Шептицкие. Украинско-еврейские отношения
рус   |   eng
Найти
Вход   Регистрация
Помощь |  RSS |  Подписка
Новости региона Читальный зал
    Мировые новости Наша деятельность
    Комментарии и анализ
      Мониторинг ксенофобии Контакты
        Наиболее важные новости

          Комментарии и анализ

          Шептицкие. Украинско-еврейские отношения

          Медаль митрополита Андрея Шептицкого

          Шептицкие. Украинско-еврейские отношения

          31.07.2018

          В истории еврейско-украинских отношений много разных страниц: страшных, смешных, странных, благородных. Хочу рассказать об одной из них – семье Шептицких и катастрофе еврейства.

          Сначала – о самом знаменитом представителе семейства. Граф Роман Мария Александр Шептицкий родился 29 июля 1865 года в поместье Прилбычи Яворовского уезда. Его старинный род уходит корнями в эпоху Даниила Галицкого. Поколения веками жили под властью шляхетской Польши, впитав ее культуру. Позже Галичина отошла к габсбургской Австро-Венгрии. В соответствии с семейны-ми традициями Роман поступил в австро-венгерскую армию, но по причине слабого здоровья через несколько месяцев оставил службу. Затем окончил юридический факультет Вроцлавского университета, получив степень доктора права (надо отметить, что, во время учебы он ездил в Италию, где был принят Папой, Львом ХIII, а также в Киев и Москву, где общался с философом Владимиром Соловьевым и представителями украинского национального движения). Однако вскоре после окончания университета принял монашество и под именем Андрей вступил в орден Святого Василия (базилиан). С этой метаморфозой связана история не сложившейся армейской карьеры – во время тяжелой болезни (скарлатины, сопровождавшейся заражением крови) у Андрея было видение, и он дал обет в случае выздоровления стать священнослужителем. Окончив иезу-итскую семинарию в Кракове, Андрей получил степень доктора теологии в Ягеллонском университете (Краков). С 17 декабря 1900 года и до своей смерти 1 ноября 1944 Андрей (Шептицкий) – митрополит Галицкий, архиепископ Львовский и епископ Каменец-Подольский.

          Андрей (Шептицкий) также являлся политической фигурой – был депутатом Сейма и Венского парламента (пожизненный член Палаты господ).

          Осенью 1908 года митрополит Андрей нелегально въехал в Российскую империю и посетил подпольные униатские общины в Петербурге и Москве, а во время Первой мировой войны, когда после Галицийской битвы Львов был занят русскими войсками, Шептицкий остался в городе со своими прихожанами, где 19 сентября 1914 года был арестован русскими военными властями за антироссийские проповеди и выслан вглубь Российской империи. На-ходился в ссылке в Киеве, Новгороде, Курске, а затем в почетном заключении в Спасо-Евфимиевском монастыре в Суздале.

          Вскоре после Февральской революции митрополит Андрей был освобожден Временным правительством по предложению министра юстиции Керенского, и в конце 1917 года вернулся во Львов. После окончания Первой мировой и распада Австро-Венгрии поддерживал идею независимой Западной Украины, за что арестовывался уже польскими властями.

          Хочу обратить внимание на давние и глубокие связи Р. Шептиц-кого с евреями. Будучи еще 20-летним, Р. Шептицкий выучил древнееврейский язык, свободно читал ТАНАХ (Священное Писание) на языке оригинала, а позднее вел переписку с раввинами, лидера-ми еврейской общины. В 1905–1906 годах, когда Р. Шептицкий во главе группы паломников дважды посетил Святую землю, он издал путеводитель по христианским святыням, с картами и подробным описанием. Знание иврита очень поспособствовало его сближению с евреями и пониманию еврейских традиций. Во время «Дела Бей-лиса», в октябре 1913 года, Р. Шептицкий публично опроверг «кровавый навет» на евреев: «Могу определенно заявить, что мне лично ни-чего не известно из общей еврейской религиозной науки, что могло бы послужить основанием ритуальной теории» («Киевская мысль», 23 окт. 1913. – С. 8).
          Более того, Р. Шептицкий был готов приехать в Киев в качестве свидетеля защиты и эксперта по религиозным аспектам дела. Но сама одиозная фигура митрополита и еретика (с точки зрения офи-циальной РПЦ) и его связи с евреями сделали такой шаг неприем-лемым для инициаторов процесса.

