Комментарии и анализ
Фото Pixabay
|
Израильтяне настроены все пессимистичнее
19.05.2020 Всего неделю тому назад ЦСБ сообщил, что индекс потребительского доверия (Consumer Confidence Index) упал в марте 2020 года до –22% — самой низкой отметки за все время измерения индекса, с марта 2011 года.
Можно было бы предположить, что накануне выхода из карантина и активизации хозяйственной деятельности настроение израильтян в отношении экономических перспектив страны и их личного благосостояния изменятся к лучшему, но этого не произошло. Напротив, на этот раз снизились все четыре составляющие индекса, а общий показатель упал до -31%: это абсолютный рекорд, сравнимый разве что с уровнем пессимизма в 2012-2013 годах, накануне принятия жестких мер, призванных выправить тогдашнюю плачевную экономическую ситуацию.
Есть ли у израильтян основания для мрачных оценок? Безусловно, и теперь правительству вообще и новому министру финансов Исраэлю Кацу в частности придется немало потрудиться, чтобы вернуть доверие потребителей, продемонстрировав эффективные меры по преодолению кризиса.
Положение и в самом деле отчаянное. На борьбу с эпидемией коронавируса уже истрачено почти 100 млрд. шекелей, и вскоре правительству предстоит утверждение чрезвычайного бюджета на 2020–2021 годы: согласно действующему законодательству, правительство обязано утвердить бюджет не позднее 18 августа.
Исключения из этого правила были. Несмотря на закон, в 2015 году в рамках временного распоряжения правительства и с одобрения кнессета срок утверждения госбюджета был перенесен на 175 дней после формирования правительства. Не исключено, что так будет и на этот раз, тем более что правительству придется принять решительные и жесткие меры, которые наверняка вызовут разногласия среди парламентариев.
Передача подразделений и разделение полномочий между различными министерствами, создание новых министерств и, в частности, передача подразделений и полномочий от министерства финансов обратно министерству внутренних дел, как и передача подразделений и полномочий от минфина министерству строительства способны надолго задержать возобновление упорядоченной работы и привести к задержке с утверждением бюджета. Между тем страна уже 5 месяцев вынуждена обходиться без утвержденного бюджета.
Важнейшая дилемма, стоящая перед министром финансов Исраэлем Кацем, заключается в том, вводить ли новые и повышать старые налоги или же вместо этого провести глубокие сокращения бюджетов всех министерств, включая министерство обороны (но, очевидно, не сокращая пока бюджет министерства здравоохранения). А если упор будет сделан на налоги, то как их менять, читай – повышать? Повысить НДС? Взвинтить подоходный налог? А может быть, и в самом деле лучше ввести новые «потребительские» налоги?
Другим вариантом является отмена льгот по импортным пошлинам. И, конечно, можно попытаться сочетать все эти меры, но уже понятно, что ни при каком варианте ни волки не будут сыты, ни овцы целы. Израильтянам предстоит пережить очень тяжелый год, а то и два.
Между тем, международное рейтинговое агентство S&P утверждает, что ВВП в текущем году сократится более чем на 70 миллиардов шекелей, а дефицит бюджета может возрасти до 140 миллиардов шекелей. По оценкам рейтингового агентства, уже к 2021 году экономика вернется к быстрому росту, но дефицит бюджета вернется к уровню 2018 года только к 2022 году.
Любопытно, что несмотря на мрачный прогноз, S&P воздержалось от снижения кредитного рейтинга Израиля, а вот сами израильтяне настроены все более пессимистично. Прежде всего это относится к балансу ответов на вопрос об ожидаемых изменениях в состоянии экономики в ближайшем году: в апреле зафиксировано падение до -54% по сравнению с -16% в феврале и –45% в марте. Что же касается ожидаемых изменений в финансовом состоянии семей, то показатель снизился с положительного значения +5% в феврале, накануне эпидемии, до -15% в марте и до –19% в апреле.
Евгений Весник, НЭП
nep.detaly.co.il
Наверх
|