Комментарии и анализ
Фото с сайта mnenia.zahav.ru
|
Антивнучатый комитет русскоязычной общественности
28.10.2021, Репатриация Почитываю в сети дискуссию, разразившуюся вокруг письма в Кнессет нескольких десятков более или менее известных русскоязычных израильтян, ратующих за запрет на репатриацию внуков евреев и их семей путем ликвидации в Законе о возвращении пунктов 4а («арба-алеф») и 4б («арба-бет»), принятых в 1970 году.
И подумалось, насколько же эпистолярный жанр популярен применительно именно к «еврейскому вопросу»!
На русском языке писем, отражавших борьбу евреев с евреями, было немало. Особенно, разумеется, в советские времена. И в большей части их, как и в данном случае, затрагивались вопросы законов о перемещении лиц определенной национальной принадлежности.
Можно было бы, конечно, начать с письма Лидии Тимашук, с которым связывают кампанию против так называемых «еврейских врачей-вредителей» и подразумевавшуюся отправку всех евреев в лагеря или на поселения. Но это как бы классика. Да и сама Лидия Федосьевна еврейкой не была.
Лучше вспомнить коллективное письмо в редакцию газеты «Правда» от 23 января 1953 года, в котором еврейскую «банду врачей-убийц» клеймили и требовали беспощадно наказать сами евреи.
Открытое письмо подписали 55 видных советских евреев, среди них, увы, были Лев Ландау, Самуил Маршак, Михаил Ромм, Исаак Дунаевский, Маргарита Алигер, Василий Гроссман, Лев Кассиль, Эмиль Гилельс, Давид Ойстрах и еще десятки выдающихся советских евреев - деятелей культуры, искусства, науки и техники. Илья Эренбург от подписания уклонился, но начертал личное письмо «дорогому Иосифу Виссарионовичу».
В первом варианте этого письма содержалась просьба к партии и правительству принять справедливые меры и (!!!) отправить всех советских евреев на освоение просторов Восточной Сибири, Дальнего Востока и Крайнего Севера.
Этот тезис не прошел, текст был все-таки отредактирован до публикации в «Правде». Однако в откликах трудящихся на это письмо содержались призывы выслать всех евреев из Москвы, Ленинграда, столиц союзных республик, всех крупных городов и издать закон, чтобы их больше там не прописывали.
Что сказать о великих, выдающихся, уважаемых и просто любимых? Конечно же, «их заставили», «они боялись за свою жизнь», «они спасали своих близких». Разумеется, «А что было делать?» и «Еще посмотрели бы на вас в такой жуткой ситуации!». Очевидно, что, «ходу-то письмо не получило, так как косорукий и рябой издох буквально через какие-то пару месяцев». И, наконец, на вкладе этих евреев в русскую, советскую и мировую культуру и науку это никак не сказалось. Все так. Но бумага осталась…
Можно продолжить этот эпистолярный ряд книгой генерала Давида Драгунского «О чем говорят письма», изданной АПН в 1984 году. Книжка была составлена из писем советских евреев, направленных против Израиля и сионизма, а также за интернационализацию граждан еврейской национальности: «Я не еврей, я – советский человек!».
Кстати, сборник Драгунского включал и письмо генерал-лейтенанта, Героя Советского Союза Матвея Вайнруба. Там Вайнруб называл Израиль кровавым убийцей ливанского народа. А его родной брат Евсей Вайнруб, тоже Герой Советского Союза, жил и умер в Израиле. И сегодня в израильском городе Ашдод высится монумент обоим братьям Вайнрубам – ярому анитисионисту Матвею и еврейскому репатрианту Евсею.
Не будем также забывать о письме-манифесте Антисионистского комитета еврейской общественности (АКСО). Помните эту знаменитую фотографию с пресс-конференции АКСО, где сидит гордая Элина Быстрицкая с халой на голове, и Аркадий Райкин смотрит в зал своими грустными еврейскими глазами? Между прочим, этот комитет просуществовал с 1983-го по 1992 год, и никто из этих антисионистов официально не заявил о выходе из него. А если и вышел, то только на тот свет.