          В 1903 году Р. Шептицкий основал целую систему монастырей студитов, открыв при них школы, больницы и дома сирот. Позже эти монастыри сыграли очень важную роль в спасении евреев.

          Р. Шептицкий был последовательным противником СССР и коммунистов, под чьей властью находилась вся Восточная Украина. Голодомор (искусственный голод, организованный властями СССР на территории Украины в 1932–1933 годах, повлекший за собой гибель от 2,4 до 7,5 миллиона человек) стал для митрополита еще одним доказательством бесчеловечности коммунистической идео-логии и диктатуры Сталина. Это отношение к Советам окрепло, когда Львов на два года оказался в составе СССР. В июне 1940-го Р. Шептицкий обратился с письмами к Сталину и Хрущеву, протес-туя против пропаганды безбожия в школах Украины. Приход немец-ких войск митрополит (как и многие жители «присоединенных зе-мель») расценил как освобождение от коммунистического гнета и возрождение независимой Украины. В обращении «К украинскому народу» митрополит заявил: «В лице германской армии мы видим из-бавителя от врага».
          События последнего периода жизни митрополита Андрея (1939–1944) до сих пор остаются предметом ожесточенных споров и многочисленных дискуссий. В общем обвинения сводятся к ниже-следующим основным пунктам, которые рассмотрю по отдельности:

          1. Поддержка Германии в войне с СССР и активное сотрудничество с немецкой оккупационной властью.

          Галичина, многие годы боровшаяся за независимость от Польши, затем от Австро-Венгрии, затем опять от Польши, в 1939-м была, по сути, проиграна нацистами в карточной игре с коммунистами. Двухлетнее правление сталинской тирании в крае было хоть и коротким по сравнению со всеми другими, но невероятно кровавым. Посему приход германских войск в 1941 абсолютно справедливо расценивался украинцами Галичины как избавление. Как показали предыдущие события (оккупация австро-венгерского Львова русской армией во время Первой мировой, присоединение его к Поль-ше после польско-советской войны), митрополит Андрей не бросал верующих на произвол судьбы. Именно поэтому он оставался в своей резиденции во времена всех политических переломов, волей-неволей ведя дела со всеми администрациями. Если первый немец-кий губернатор Галичины Карл Лаш (1941) во время своего весьма краткого руководства (три месяца) в основном занимался админис-тративно-экономической деятельностью (а конкретно – воровст-вом в крупных размерах, за что был арестован и расстрелян самими немцами), то сменивший его Отто Вэхер (1942–1944) делал упор как раз на военно-политическую деятельность. Именно в период 1941–1942 гражданская позиция Р. Шептицкого (письма Гиммлеру [декабрь 1941-го и февраль 1942-го] с протестом против уничтожения еврейства Галичины и обращение к пастве с проповедью «Не убий», написанной под влиянием прошедших незадолго до этого акций, в результате которых из Львовского гетто были отправлены на смерть десятки тысяч евреев) навлекла на митрополита гнев Берлина. Сам Гиммлер хотел арестовать Р. Шептицкого, но Вэхеру удалось убедить своего шефа «не делать этого, чтобы не вызывать гнев украинцев и не подвергать риску жизнь солдат вермахта, находившихся в Галичине в относительной безопасности». Параллельно Вэхер вместе с бывшими офицерами Украинской Галицкой армии (она существовала в 1918–1921 годах; отец Степана Бандеры, Андрей, служил в ней армейским капелланом) Альфредом Бизанцем и Ганцем Кохом попытались «урезонить» непокорного пастыря, но получили такой ответ, что даже обиделись на неуважительное отношение потомственного аристократа. Стоит отметить, что Отто Вэхер очень поло-жительно относился к украинскому национальному движению и Украинскому государству, что не вызывало большого одобрения у начальства. В большинстве своем руководство Рейха особой симпатии к украинскому национальному движению не испытывало...

