Комментарии и анализ
Хорошо ли это для евреев?..Тени и волны
26.10.2016, Ксенофобия и антисемитизм Одну еврейскую бабушку как-то спросили, слышала ли она о войне между Англией и Францией? «Нет, – ответила старушка. И тут же переспросила, — Ис дос гут фар ди идн? А хорошо ли это для евреев?» На этот вечный еврейский вопрос отвечает применительно к современным событиям генеральный секретарь Евроазиатского еврейского конгресса Михаил ЧЛЕНОВ.
Антисемитизм – явление, сопровождающее евреев на протяжении всей их истории. Тень, отбрасываемая еврейским народом, по горькому замечанию Эйнштейна. Антисемитизм многолик и многообразен, и в этом своем многообразии нередко доходит до абсурда. Последними яркими примерами такого абсурда являются принятые Исполнительным советом и Комитетом Всемирного наследия ЮНЕСКО резолюции, отказывающие евреям в историческом праве на Храмовую гору, Старый город и стены Иерусалима. По мнению большинства голосовавших, и Храмовая гора, и Старый город – исключительно мусульманское историческое наследие. Остается только развести руками. Скорее устало, чем удивленно.
Еще до очередного вопля на весь мир вопиющих невежд и закоренелых антисемитов многократно звучало мнение, что ООН и ее институты себя изжили, что это организация бестолковая и бессмысленная. Позволим себе с этим не согласиться. Организация, где сходятся вместе представители двух сотен ныне существующих стран, – важная составляющая послевоенной эпохи. Существование ООН полезно, принципы, положенные в ее основание – данное пяти странам право «вето», баланс Генеральной ассамблеи и Совета безопасности и прочие – в большой мере помогли человечеству избегать Третьей мировой войны. Но это не означает, что коллективный голос неизменно является голосом разума. Пример – абсурдная история с отрицающей связь еврейского народа с Храмовой горой резолюцией института ООН, который ведает вопросами образования, науки и культуры.
Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаниягу остроумно пригласил представителей ЮНЕСКО побывать у арки Тита в Риме и посмотреть, что именно выносят римские легионеры из разоренного ими Иерусалима. На барельефе 2000-летней давности среди трофеев, захваченных в разграбленном и уничтоженном Храме, – менора, древняя еврейская святыня, древний еврейский символ, а отнюдь не полумесяц, ставший символом появившегося столетия спустя ислама. Любой мало-мальски грамотный человек, если и не читал Библию, все же знает, что в этой важнейшей для миллиардов людей книге упоминаются имевшие место более двух тысяч лет назад непростые отношения Иисуса с еврейскими служителями еврейского Храма, существовавшее гораздо ранее царство Давида и Соломона со столицей в Иерусалиме, но нет ни слова об исламе. Что неудивительно, поскольку эта мировая религия появилась только в VII веке новой эры. Понятно, что дипломаты мусульманских стран и сочувствующие им, принимавшие участие в голосованиях по резолюциям, ходили в школу и с историей знакомы, но удовольствие потешить собственный зоологический антисемитизм пересилило нормы исторической осведомленности.
Разумеется, цена всем подобным резолюциям – ноль, и едва ли они войдут в мировую историю, как серьезные документы. Но при этом они показывают сегодняшний расклад сил в ООН и ее разнообразных комитетах, где представители стран – злостных нарушителей прав человека плодят бесконечные документы, осуждающие Государство Израиль. При этом старательно не обращается внимание на чудовищные нарушения прав человека в других местах. Беда Израиля в том, что он – еврейское государство, и это вызывает неприятие и ненависть ряда стран третьего мира, которые враждуют друг с другом и истребляют сотни тысяч мирных граждан по причинам, слабо понятным окружающим. Но при этом они нуждаются в общем символическом враге, которого и находят в маленьком еврейском государстве. Тень еврейского народа следует за ним. Это плохо для евреев, но они это переживут.
Еврейский характер Государства Израиль очевиден, но вызывает немало размышлений и дискуссий даже в еврейской среде. Когда в 1970-х годах началась более или менее заметная алия из бывшего СССР, большинство уезжавших имело об Израиле очень слабое представление, которое в немалой степени основывалось на материалах, вроде пресловутых резолюций ЮНЕСКО. Люди считали: раз могучая машина советской пропаганды клеймит Израиль по всем статьям, значит, действительность прямо противоположна, и там все замечательно.
