Комментарии и анализ
Москва и ее союзники против Вашингтона и Иерусалима
|
Главное в еврейской жизни постсоветского пространства: апрель 2019
23.05.2019, Общины Евразии Вступительное слово: зачем этот проект?
Чем больше проходит времени с распада Советского Союза, тем больше сомнений в оправданности рассмотрения возникших на его обломках независимых государств как единого социально-культурного пространства. Процессы, происходящие в Туркменистане и Литве, Украине и Азербайджане невозможно свести к общему знаменателю. Страны Балтии, Украина, в значительной степени Молдова медленно, но неуклонно интегрируются в европейское цивилизационное пространство. Их скорее оправдано рассматривать в восточноевропейском, чем в постсоветском контексте. Россия и государства, не сумевшие вырваться из ее политического и экономического притяжения, успешно строят своеобразную ресоветскую версию авторитарной клептократической модели. Центральноазиатские государства все больше втягиваются в орбиту влияния Китая.
Правда, по всему миру, и постсоветское пространство не исключение, еврейская диаспора демонстрирует высокий уровень межобщинной солидарности. Постоянно прилагаются сознательные усилия для сохранения существовавших и налаживания новых связей. Активно действуют региональные международные организации. Специфическая еврейская община бывшего Советского Союза, объединенная не столько религией, сколько языком и культурой, а также в значительной степени социальным происхождением и общностью исторической судьбы, долгое время сохраняла и относительное единство самосознания. Лидеры и ключевые активисты вместе пережили историю подпольной деятельности в советские времена и возрождения общины после. Созданный тридцать лет назад Ваад СССР, пережив структурные преобразования и органично интегрировавшийся в систему всемирной диаспоры, под названием Евроазиатский еврейский конгресс до недавнего времени эффективно продолжал выполнять функцию международной конфедерации еврейских общин. Пришедшие на постсоветское пространство Джойнт, Сохнут, ХАБАД создали сеть унифицированных структур по предоставлению услуг еврейскому населению, принявшую на постсоветском пространстве формы, кардинальным образом отличные от существующих в других регионах. Исследователи и студенты, занимающиеся иудаикой, со всего русскоязычного ареала каждый год собирались в Москве на конференции и школы Центра «Сэфер». Читающая публика везла с конференций и других мероприятий чемоданы книг, в первую очередь выпущенных издательством «Лехаим». Привыкшая к «толстым» советским литературно-художественным журналам интеллигенция в разных странах с одинаковым удовольствием читала одноименный журнал. Агентство еврейских новостей, booknik и другие подобные сайты создавали и поддерживали единое информационное пространство в оперативном режиме.
Однако, со временем стало очевидно, что центробежные тенденции набирают все большую силу. Централизованная иерархическая система организации еврейской инфраструктуры стала уходить в прошлое. Молодое поколение в Грузии или Литве уже не владеет в достаточной степени русским языком, чтоб продолжать оставаться в едином еврейском информационном пространстве, естественном для их родителей. Федерация еврейских общин СНГ стала все больше номинальным объединением, а днепропетровская «Менора» составила серьезную конкуренцию московской Марьиной Роще в попытках выполнять символическую роль «постсоветского Бруклина». Киевским и львовским студентам уже не нужно приезжать в Москву и Санкт-Петербург, чтобы получить качественное образование в области иудаики в лучших гуманитарных университетах и на украинском языке, да и на академические стажировки в Израиль вполне реально оказалось ездить и без посредничества «Сэфера». Росло количество учителей истории, посетивших «Яд ваШем» не через российский Фонда «Холокост», а через днепровскую «Ткуму» и киевский Украинский центр изучения истории Холокоста. Гипотетический Мемориальный центр Холокоста «Бабий Яр» хотя и сам не без российского следа, смотрит на Иерусалим, Берлин и Вашингтон в качестве образов для себя, а не на московский Музей толератности.
Катализатором естественных процессов дезинтеграции стало, конечно, нападение России на Украину в 2014 г., способствовавшее разрыву связей между двумя крупнейшими общинами постсоветского пространства. Украинские евреи вместе со всем обществом осознали себя именно как «украинские», и более не хотели осмыслять себя как часть единого «постсоветского», «российского» или «русскоязычного» еврейства. Масла в огонь подлила кремлевская пропаганда, активно использовавшая «еврейскую тему» и спекуляции на антисемитизме для обоснования вооруженной агрессии и оккупации части территорий.
