Комментарии и анализ
Инсталляция в Бабьем Яру
|
Памятники над Бабьим Яром
30.09.2020, Холокост В этот день 79 лет тому назад, 30 сентября 1941 года, в Бабьем Яру в Киеве продолжились начавшиеся накануне массовые расстрелы евреев. Людей, одну группу за другой, заводили в овраг и убивали выстрелами в затылок. За 2 дня жертвами этого смертельного конвейера стали более 33 000 человек.
Трагедии в Бабьем Яру посвящены многочисленные исторические исследования и произведения искусства. И все равно кажется непостижимым: каким образом это могло произойти в большом европейском городе? Почему ничего подобного не случилось ни в одной другой захваченной нацистами столице? Ни в Париже, ни в Праге, ни в Варшаве. Там евреев арестовывали и унижали, загоняли в гетто и заставляли носить желтые звезды. Но не расстреливали десятками тысяч в городской черте! Даже из Вильнюса и Риги евреев вывозили на казни в окрестные леса. Почему именно Киев стал ареной столь жестокого и ничем не прикрытого массового убийства?
В оккупированном Амстердаме в феврале 1941 года была объявлена всеобщая забастовка в знак протеста против притеснения евреев. В Варшавском гетто рядом с восставшими евреями сражались польские подпольщики из Армии Крайовой. Почему ни о чем подобном в Киеве невозможно было даже помыслить?
Да, оккупационный режим на захваченной нацистами территории СССР был намного жестче, чем в Западной Европе. С другой стороны, и диверсии НКВД в оккупированном Киеве были организованы с беспрецедентным размахом. С 24 по 28 сентября в городе не прекращались взрывы и пожары. Практически весь исторический центр Киева был объят огнем. Около 200 зданий на Крещатике и прилегающих к нему улицах были уничтожены. Советские источники сообщали о сотнях убитых гитлеровцев. О количестве погибших в результате этих диверсий мирных жителей официальных сведений не поступало.
Да, среди киевлян нашлись праведники, которые спасали еврейских соседей в те страшные дни. Но отношения между обитателями киевских коммуналок были непростыми еще до начала войны. Демографический состав города сильно изменился в послереволюционные годы. Многие зажиточные и образованные киевляне оказались в эмиграции или попали в жернова советских репрессий. Их место заняли выходцы провинциальных городов и еврейских местечек, хлынувшие в столицу в поисках заработка. Зачастую они относились друг к другу подозрительно и уж точно без особой симпатии. В какой степени все это повлияло на судьбу евреев Киева?
«Над Бабьим Яром памятников нет», – писал в 1961 году Евгений Евтушенко. Сегодня есть, и даже не один. Но и они не дают ответа на тяжкие вопросы о происходившем в Киеве в конце сентября 1941 года.
Спор о памятниках над Бабьим Яром продолжается и поныне. В предверии годовщины трагедии инициативная группа, сформированная Иосифом Зисельсом, главой Ваада Украины, выступила с обращением к гражданскому обществу Украины с призывом, наконец, осознать трагедию Бабьего Яра, как часть украинской истории и украинской исторической памяти. Обращение подписали евреи – граждане Украины, Израиля и многих других стран.
Сейчас на территории Бабьего Яра и его окрестностей существует более 30 памятных и мемориальных знаков, которые, к сожалению, до сих пор не объединены в общее мемориальное пространство. Несмотря на это, в сознании рядовых постсоветских граждан и в широком международном восприятии память Бабьего Яра остается якобы почти не отмеченной. К сожалению, Украина за годы независимости не смогла среди прочего достойно почтить память десятков тысяч своих замученных сограждан ‒ евреев и не евреев. А отсутствие мемориального пространства и надлежащего музейного центра лишь усиливает ощущение государственной беспомощности, – сказано в обращении. - С самого начала государственной независимости Украины мы наблюдаем, как прежде всего Россия, а также некоторые другие страны, пытаются стать арбитрами в нашей истории, в вопросах украинской политики памяти. Подобное вмешательство во внутренние дела Украины недопустимо, это привело бы к угрозе потери Украиной своей государственной субъектности.
На этом фоне появление двух отдельных проектов мемориализации Бабьего Яра ‒ украинского и российского ‒ стало мощным фактором продолжения идеологического противостояния старой, евразийской, постимперской позиции и новой, украинской, проевропейской. Именно поэтому мы неприятно удивлены открытой поддержкой, которую оказал действующий Президент Украины Владимир Зеленский именно российскому проекту.
Этот проект предложен и финансируется российскими миллиардерами, при этом навязчиво подчеркивается их еврейское происхождение. Также педалируется то, что они являются уроженцами Украины, в последнее время их даже называют «украинско-еврейскими» (а почему бы не британскими ‒ по месту нынешнего проживания одного из них?). Таким образом старательно маскируется факт их абсолютной аффилированности с Россией и лично с Путиным.
Появление российского проекта было разыграно, как любимая путинскими пропагандистами «многоходовочка», чтобы загнать Украину в цугцванг – положение в шахматах, когда каждый ход ведет к ухудшению ситуации и проигрышу. Если этот проект будет воплощен ‒ это продемонстрирует всему миру, что Украина якобы неспособна достойно почтить память еврейских и нееврейских жертв Второй мировой войны, а сам проект станет мощным орудием российской пропаганды, которая пытается представить украинцев как радикальных националистов и антисемитов. Если же нет ‒ это будет подано как доказательство «антисемитизма» Украины, которая не позволила почтить память жертв Холокоста. Поэтому появление и воплощение украинского, государственного проекта при поддержке украинского гражданского общества ломает эту путинскую игру...
Обращаясь к гражданскому обществу, мы, украинские евреи, призываем воспринимать Холокост и, в частности, трагедию Бабьего Яра не только как еврейскую трагедию, но как часть украинской истории и украинской политики памяти, как Голодомор, депортацию крымских татар, сталинские репрессии 1920-1950-х годов» – сказано в обращении.
Борис Ентин, Эмиль Шлеймович, «Детали»
detaly.co.il
Наверх
|
|