Комментарии и анализ
Фото AP Photo/Markus Schreiber
|
Власти Европы должны взять на себя ответственность не только за былой Холокост, но и за нынешний антисемитизм
15.11.2023, Ксенофобия и антисемитизм — Основа «нового антисемитизма» – в том, что каждый еврей представляется отождествлением Израиля и назначается ответственным за политику этого государства. В том числе и не граждане Израиля, – говорит эксперт Центра гражданских свобод Вячеслав Лихачев. – Соответственно, недовольство действиями израильского правительства тоже выплескивают на любого встречного еврея на улице. Это приводит нас к формуле коллективной ответственности, в рамках которой объектами агрессии становятся все евреи в мире, все синагоги, кладбища, культурные центры. Что дает основание утверждать, что мы имеем дело не с критикой государства Израиль, не с политической полемикой по конкретным действиям его правительства, а именно с антисемитизмом.
Лихачев около 20 лет занимается мониторингом антисемитских проявлений и деятельности радикальных движений. Член Экспертного совета Центра гражданских свобод, ранее возглавлял группу мониторинга нарушений прав национальных меньшинств (The National Minority Rights Monitoring Group) при конгрессе национальных общин Украины. «Детали» обсудили с ним взрывообразный рост агрессивного антисемитизма в мире, который наблюдается в последние недели.
— Европа уже четверть века не очень понимает, что с этим делать. Европа знает, как бороться с антисемитизмом ультраправых: может вести реестр запрещенных символов ненависти, штрафовать за их использование, пытаться блокировать их в соцсетях. Понятно, что нельзя отрицать Холокост, восхвалять нацистов и рисовать свастику. Но вот что делать с новой, левой версией антисемитизма, Европа не очень понимает – потому что она позиционирует себя как «критически либеральную», чуть ли не правозащитную. Ее приверженцы так научились говорить про нарушение международного гуманитарного права Израилем и про «геноцид палестинского народа», что их язык стал в Европе считаться общепринятым языком политической дискуссии, не более того. Да, понятно, что заодно он ведёт к подстрекательству против евреев – но на каком этапе его купировать? К чему придраться? Вот этого в Европе не знают, – отмечает эксперт.
С начала войны против ХАМАСа уровень угрозы жизни и имуществу евреев диаспоры, а также туристов-израильтян вырос многократно.
Австралия. В Сиднее еврей, снявший в парке со столба объявление о пропалестинском митинге, подвергся нападению группы молодчиков, которые избили его. Пострадавшего пришлось госпитализировать на несколько дней, полиция ведет расследование.
Канада: Три человека получили легкие ранения в результате драки между студентами, придерживающихся пропалестинских и произраильских взглядов, в университете Конкордия (Монреаль). Один участник драки арестован. Также полиция продолжает расследование нападения на синагогу в пригороде Монреаля, в дверь которой была брошена бутылка с зажигательной смесью. Всего до 7 ноября полиция зафиксировала 48 антисемитских выходок и 17 проявлений исламофобии.
Китай: резко выросло число антисемитских высказываний и распространения теорий заговора, распространяемых популярными инфлюенсерами в китайском приложении WeChat и других соцсетях этой страны.
По мнению Лихачева, единственным серьезным сдвигом в решении этой проблемы в Европе была разработка рабочего определения антисемитизма десять лет назад. Его одобрил Европарламент, его интегрировали в законодательство ряда европейских стран. В основу украинского закона о противодействии антисемитизму также положена именно эта дефиниция. Она важна тем, что достаточно подробно перечисляет признаки антисемитизма: отрицание права Израиля на самооборону, ассоциирование любого еврея с Израилем и так далее.
Лихачев приводит реальный случай: в Германии, где закон о борьбе с антисемитизмом очень строг, юношу в кипе на улице избили два молодых араба. В полицейском участке пострадавший настаивал на том, чтобы преступление квалифицировали как совершенное на почве ненависти, антисемитский акт. Однако нападавшие говорили, что, увидев юношу в кипе, они выразили свое несогласие с политикой Израиля. И полиция решила, что участники драки «не сошлись во взглядах по вопросам внешней политики, это не антисемитизм». Чтобы такого не случалось, и было принято это определение.
Анна Русинова, 12.11.2023
detaly.co.il
Наверх
|
|