          2. Поддержка украинского националистического движения.
          В отличие от младшего брата, Станислава (генерал-майора австро-венгерской армии и генерал-поручника Войска Польского, окон-чательно склонившегося к полонизации после Первой мировой), Андрей (Шептицкий) изначально осознавал себя украинцем и стремился добиться независимости для Украинского государст-ва. Как аристократ и прелат, митрополит старался вести эту борьбу мирно, парламентарно и бескровно. Не его вина, что XX век маргинализировал всех и вся… Кстати, его неприятие терро-ра как политического инструмента достаточно долго мешало взаи-мопониманию митрополита и ОУН. Раскол на ОУН (б) и ОУН (м) вообще сильно расстроил Шептицкого, потому что для него было важно единство нации. Еще один момент – Андрей Мельник, офицер австро-венгерской и армии УНР, был лично зна-ком и дружен с митрополитом, а декларируемая бандеровским крылом непримиримость к противникам украинской государственности склоняла миролюбивого прелата к ОУН(м). Кроме этого, объявленная ОУН(Б) война Германии после ареста руководства фракции заставляла митрополита опасаться широких репрессий нацистов против украинцев в целом.

          3. Имея огромнейший авторитет, митрополит не помешал и не остановил еврейские погромы лета 1941-го и геноцид евреев как таковой.

          Как упоминалось выше, митрополит Андрей еще с юности относился к евреям весьма благожелательно. В отличие от Восточной, Центральной и Южной Украины, где еврейские погромы в конце XIX и начале XX веков были достаточно частыми явлениями, в Галичине – и до 1939-го года «еврейский вопрос» не стоял очень остро, более того, митрополиту Андрею, как лидеру одной из мощных христианских конфессий, приходилось в сотрудничестве с раввинами разбирать вопросы увеличивающегося количества межрелигиозных, смешанных браков. Маховик национальной вражды был запущен оккупацией Западной Украины сталинскими войсками. Насильное осовечивание Галичины опиралось как на «привозные» коммунистические кадры (и еврейские, и украинские), так и мест-ные. Когда немецкие войска вошли во Львов, были открыты тюрь-мы НКВД. Представшая взору ужасающая, кошмарно кровавая кар-тина (в сравнении с которой картины Иеронима Босха просто идиллические!) была в полнейшей мере использована нацистами в про-пагандистско-провокационных целях. Наци возложили вину за эти преступления на всех евреев и направили гнев толпы на еврейское население города… Занятый в это время переговорами с ОУН (по-мимо всего прочего) о провозглашении Независимой Украины, м-рополит не был в состоянии предотвратить начавшийся погром, все, что он смог – это осудить насилие. Далее последовали упоминавшиеся письма Гиммлеру и проповедь «Не убий»... Но помимо слов были и дела, много добрых дел, совершенных вместе с его младшим братом Казимиром...

