Комментарии и анализ
Синдром строгой памяти
13.04.2021 Сегодня вечером начинается День памяти павших в войнах Израиля и жертв террора. Для израильтян – святой день, хотя строгим еврейским религиозным календарем он и не предусмотрен. Дважды – сегодня и завтра – вся страна встанет и замрет в молчании под сирену, чтобы вспомнить погибших за Израиль.
Их пока 23 928 человек. Счет ведется с 1860 года – с первых смертельных стычек первых поселенцев. В Израиле не округляют до тысяч, сотен и даже десятков: важна каждая жизнь. В начале нынешней недели было объявлено, что за последний год, с прошлого Дня памяти, в общем списке прибавилось 112 имен. Из них 43 – военнослужащие и сотрудники системы безопасности, которые погибли или скончались во время несения службы, 69 – умерли от ран, травм и болезней, полученных, когда они служили.
В честь них – и сирены, и митинги в школах, на военных базах и военных кладбищах, мемориалах в крупных городах и у памятников в мелких населенных пунктах, кибуцах и мошавах, не говоря о главных государственных мероприятиях с участием высшего руководства страны и армии, трансляцией по всем каналам. На радио и телевидении в этот вечер и день – только воспоминания о погибших, грустные песни, траурная музыка, печальные фильмы… Скорбит вся страна.
И все равно этого мало, а этот перечень – не полный. Как учесть тех, у кого войны и военные действия не отняли жизнь, но сделали ее мучительно трудной? Искалеченных войной – физически и, что еще более распространено, но менее заметно, душевно.
Очень частый диагноз – посттравматический синдром. Он настигает ребят, отслуживших, отвоевавших, переживавших не раз смертельную опасность, когда уже все позади. Беспричинный страх, ночные и не только кошмары, нервные срывы на грани душевной болезни и то и за гранью ее – не отпускают и через годы, и через десятилетия. Нередки случаи инвалидности и самоубийств. Чтобы понять масштабы распространения этого недуга, надо вспомнить, что в Израиле воинская служба не просто обязательна, она для подавляющего большинства населения – дело чести. То есть почти все идут в армию, а им по 18, психика еще неокрепшая, почти подростковая – и тут сваливается на них громадная ответственность и часто – смертельная опасность. Армия-то в Израиле – воюющая. Огромное напряжение, которое в боевых условиях удается преодолевать, на гражданке сказывается душевными расстройствами.
Об этом говорят не так часто, как о погибших, но это задевает очень многих. И возможно, нынешний День памяти станет в данном отношении переломным. Сегодня с утра все выпуски новостей начинаются информацией о состоянии здоровья 26-летнего инвалида армии Ицика Саидиана.
Вчера вечером он пришел в управление по реабилитации инвалидов министерства обороны и совершил попытку самосожжения. Так парень, страдающий пост-травматическим синдромом, решил поставить точку в своем споре с чиновниками.
Ицик служил в одном из элитных пехотных подразделений израильской армии – бригаде «Голани». Во время широкомасштабной операции в секторе Газы в 2014 году он участвовал в тяжелом бою районе Седжаия, где на его глазах погибли семеро его друзей – хамасовцы попали из РПГ в бронетранспортер, где должен был находиться и сам Ицик, ребята сгорели заживо. Воевал он, по свидетельству его сослуживцев и командиров, геройски. Но уже в мирной жизни его накрыл пост-травматический синдром, и этот эпизод с горящими друзьями стал его постоянным кошмаром.
Красивого крепкого парня признали инвалидом армии, однако степень инвалидности ему определили в 25%. Его лечили, ему платили пособие, но – все в пределах положенной ему четверти инвалидности. А он не мог ни работать, ни учиться, ни спать, ни общаться нормально с людьми – требовал войти в положение. Не докричался – и поджег себя. Состояние на момент, когда я это пишу - критическое.
Теперь он стал главной новостью в канун Дня памяти. О нем произнес сочувственную речь президент. С разборки его дела премьер-министр начал заседание правительства. Министр обороны приехал в больницу. Начальник Генштаба создал комиссию по расследованию. Весь Израиль молится сегодня, чтобы еще на одно имя не увеличился список погибших солдат – их не стало 113 в нынешнем году.
Выводы наверняка будут сделаны, чьи-то головы полетят, какие-то инструкции перепишут. Но даже в этом провальном для военного ведомства случае, вернее, в отношении к нему проявилась система, благодаря которой израильтяне идут служить, защищать свою страну, готовы отдавать за нее свои жизни и даже рисковать жизнью своих детей, благословляя их на службу в армии. Каждая жизнь важна, каждый солдат – часть страны и народа, никто не будет забыт, что бы и где бы с ним ни случилось.
День памяти – лишь звено в этой непрерывной цепи.
Юрий Каннер
Наверх
|
|