При этом, в России уже давно сложился такой характер общественных отношений, при котором практически не осталось сколько-нибудь заметных «игроков», готовых публично выступать с альтернативной кремлевскому дискурсу позиции. Для ориентированных на свободный цивилизованный мир еврейских общин стремление оградиться от кремлевской пропаганды выразилось и в резком уменьшении связей с российской еврейской информационной средой. Подобные процессы активно идут не только собственно на постсоветском пространстве, но и в русскоязычной еврейской среде в Израиле, Германии, Северной Америке.
Агентство еврейских новостей прекратило свое существование. Читать «Лехаим» с его пропагандистскими антиукраинскими филиппиками в Киеве и в Харькове стало противно. Книги одноименного издательства больше не привозят из Москвы – да и ездить в нее на конференции практически перестали. Евроазиатский еврейский конгресс не выкарабкался из глубокого кризиса 2014-2017 гг., превратившись после рейдерского захвата мошенниками в прокремлевскую израильскую амуту (общественную организацию). Процессы распада единого культурного, информационного и инфраструктурного пространства приняли необратимый характер.
Имеет ли смысл в этом контексте вообще продолжать следить за происходящим в еврейской общине постсоветского пространства? На наш взгляд – несомненно.
Общность происхождения, культуры, менталитета, в значительной степени до сих пор и языка продолжает оставаться значимым фактором для развития постсоветского еврейства. Нельзя отдавать общину на откуп кремлевским пропагандистам, претендующим на выражение мнение русскоязычных «соотечественников». Альтернатива ползучей пропаганде «русского мира» с легким еврейским акцентом необходима.
Постсоветской еврейской общине необходимо интегрироваться в «большой» мир. В западную цивилизацию, к которой принадлежат США и Израиль. Надо выбираться из трясины ресоветского болота, в которую затягивают кремлевские элиты – глубже, на дно, в компанию Ирана, Сирии и Северной Кореи.
Еврейскими ценностями всегда была свобода, а не рабство. Равенство перед законом и справедливый суд, а не тирания. Плюрализм, а не диктатура. Достоинство, а не унижение.
Это – ценности современной западной цивилизации, основанной на фундаменте библейских заповедей. Еврейская община является ее неотъемлемой частью.
Наша взгляд на постсоветскую еврейскую жизнь обусловлен именно этими ценностями. В центре нашего внимания – права человека, культура, свобода и поддержка Израиля. Надеемся, наши обзоры найдут читателя, разделяющего наши цели.
Итак, что же происходило важного с этой точки зрения в еврейской жизни на постсоветском пространстве в минувшем месяце?
Победа плюрализма и демократии
● Новостью номер один в еврейском мире в апреле стали выборы президента Украины, прошедшие 21 апреля. Точнее, конечно, не выборы сами по себе, а тот факт, что убедительную победу (73% голосов избирателей) одержал этнический еврей Владимир Зеленский. Это – первый случай избрания еврея главой государства на свободных всеобщих выборах. Более того, украинское правительство в настоящее время возглавляет также еврей, Владимир Гройсман. Ни в одной другой стране мира, кроме, конечно, Израиля, никогда не было, чтобы одновременно президент и премьер-министр были евреями.
В ходе избирательной кампании неоднократно утверждалось, что за кандидатурой Зеленского стоит на самом деле Игорь Коломойский – беглый олигарх, находящийся в остром конфликте с действующим президентом Петром Порошенко. Если Владимир Зеленский никогда не акцентировал свое этническое происхождение (хотя и не скрывал его), а на вопросы о религиозной принадлежности всегда отвечал уклончиво, Игорь Коломойский позиционирует себя как лидер еврейской общины Украины. Он даже утверждал, что он и его окружение убеждают Зеленского соблюдать шаббат.
С учетом неоднозначности репутации Коломойского-бизнесмена, он – идеальная фигура для антисемитского нарратива. Олигарх, обвиняющийся в обогащении за счет двух десятков миллионов украинцев (вкладчиков Приват-банка), медиа-магнат, из-за границы продвигающий своего кандидата против защищающего свою страну от агрессии национального лидера… Однако, несмотря на ожесточенность публичной полемики, за исключением пары высказываний маргинальных личностей вроде эпатажного шоумена Дмитрия Корчинского, «еврейская» тема и тем более антисемитские намеки вообще никак не эксплуатировались в агитации против Зеленского.