          Граф Мария Казимир Шептицкий родился 17 ноября 1869 в том же, что и его старший брат, поместье Прилбычи Яворовского уезда на Львовщине. Также, подобно брату, он получил степень доктора в Ягеллонском университете (Краков), но не теологии, а права. Одновременно с этим Казимир окончил Институт лесничества. Затем работал адвокатом, помогал отцу управлять семейными имениями, как и старший брат (митрополит Андрей), являлся членом Сейма и депутатом австрийского парламента, соавтором «Общего австрийского закона о лесах». Казимир также – автор работ по вопросам сельского хозяйства, председатель Галицкого леснического общества. В 1907 году отошел от политической деятельности, занялся хозяйственной работой в имении, где построил цер-ковь для греко-католиков. Как и старший брат, Казимир сделал крутой поворот в жизни – в 1911 году поступил в бенедиктинский монастырь в Байроне, а в следующем году перешел в греко-католический монастырь Студийского устава в Каменице (Босния), где принес монашеские обеты и получил имя Климент. В дополнение к своему светскому, получил богословское образование в университете Инсбрука. Являлся настоятелем Студийского монастыря, нахо-дившегося в Униве. В 1936–1937 годах совместно с митрополитом Андреем составил устав для монахов-студитов, известный под наз-ванием «Типикон». Участвовал в основании женского студитского монастыря в Якторове, монастыря в Канаде. Был членом Богослов-ского научного общества, читал лекции в университете Инсбрука. С 1937 года постоянно жил во Львове, помогал митрополиту в управ-лении церковью. В 1939 году митрополитом Андреем был тайно назначен греко-католическим экзархом Апостольского экзархата России и Сибири.

          Когда митрополит Андрей дал указание прятать евреев в церквях, монастырях и сиротских приютах, содействуя их спасению, то первым помощником его стал Климентий (Шептицкий).

          По сведениям раби Давида Кахане (не путать с Меиром Давидом Кахане!), ставшего впоследствии главным раввином израильс-ких Военно-воздушных сил, и Курта Левина, сына главного раввина Львова, во время Второй мировой митрополит Андрей и архиманд-рит Климентий (Шептицкие) спасли около 300 еврейских детей, а также прятали ценные еврейские документы. Помимо самих братьев Шептицких, более чем 240 украинских священников и монахов рисковали собственной жизнью, спасая еврейских детей. Митрополит Андрей в своей резиденции прятал 15 евреев.

          После многочисленных просьб спасенных евреев и их потом-ков Климентий (Шептицкий) был в 1995 году признан в Израиле Праведником народов мира. Логично было бы присвоить такое же звание его брату и руководителю, митрополиту Андрею, но… В 1963 году раби Давид Кахане рассказал в «Яд Вашем», что в годы Катастрофы его спас украинец в городе Львове. Спустя три года в «Яд Вашем» была подана официальная просьба воздать положен-ную почесть спасителю – присвоить звание «Праведник народов мира» украинцу Андрею (Шептицкому). Начиная с первого обсуждения в 1967-м и, к великому сожалению, до сих пор (2017) Андрею (Шептицкому) «Яд Вашем» так и не присвоил звание Праведника. Когда в 1981-м в Израиле состоялось голосование, из 13 членов комиссии – двое воздержались, пятеро голосовали «за», шестеро – «против». Отказ был мотивирован тем, что митрополита обвинили в поддержке дивизии СС «Галичина», в идеологической близости к Гитлеру и в том… что он мог сделать для спасения евреев больше. После очередной неудачи 2007-го еврейская община Украины в мае 2008 признала Р. Шептицкого праведником. «Мы хотим отдать должное человеку, который спас сотни евреев, – сказал главный раввин Украины Моше Реувен Асман. – Мы должны не только бороться с ан-тисемитизмом, ксенофобией, но и помнить героев, рассказывая о них подрастающему поколению». В память Андрея (Шептицкого) возле синагоги Бродского в Киеве было посажено «Древо Жизни». В ноябре 2013-го Андрей (Шептицкий) посмертно был удостоен Антидиффамационной лигой (американская еврейская неправи-тельственная правозащитная общественно-политическая организа-ция, противостоящая антисемитизму и другим формам нетерпимос-ти по отношению к евреям) награды имени Яна Карского за отвагу в спасении украинских евреев.

          В чем же загвоздка с «Яд Вашем»? Начну с того, что на протяжении более 20 лет (с 1972 по 1993) директором «Яд Вашем» был Ицхак Арад (Рудницкий) – партизанивший мальчишкой в литовских лесах, ставший впоследствии бригадным генералом ЦАХАЛ. Биография, казалось бы, безупречная, но, присмотревшись внимательнее, можно обнаружить очень неприятные моменты.

