Комментарии и анализ
Венецианский фестиваль: отсутствующий Роман Полански вновь в центре внимания
02.09.2019 76-й Венецианский фестиваль начался немного нервно. Правда, масштабного скандала не случилось, но внутри Мостры (как еще называют здешний фестиваль) почувствовалось легкое напряжение.
Председатель жюри аргентинский режиссер Лукресия Мартель заявила, что не появится на приеме, посвященном премьера картины Романа Полански «Я обвиняю» («Офицер и шпион»). По обычаю в честь каждой съемочной группы, участвующей в официальной программе, последние 70 лет фестиваль устраивает торжественный обед. Это так же незыблемо, как Собор Святого Марка и Дворец дожей. Мартель, ставшая председателем жюри не без учета состояния современного феминистского движения, допустила непросто бестактность – она подвергла сомнению беспристрастность жюри. Это самое отвратительное, что может случиться с фестивалем. Можно себе представить, какие усилия готова приложить Мартель, чтобы Полански остался бы без наград.
Считайте, что дальше следует большой гневный пассаж про обратную сторону борьбы за справедливость. Мы его пропустим, а сразу перейдем к опальному Полански. В Венецию он, разумеется, не приехал, боясь ареста. Прислал вместо себя жену, актрису Эмманюэль Сенье, которая собрала максимум неодобрительных возгласов на красной дорожке – ее ну совсем открытое платье сочли не подходящим для 53-летней женщины. К тому же Полански снял ее в роли любовницы главного героя, и многим это показалось ненужной семейственностью. Но фильм оказался не просто мегапрофессиональным (впрочем, ждать чего-то иного от классика было трудно, хотя 86 лет – все-таки для режиссера возраст критический), но и на удивление молодым, энергичным и очень современным. Хотя и снят он в традиционной манере старого европейского кино.
Полански извлекает на свет божий забытое «дело Дрейфуса» 1895 года, когда офицер-еврей, обвиненный в шпионаже, был осужден на пожизненное заключение, но после возобновления дела оправдан и восстановлен во всех правах. Рассказ ведется от имени главного героя – начальника французской военной контрразведки полковника Жоржа Пикара (в этой роли черноусый красавец Жан Дюжарден).
Подробная реконструкция того скандального и позорного дела снята с размахом, очень уверенно, словно крупными и яркими мазками. Здесь белое называется белым, а черное черным, добро – добром, а зло – злом.
Для Полански тема антисемитизма болезненно близка – его мать погибла в Аушвице, отец чудом выжил в Маутхаузене, а сам Роман оказался в Варшавском гетто.
Замысел фильма о деле Дрейфуса он вынашивал очень давно и даже заказал писателю Роберту Харрису роман об этом. Потом Харрис стал соавтором сценария фильма «Я обвиняю». Полански показывает звериный антисемитизм, захлестнувший Францию на рубеже XIX–XX вв. с болью этнического еврея, но и с отстраненной мудростью старого мастера. Ему сейчас уже неважно, кто был виноват, почему человеческая жизнь в культурной просвещенной Франции не стоила стакана прокисшего вина, - ему важнее предупредить, чтобы такое не повторилось. «Я обвиняю» = «Я предупреждаю».
Другая сторона дела Дрейфуса – болезненная державная гордыня, не позволяющая государственным мужьям признавать собственные ошибки и позорные страницы истории. Лицемерие, ложь во имя сомнительных государственных интересов, готовность положить чужие жизни за фантом – ничего не напоминает?
Кстати, вполне возможно, что опальному режиссеру обломится какой-нибудь приз – в конце концов даже женщины-режиссеры должны как-то исправлять ошибки и подчищать карму.
newizv.ru
Наверх
|