Из писем нееврейского авторства, но на ту же тему, можно упомянуть пару-тройку самых густопсовых.
В 1957 году написано письмо журналиста и писателя Ивана Швецова, автора советского антисемитского романа «Тля». Это было письмо в Секретариат ЦК КПСС и лично секретарю ЦК Екатерине Фурцевой. Швецов требовал освободить от евреев творческие союзы, редакции журналов, газет, издательства и проч., а также – опять-таки – запретить им приезд в Москву и крупные города.
В журнал «Коммунист» в 1957 году поступило письмо о том, что в Москве возможны еврейские погромы. И евреев может начать убивать и вешать молодое московское студенчество. За то, что евреи везде – в вузах, в министерствах, в советских органах, в театрах и в консерваториях. А русским студентам, когда они станут специалистами, из-за этих евреев некуда будет устроиться на работу в Москве. И если сейчас же не выгнать всех евреев из столицы, погромы неизбежны.
Наконец, недавнее, от декабря 2004 года, «Письмо 5000», обращенное к Генеральному прокурору России с требованием запретить в Российской Федерации религиозные и национальные еврейские объединения, как агрессивные и экстремистские. То есть, пять тысяч подписантов этого письма (масштаб!), среди которых было 20 депутатов Госдумы, требовали объявить в Российской Федерации полную свободу действий для антисемитов и более не привлекать никого к ответственности за разжигание ненависти против евреев.
Так что, я не вижу ничего удивительного в том, что и это письмо иерусалимских интеллигентов и примкнувших к ним, тоже написано на русском языке. Это такая русско-еврейская традиция, видимо.
***
Теперь о самой операции «Антивнук», которую, по идее авторов письма, Кнессет должен бы начать уже сейчас, немедленно.
Я знаю о многих из подписантов, что это – представители алии 70-х, израильские долгожители советского происхождения. А некоторых знаю лично и давно. И не просто знаю, а уважаю и даже кое-чем им обязан.
Действительно, этнический состав алии-70-х отличался от этнического состава алии 90-х. Чистокровных (извините за этот зоологический термин) евреев в алие-70-х было намного больше, чем в алие 90-х. То есть, в 70-е было на порядок меньше смешанных семей. Это факт.
Как, безусловно, факт и то, что в алие 90-х было неизмеримо меньше в процентном отношении - диссидентов, отказников, сионистских и религиозных подпольщиков. Но, кстати, и интеллигенции, людей с высшим образованием и учеными степенями, среди олим 70-х тоже было не так много, как в алие-90-х. Зато, прошу прощения, в алие-70 было куда как больше бывших завмагов, бытовиков и цеховиков.
Вот, как говорится, и померялись этими самыми, ну, социологиями…
И все же (и тут подписанты этого донесения в Кнессет, снова правы), полностью еврейские или наполовину еврейские семьи в основном выехали из СССР, России и с постсоветского пространства в 90-е и самом начале 2000-х годов. Те из евреев, кто там и сейчас восхитительно устроен, об отъезде не думали и не думают. Разве что за «дарконом», иностранным израильским паспортом, слетают, хотя большинство из них этими синими книжками уже обзавелись.
Многие внуки евреев со своими нееврейскими семьями воспользовались правом на репатриацию не тогда, когда мы и авторы докладной грамоты в Кнессет, а в более поздние годы - во втором и уже в начале третьего десятилетия 21 века. И, наверное, не от хорошей жизни покинули они свои Иркутски, Хабаровски и Донецки с Житомирами.
Да, о своем еврействе и о еврейском народе вообще, о вере и традициях, о национальной судьбе и т.д. они знали мало или очень мало. Но никогда не поздно и наверстать, так ведь? И даже помочь им - в силу своей мудрости, опыта и еще чего-нибудь сугубо еврейского?
А вот чем, кроме таких знаний и состава крови, эти внуки евреев отличаются от детей и внуков многих из подписантов этого письма, давным-давно обитающих в Штатах, Канаде, Европе? И, кстати, от покинувших Израиль детей и внуков каждого третьего-пятого из адресатов письма – депутатов Кнессета и министров израильского правительства?
