Комментарии и анализ
Они дали людям, которые жили при социализме, подышать воздухом свободы
14.04.2018, Наследие Бывают люди, чей уход воспринимается как личная потеря – Джон Леннон, Леонард Коэн, Эльдар Рязанов. С кем-то из них ты был знаком, а с кем-то сроднился через их произведения. Я не общался с Милошем Форманом, но за его творчеством следил многие годы, еще с тех пор, когда он жил в Чехословакии и снял замечательные картины «Черный Петр» и «Любовные похождения блондинки».
Милош Форман был одним из лидеров Пражской весны, которая принесла воздух свободы в кинематограф социалистических стран. После вторжения СССР в Чехословакии стало совершенно невозможно жить, и режиссер эмигрировал в Соединенные Штаты. Многие эмигранты там пропадали, но Милош Форман выстоял, и не просто выстоял, а с огромным триумфом.
В 1975 году он снимает свой самый известный фильм – «Пролетая над гнездом кукушки». Мне посчастливилось увидеть эту картину на закрытом показе, хотя тогда я еще не был ни киноведом, ни кинокритиком. Лента произвела на меня неизгладимое впечатление.
Помимо потрясающей игры и режиссуры, в ней была очень важная для советского человека мысль. После просмотра у меня появилось ощущение, что я живу в Советском Союзе, как Макмерфи в сумасшедшем доме. И мы услышали вполне конкретную идею – надо бороться с тем, что происходит в этой стране, и, может, некоторым даже удастся вырваться – выбив окно, проломив стены.
Потом Форман создает замечательные фильмы «Волосы», «Рэгтайм», «Амадей», «Вальмон» – экранизация Шодерло де Лакло, «Народ против Ларри Флинта», «Человек на Луне», «Призраки Гойи»... Последняя его картина «Призрак Мюнхена» вышла в 2012 году.
Милош Форман, Анджей Вайда и Кшиштоф Занусси – три человека, которые совершили революцию в кинематографе Восточной Европы. Но самое главное, дали нашему поколению, людям, которые жили при социализме, подышать воздухом свободы.
Виктор Матизен
teatral-online.ru
Наверх
|