Разумеется, главным на этих выборах было то, что они прошли спокойно и в соответствии с самыми высокими стандартами честности и прозрачности. Свободное волеизъявление и цивилизованный транзит власти – важное завоевание украинской демократии, за которое пять лет назад многие украинцы вполне буквально отдали свои жизни.
Украинские выборы наглядно продемонстрировали связь между демократией, с одной стороны, и толерантностью – с другой. Свободная и поликультурная украинская нация сдала этот экзамен на «отлично».
Сразу после выборов премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху позвонил Владимиру Зеленскому, поздравил его с победой и пригласил посетить еврейское государство с официальным визитом.
Общинная жизнь
● 7 апреля в Кишиневе прошли памятные мероприятия, посвященные годовщине погрома 1903 года.
● В Днепре Горсовет рассматривал вопрос о выделении на Запорожском кладбище участка для захоронения членов еврейской общины в соответствии с правилами и ритуалами иудаизма.
● В Симферополе скончался Давид Реби – автор учебника и один из последних носителей крымчакского языка.
Крымчаки – уникальная тюркоязычная еврейская субэтническая группа, сформировавшаяся и исторически проживавшая в Крыму. Большая часть общины была уничтожена во время Холокоста. На протяжении ХХ века, вслед за крымскими караимами, национальная интеллигенция крымчаков выработала модель самоидентичности, согласно которому крымчаки – это отдельный самобытный тюркский народ. В настоящее время на территории оккупированного Россией полуострова осталось около двухсот крымчаков. Больше всего представителей этой группы – около 600 человек – проживает сегодня в Израиле, однако они не составляют там отдельной общины и постепенно утрачивают отдельное самосознание.
Культура и наука
● 4 апреля в Черновцах в рамках Дней Еврейской культуры в Украине в выставочном зале «Вернисаж» состоялось открытие выставки «Современное искусство Израиля и Украины».
● 5–26 апреля в киевском Музее Шолом-Алейхема проходила выставка, посвященная жизни и творчеству писателя и художника Бруно Шульца.
● 7 апреля в синагоге Санкт-Петербурга состоялся День еврейской книги – широкомасштабное просветительское мероприятие.
● 12–14 апреля в Одессе прошла международная конференция «Гражданское общество, цифровое повествование (digital storytelling) и история евреев 20-го века в Украине»
● В Таллинне 17–26 апреля проходили исследовательские археологические работы на территории старого еврейского кладбища. Их целью было уточнение данных о захоронениях и расположении фундамента ворот, необходимые для дальнейших работ по реконструкции территории кладбища. Работы проходят по заказу городского муниципалитета и согласованы с еврейской общиной.
● Литовская организация «Мацева» закончила работу по каталогизации старого еврейского кладбища в Сейряй.
● В Москве в новом здании Третьяковской галереи 25 апреля открылась выставка художника Хаима Сокола, посвященная памяти жертв Холокоста и борцов с нацизмом.
● Украинская ассоциация иудаики объявила об учреждении премии за лучшую книгу по иудаике, изданную в Украине.
Проявления антисемитизма
● Самым серьезным проявлением антисемитизма на постсоветском пространстве в апреле стал поджег старейшей российской иешивы «Торат-хаим» в Москве 19 апреля, непосредственно перед началом седера (церемонии, посвященной началу Песаха, основного праздника иудаизма). Выгорело подсобное помещение, в котором хранились кошерные продукты. Поджигатели оставили надпись «смерть жидам», неонацистский код «88», означающий «Хайль Гитлер», и свастики.
● В Киеве в апреле дважды был зафиксирован вандализм в отношении информационных стендов на территории Национального историко-мемориального заповедника «Бабий Яр».
Израиль и постсоветские страны
● В апреле, как и ранее в предыдущие месяцы, самым важным аспектом в израильской дипломатии в странах бывшего СССР была непростая динамика взаимоотношений в геополитическом треугольнике Москва – Дамаск – Иерусалим (с участвующими в этой фигуре также Вашингтоном и Тегераном).