          Например, факт, что после освобождения Литвы отряд «Вильнюс», в котором партизанил Арад, стал подразделением войск НКВД и был задействован в войне с литовскими «Лесными брать-ями» и польскими партизанами, боровшимися против повторной советизации края. Ну и, наконец, резкая критика Арадом в 2010 году присвоения звания Героя Украины Степану Бандере ставит под большое сомнение непредвзятое отношение Арада к номинациям и номинантам в «Яд Вашем». Это в годы его директорства Львовское общество еврейской культуры имени Шолом-Алейхема дважды подавало заявление о присвоении митрополиту Шептицкому звания «Праведник народов мира», но не получило даже формального от-вета. Все решения «Яд Вашем» по этому вопросу основывались не на фактическом материале, а на «политической целесообразности», соответствующей политическим взглядам директора. Эти взгляды разделяло немало сотрудников, в частности Арон Вайс, бывший одним из ключевых научных сотрудников «Яд Вашем». Вместе со своим братом Шевахом (председателем кнессета и председателем совета директоров самого «Яд Вашем») они были видными активистами левой партии «Авода». По происхождению они с Галичины, всю их семью спасли из гетто соседи-украинцы, которые по настойчивым просьбам семейства Вайс были признаны Праведниками народов мира. Но личная порядочность обоих в вопросе митрополита Андрея не смогла преодолеть их политической ориентации. Как только вопрос касался украинских националистов и симпатизирующих им, то Арон Вайс и Ицхак Арад мгновенно из ученых превращались в левых политиков.

          Помимо официоза, в Израиле находились и другие ярые про-тивники присвоения Р. Шептицкому звания «Праведник». Например, Анатолий Кардаш, написавший целую «антимитрополитную» статью! «...Спасенная еврейская душа, разве не ведет она в Праведники?» – мог бы в который раз спросить Д. Кахана. Я. Сусленский вздыхает: «Кахана, бывший главный раввин израильских военных летчиков, сложил оружие». А мне представилось: раввин Кахана видит А. Шептицкого поглядывающим с того света на возню вокруг своего имени с улыбкой то ли укоризненной, то ли иронической, то ли даже горькой… Потому что митрополиту, Кахана знает, предстоит замаливать грех сделки с дьяволом...».

          Товарищ Кардаш уже присоединился к митрополиту (Шептицкому), но, надеюсь, грубость и хамство бывшего сотрудника «Яд Вашем» будут прощены там, куда он ушел...

          4. Митрополит Андрей благословил создание дивизии Ваффен СС «Галичина».
          Вопрос о дивизии СС «Галичина», поскольку он является краеугольным и для дела Андрея (Шептицкого), и для общего понимания, я выделяю в отдельную статью. Здесь же только укажу, что ка-кое бы отношение ни было к самой дивизии, никакого благословения митрополит не давал. Вот свидетельское показание (Михаил Демкович-Добрянский, украинский общественный деятель, журналист, историк): «Я, подписавшийся Михаил, сын Ивана и Марии Демкович-Добрянских, приношу эту присягу на святой Крест и Евангелие. Моей присягой хочу подтвердить мое заявление о том, что митрополит Андрей не уделил своего благословения дивизии «Галичина», что слухи о таком благословении ложные и не соответствуют действительности. Слуга Божий Андрей, что касается дивизии «Галичина», высказался двумя актами:

          1. Положительно признал необходимость украинской вооруженной формации.

          2. Назначил 12 военных капелланов под руководством о. Василия Лабы, профессора Богословской академии, ранее (в австрийской армии, и в га-лицкой армии) бывшего капелланом. Ни во времена, когда создавалась дивизия, ни позже никто из украинских деятелей, которые имели близкое отношение к дивизии, не знали ничего о благословении митрополита для дивизии «Галичина», потому что такого акта не было. Многие выдающиеся граждане высказывались о необходимости военной формации. Отчетливо сформулировал это Дмитрий Палиив. Его версию Владимир Кубийович (председатель УЦК) приписал митрополиту. Но от положительного признания потребности украинской вооруженной формации к благословению дивизии довольно далеко. Когда в середине 70-х годов официальный постулятор Ватикана передал украинскому постулятору около 50 вопросов в связи с деятельностью митрополита, отцы Хома и Музичка передали мне для обработки более 20 тем, остальные дали о. Ивану Гринехову. Ни среди моих, ни среди его тем не было упоминания о благословении дивизии «Галичина». Ватиканский постулятор не мог бы этого не вспомнить» (Михайло Демкович-Добрянський // Патріархат. – 1999. – № 78 (343344).

