Комментарии и анализ
Фото со страницы в Facebook
|
Если ему «не нужна «геростратова слава», она у него неизбежно будет
28.12.2021 Историк Арон Шнеер поместил на своей странице ответ на мой вчерашний пост о том, как его работа была использована в качестве повода для преследований «Мемориала» и для требований его уничтожить.
Г-н Шнеер подробно описывает в своем тексте процедуру работы «Яд Вашема» и ставит ее в пример «Мемориалу». Потом скромно добавляет: «Конечно, в отличие от «Мемориала» мы пользуемся государственной поддержкой».
Я бы хотел обратить внимание г-на Шнеера на некоторые небольшие обстоятельства: возможно, ему будет интересно о них узнать.
Дело в том, что «Мемориал» не просто «не пользуется» государственной поддержкой в России. «Мемориал» объявлен в России врагом государства. Поэтому «Мемориал» подвергается в России ежедневным беззаконным преследованиям. И поэтому «Мемориал» уже несколько лет живет в условиях непрекращающихся унизительных и заведомо бессмысленных проверок, ревизий, обысков, «изъятий» техники и «выемок» документации, сдавая десятки тысяч листов нелепой «отчетности». И поэтому «Мемориал» был присужден к сотням штрафов на общую сумму в многие миллионы рублей. И поэтому он подвергается атакам погромщиков, которых при этом защищают и прикрывают полиция и спецслужбы. И поэтому на государственных пропагандистских телеканалах выходят оскорбительные лживые фильмы, задача которых - унизить «Мемориал», деморализовать его сотрудников, дискредитировать его работу и натравить на него все новых погромщиков.
Российское государство принуждает»Мемориал» сопровождать каждую его публикацию, каждое выступление его сотрудника, каждый выпускаемый им документ, каждое произносимое им слово, – оскорбительным самооговором и самоназванием «иностранного агента».
Я думаю, такая практика должна быть хорошо знакома г-ну Шнееру: именно таков был порядок жизни евреев на территориях, контролируемых нацистской Германией, – они должны были поминутно сообщать, что они евреи, и пользоваться выдуманными, заведомо оскорбительными и отвратительными, специально для такого случая присвоенными, фамилиями.
В этом, а вовсе не в отсутствии государственной поддержки, заключается разница, в которой работают «Яд Вашем» в Израиле и «Мемориал» в России.
Г-н Шнеер пишет в ответе мне: «Вчерашнее упоминание моего имени по многим каналам и в прессе оказалось для меня полной неожиданностью. Мне абсолютно не нужна «геростратова слава» и жаль, что моя реплика о пособниках нацистов стала одним из триггеров, возможно, даже спусковым крючком к делу о закрытии «Мемориала».
Мне тоже жаль. Но мне еще больше жаль, что это лицемерное, неискреннее заявление. Г-н Шнеер взрослый, умудренный опытом человек, образованный историк, исследователь сложных, политически окрашенных исторических сюжетов. И когда он вместо того, чтобы обратиться в «Мемориал» с сообщением о значимой и общественно важной исторической информации, оказавшейся в его руках, принялся проклинать и позорить «Мемориал» в социальных сетях, выступать с громкими скандальными «разоблачениями» вместо спокойного профессионального сотрудничества с коллегами, – он прекрасно отдавал себе отчет в последствиях своего поступка.
То, что скандальные, огульные, несправедливые обвинения г-на Шнеера оказались удобным инструментом в руках российских спецслужб, а затем и высшей российской власти, для атаки на «Мемориал», – не представляет из себя ни малейшей неожиданности. В современной России это абсолютно естественно, закономерно и неотвратимо. И г-н Шнеер это, несомненно, знал.
Поэтому даже если ему «не нужна «геростратова слава», она у него неизбежно будет. Она у него уже есть. И от г-на Шнеера потребуется очень много усилий, чтобы теперь от нее избавиться.
Одного только заявления «Однако и сегодня считаю работу «Мемориала» важной и необходимой в деле восстановления исторической правды и памяти невинно осужденных в годы репрессий», сделанного в фейсбучном посте, адресованном мне, – будет недостаточно.
Сергей Пархоменко
facebook.com
Наверх
|