оставившая кровавый след «интифада ножей», но внезапно произошел подрыв автобуса в Иерусалиме. Нельзя исключать, что это был «пробный шар» к повторению Второй интифады, и это, конечно, плохо для евреев. Хотя израильтяне, конечно, дорого платя за это, накапливают опыт и готовность противостояния разным формам террора.
В России антисемитизм проявляется не столько в нападениях и актах вандализма (по которым принято судить об уровне антисемитизма в той или иной стране), но идеологически. Яркий пример – митинги противников строительства синагоги движения ХАБАД в Перми. Митинги и пикеты не прекращаются, более того, растет число их участников. При этом антисемиты стали осторожнее, объектом их нападок являются не евреи вообще, а хасиды ХАБАД-Любавич, на которых взваливают все смертные грехи. Митинги носят мирный характер, но доказывают, что антисемитское подполье живо и ищет новые формы самовыражения, более или менее приемлемые для власти.
В 2015 году в Росси было издано и переиздано десять антисемитских книг классического черносотенного содержания. Пять или шесть из них были еще до того внесены в список экстремистской литературы, запрещенной к тиражированию и распространению. Тем не менее, они были напечатаны и пущены в продажу. Еврейские правозащитные организации поставили прокуратуру в известность об этом вопиющем нарушении российского законодательства.
Таким образом, антисемитизм, конечно, никуда не исчез и вряд ли исчезнет в ближайшее время. И в этом нет ничего хорошего для евреев. При этом, евреи имеют навык противостояния антисемитизму, что, конечно, совсем неплохо.
Наверх
|
|