          Послесловие

          Роман (митрополит Андрей) умер 1 ноября 1944 года во Львове после осложнения болезни (приблизительно через три месяца после взятия города советскими частями).
          Казимир (архимандрит Климентий) – в 1947-м. Его, 78-летнего старика, арестовало НКВД в келье во время вечерней молитвы и после года следствия, унижений, допросов и принуждений подчиниться РПЦ приговорили к восьми годам заключения. Умер Климентий 1 мая 1951 года в печально известном Владимирском централе. В 1995-м году Климентию (Шептицкому) было присвоено в Израиле звание «Праведника народов мира». 27 июня 2001 года Климентий был провозглашен Папой Иоанном Павлом II католическим святым.

          Станислав в 1923 году был назначен министром обороны Польши, но, оскорбленный Ю. Пилсудским после государственного переворота в мае 1926 года, вызвал последнего на дуэль, однако маршал не принял вызов. После этого Станислав подал в отставку с воинской службы. После отставки проживал в Кракове, политической деятельностью не занимался. Занимал должность президента Национальной ассоциации нефтепроизводителей. Что характерно, во время Второй мировой войны участия в движении Сопротивления не принимал. В конце войны 78-летний генерал вступил в ряды Армии Людовой, также он был назначен главой совета Красного Креста в коммунистической Польше – этот пост он занимал с 1945 по 1950 год (до своей смерти). Что ж, в семье не без...

          Леон вместе с женой Ядвигой и прислугой (всего 13 человек) 27 сентября 1939-го были расстреляны НКВД в родовой усадьбе Шептицких. Сын Льва, племянник митрополита Андрея и Климентия, Анджей Мария Станислав Александр, подпоручник Войска Польского, весной 1940-го стал одной из жертв Катынского преступления НКВД.

          Такая вот история семьи Шептицких – история служения своему народу без пафоса и с честью…

          Медаль митрополита Андрея Шептицкого (учреждена в 2012 году) ежегодно присуждается Еврейской конфедерацией Украины и канадской благотворительной организацией «Украинско-Еврейская встреча» гражданам Украины, Израиля или представителям диаспор этих наций, которые больше всех послужили делу украинско-еврейского примирения и сотрудничества между двумя народами.

          agasfer1326.livejournal.com

          Наверх

           
          Дecятки тыcяч людeй в Бepлинe пpoтecтовали пpoтив pacизмa и диcкpиминaции бeжeнцeв 
          15.10.2018
          В Бухаресте открыли бюст Эли Визеля
          15.10.2018, Евреи и общество
          В Вашингтоне закрыто представительство ООП
          12.10.2018, Мир и Израиль
          Польша отдала дань памяти Константину Рокицкому, спасшему во время войны сотни евреев
          11.10.2018, Холокост
          Реувен Ривлин поблагодарил Данию за защиту евреев
          11.10.2018, Холокост
          Во Франции наградили супругов, выследивших нацистского преступника Клауса Барби
          11.10.2018, Холокост
          В Иерусалиме состоялась конференция «Будущее потерянного искусства»
          11.10.2018, Реституция
          В Иерусалиме обнаружен редчайший артефакт с надписью на иврите
          10.10.2018, Наука
          Нетаниягу поблагодарил Никки Хейли за ее работу
          10.10.2018, Мир и Израиль
          5000 жителей Газы предприняли попытку прорыва границы – на суше и на море
          09.10.2018, Израиль
          Все новости rss