Эти «внучатые евреи» отличаются своим намерением жить здесь. Жить и не уезжать.
Но угроза ли они Израилю, как настаивают авторы письма в Кнессет?
Вот приблизительная, сильно округленная статистика алии за эти годы.
За 2001–2020 годы в Израиль репатриировалось из России около 90 тысяч человек, с Украины – более 60 тысяч и менее 20 тысяч – изо всех бывших советских республик, а ныне государств, вместе взятых.
Предположим, что 70 процентов их (как настаивают некоторые) евреи на четверть и вовсе не евреи, то получается, что за все это время нееврейский прирост израильского населения составил около 1,5 процента от общего состава проживающих в Израиле. Грозит ли это «размытием национального характера государства»?
Ну, а та цифра, которую позволили себе черкнуть авторы этой рапортички ( «две трети из полутора миллиона прибывших в 90-е-2000-е годы вообще не являются евреями») – явное передергивание.
Хотя бы потому, что никаких полутора миллионов репатриантов из бывшего СССР/СНГ призыва девяностых-двухтысячных в Израиле отродясь не было и нет. А значит, нет доверия и следующему посылу – про «две трети».
Но вернусь к войне с внуками. Допустим, «великая национальная идея» победила, Закон о возвращении кастрирован, больше Израиль не примет ни одного Рабиновича по покойному дедушке. (Хотя и будут продолжать приезжать Ивановы по покойной бабушке Кац).
А с теми, кто уже здесь, кто репатриировался законно, кто тут работает, налоги платит, в армии отслужил, детей новых завел? С ними что делать? Поразить их в правах, устроить на них гонения, заставить убраться прочь?
Вот я ведь не зря такую длинную историческую справку вначале дал. Нет, не притягивания не притягиваемого ради. А для того, чтобы напомнить, какую ярость масс, какую убийственную волну поднимали письма против евреев в бывшем СССР.
И если публичная расправа с Законом о возвращении станет, не дай бог, явью, то и здесь может достаться всем репатриантам из бывшего СССР, при каком царе Горохе они бы ни прибыли в Израиль.
Израиль он пестрый, лихой и в истории СССР не шибко силен, он глубоко вникать не станет! Обрежут Закон о возвращении, и тогда про всех смогут сказать, что они «понаехавшие тут», и пусть сидят тихо или сваливают, «внукогои проклятые»!
Да и про авторов этого письма (они ведь тоже не только по зову крови, веры и свободы, но и просто по ЗОВу, Закону о возвращении, когда-то приехали?) такое скажут, даже если у них полвека израильского стажа? Ни им, ни их собственным оставшимся тут израильским детям и внукам мало не покажется! «Русские» – это сплошь гои!», – сами же написали!»
О таком первом кнуте мечтают господа авторы письма?
А, к слову, с нееврейской по крови фалашмурой они сразиться не хотели бы? Скажем, внести какие-нибудь изменения в Закон о возвращении, которые бы затруднили воссоединение семей трудно определяемых по степени родства выходцев из Эфиопии? Или кишка тонка, и на «русских» безопаснее «сигнализировать»? Вот уже кто бы с ними церемониться не стал, так это прозелиты из эфиопской общины. Они бы им таких «внуков» показали, мама не горюй! И правы бы были, увидев в этом элементарный расизм.
Но чего нет в этом письме, того нет, не стану на людей наговаривать. Им не по нраву исключительно русскоязычные репатрианты - внуки евреев. Остальные отпрыски (Франция там, Южная Америка или просто США, откуда тоже ныне евреев с пунктом «арба-алеф» и «арба-бет» немало приезжает) их вполне устраивают.
…Свои позывные они указали в самом низу очень понятной кириллицей. Запомните этих господ, и освежите в своей памяти имена ряда из них перед очередными-внеочередными выборами.
Лазарь Данович
mnenia.zahav.ru
Наверх
|