Непосредственно перед выборами в Израиле Россия сделала Биньямину Нетаньяху подарок. 4 апреля действующий премьер-министр посетил Москву и вернул оттуда в Израиль для захоронения прах сержанта Закарии Баумеля, погибшего почти сорок лет назад в Ливане. Переговоры с Москвой и поиск тела израильского солдата продолжались почти два года, поэтому очевидно, что финальный аккорд столь длительного процесса был приурочен к израильским выборам. Передача праха, обставленная как торжественная военно-мемориальная церемония, способствовала формированию Биньямином Нетаньяху образа главы государства, способного договариваться о соблюдении израильских интересов с самыми неудобными партнерами. Владимир Путин, со своей стороны, показал себя способным на благородные жесты лидером.
Однако, история имела не столь красивое продолжение. Хотя официальная Москва утверждала, что гуманитарный жест был согласован с Дамаском, и сирийская армия помогала в поиске тела израильского солдата, Сирия решительно опровергла эти утверждения. Правящий режим явно счел бы себя дискредитированным предположениями, будто он даже косвенно мог сотрудничать с Израилем.
Премьер-министр Израиля, в свою очередь, неожиданно заявил о выдаче Сирии двух находящихся в израильских тюрьмах сирийских граждан, хотя ранее утверждал, что передача праха Баумеля не подразумевает никакой сделки и ответных шагов. Сирийские заключенные были выпущены в обход обычной для подобных сделок процедуры (это шаг не рассматривался и не одобрялся правительственным военно-политическим кабинетом). Россия, в свою очередь, заявила, что с самого начала речь шла о сделке, поставив тем самым Биньямина Нетаньяху вслед за Башаром Асадом в весьма неудобное положение.
● При этом ВВС Армии обороны Израиля продолжали в апреле наносить удары по военным объектам на территории Сирии. В частности, самолеты отбомбились по целям в городе Мадьяф (неподалеку от Хамы) 12 апреля (предыдущий раз израильский авиаудар был нанесен по Алеппо в конце марта). Согласно имеющейся информации, объектом атаки было иранское производство механизмов для ракет, предназначенных Хезболле. Газета «Исраэль а-Йом» пишет по этому поводу: «похоже, что Россия на этом этапе смирилась с такими действиями, пока они не угрожают ее силам в Сирии». Отметим, что ослабление иранской инфраструктуры может даже соответствовать интересам Москвы, которая выступает конкурентом Тегерана в вопросах влияния на Дамаск.
Однако, не все эксперты оценивают ситуацию как благостную. В западных СМИ все чаще появляются материалы, предрекающие неизбежный или весьма вероятный конфликт между Россией и Израилем.
Некоторые российские эксперты также предполагают, что последние атаки израильских ВВС имеют своей задачей «прощупать» российскую систему ПВО и протестировать поставленные в Сирию ракеты С-300 и С-400 в рамках подготовки к более серьезным столкновениям.
● Между тем, Россия продолжает позиционировать себя как альтернативную Соединенным Штатам внешнюю силу, способную усадить за стол переговоров израильтян и палестинцев и предложить «более реалистичный и справедливый», чем анонсированная Дональдом Трампом «сделка века», план мирного урегулирования.
15 апреля «министр иностранных дел» Палестины Рияд аль-Малики в ходе визита в Москву заявил, что Махмуд Аббас «готов провести встречу с премьер-министром Израиля Биньямином Нетаньяху без каких-либо предварительных условий, если она пройдет в Москве». По его словам, «пока предложение исходит от Путина», палестинцы готовы к переговорам с Израилем.
Напомним, что последний раз Махмуд Аббас и Биньямин Нетаньяху встречались в 2010 году.
Американское предложение о мирном урегулировании палестинская сторона заранее отвергла.
Также в апреле в совместном с Ираном и Турцией заявлении Россия осудила признание Соединенными Штатами израильского суверенитета над Голанскими высотами.
Среди других внешнеполитических новостей, не связанных с российской политикой на Ближнем Востоке:
● Кабинет министров Украины передал на рассмотрение Верховной Рады законопроект о ратификации Соглашения о зоне свободной торговли между Украиной и Израилем, подписанного главами обоих государств в начале этого года.
Обзор подготовил Вячеслав Лихачев
Проект реализуется при поддержке UCSJ
UCSJ
Наверх
|
|