Как раз в те годы один немолодой человек, уехавший в Палестину еще в 1920-е, затем вернувшийся в СССР и отсидевший двадцать лет в лагерях, оставаясь большим израильским патриотом, рассказывал нескольким молодым евреям о еврейской стране. «Там строят дома не хуже чем тот, в котором мы сейчас!» – с гордостью воскликнул он. А сидели они в квартирке стандартной хрущобы. «Не может такого быть! – возмутились его собеседники. – Там все должно быть гораздо лучше!»
Итак, люди уезжали с некоторым идеалистическим представлением о месте, куда они отправляются. И уже в то далекое время перед репатриантами вставал непростой вопрос: они уезжают из СССР с его антисемитизмом, нищетой и идеологическим диктатом или же они едут в Израиль. «Из» или «в»?.. Многие считали, что главное – просто вырваться. «Пора валить» – этот лозунг звучал уже тогда, правда, формулировался несколько иначе: «Ехать надо». Но вопрос «откуда-то или куда-то?» был и остается чрезвычайно важным для многих репатриантов. Они сталкиваются с ним, когда начинают строить жизнь в еврейской стране.
Израиль провозгласил себя государством еврейским и демократическим. Что это означает в реальности, понимают не все, и каждый по-своему. В самом деле, сочетание современной либеральной демократии и традиционного иудаизма представляет непростую для восприятия картину. «Картина маслом!», как говорят сегодня вслед за харизматичным сыщиком-евреем из увлекательного сериала. Безусловно, комбинация эта дается Израилю с трудом, но, что очень важно, – дается.
Для евреев, которые едут в Израиль, осознание этой комбинации, как и еще ряда особенностей еврейского государства (например, ощущение его некоторыми, как осажденного лагеря) очень важно и довольно проблематично. В связи с этим стоит обратить внимание на русскоязычный фрагмент современного израильского общества. Государство Израиль в его своеобразной истории постоянно переживало конфликты между разными волнами алии. Представители каждой последующей волны считали, что выстраивают заново собственную страну, а каждой предыдущей – что новоприехавшие пытаются учить их жизни, сами ничего не понимая в существующих реалиях. То же самое происходит и в последние три года, когда несколько увеличилась алия из стран бывшего СССР, прежде всего, Украины и России. Сегодня в социальные сети выливается невидимый постороннему глазу конфликт между так называемым «давнюками» алии 1990-х и «поравалитами» новой волны. Скажем прямо, те, кто репатриировался в конце 1980-х – начале 1990-х не вызывали симпатии у приехавших в 1970-е. Их именовали «колбасной алией», считая людьми, лишенными еврейской идентичности, культурной традиции и сионистской мотивации. Но сейчас, по прошествии двадцати с лишним лет, эти «лишенцы» считают себя (и не без основания) носителями еврейских ценностей в их израильском понимании и упрекают вновь прибывших в том, что они не ехали и приехали в еврейскую страну, а просто «свалили» и хотят жить, как кто-то остроумно заметил, без диктата «еврейских попов и генералов» в либерально-демократическом обществе.
Скорее всего, часть тех, кто косо смотрит сегодня на «попов и генералов» со временем «свалит» и из Израиля, но значительная часть останется и, годы спустя, будет хмуро смотреть на следующих репатриантов, прибывающих со своими взглядами на то, что такое еврейское демократическое государство.
И еще одно. Безусловно, во внешнеполитическом плане Израиль представляет собой осажденный лагерь, но обстановка внутри страны, по большому счету, об этом почти не напоминает. Один иранский диссидент, вырвавшийся в США, решил как-то набраться мужества и посетить Израиль. Он был поражен: «Я думал, что это страна, где через каждые пять метров стоит вооруженный солдат, а увидел радостную публику, гуляющую по берегу моря, как в каком-нибудь Атлантик-сити…» И в этом огромное достижение израильского общества и государства. И это, безусловно, хорошо для евреев.
Наверх
|
|