Читальный зал
Римма Варжапетян: «Если учесть опыт Израиля, то возможно и не надо возвращать ни пяди земли Карабаха»
30.09.2009 На вопросы ARMENIA Today отвечает председатель еврейской общины Армении Римма Варжапетян.
— Как относится еврейская община Армении к парафированным армяно-турецким протоколам? Интересно также, как Израиль относится к процессам, происходящим в армяно-турецких отношениях?
— От имени официального Израиля я не смею говорить, поскольку я лишь представляю еврейскую общину Армении, я общественный деятель и не имею юридического права обсуждать подобные политические вопросы. Единственное, что я могу сказать так это то, что Израиль очень тесно контактирует с Турцией по весьма понятным причинам. Эти страны экономически связаны, кроме того, Турция для Израиля, можно сказать, единственная дружественная мусульманская страна. Торговля, туризм - это сферы, которые крепко объединяют эти две страны, а также они связаны крупными экономическими проектами. На мой взгляд, безусловно, Израиль заинтересован в налаживание взаимоотношений между Турцией и Арменией. Через месяц Армению с очередным визитом посетит Чрезвычайный и Полномочный посол Израиля в Армении Шеми Цур. Это очень серьезный дипломат и главное он положительно настроен на установление контактов и связей между Арменией и Израилем. Думаю, что он не откажет вашему агентству в интервью, где и раскроет все скобки относительно официального мнения Израильской стороны по данному процессу.
Что касается мнения армянской диаспоры Израиля по протоколам, то она очень жестко выступила против подписания этих документов. У меня находятся письма протеста представителей армянской общины Израиля. Все эти люди, выходцы из Армении, в первом, втором и третьем поколении – это дети от смешанных браков и они болеют душой за Армению и им не безразлична судьба их родины.
— Германия в свое время признала Холокост, канцлер Германии публично опустился на колени, попросив у всего еврейского народа прощения. Вы можете представить, чтобы официальная Анкара публично призналась и покаялась? Что для этого должна сделать Армения?
— Во-первых, армяне должны быть едины в этом мнении. Даже сегодня мы являемся свидетелями разногласия, царящего во всем армянском мире от Армении до Спюрка. И это уже говорит о том, что нет единства в народе. В еврейском мире единство существовало всегда и продолжает быть по сегодняшний день. Главное, что объединяет евреев, это религия Тора и абсолютное всеобщее осознание трагедии, которая имела место. Усилиями всего еврейского народа было достигнуто признание Холокоста. Конечно, нельзя не говорить и о цивилизованности немецкой нации, которая признала ошибки прошлого. Я ни в коей мере не хочу оскорбить и унизить или поставить под сомнение интеллектуальные возможности турецкого народа и степень его цивилизованности, но я думаю, что в данном вопросе играет роль отсутствие должной информации.
Армения должна преподнести современному турецкому обществу кошмары прошлых лет, даже путем народной дипломатии. Я уверена, что поколение молодых турок не знает правды, как впрочем, и во всем мире. Что для этого сделала армянское общество и диаспора? Вся активизация на эту тему происходит лишь в последние годы. Были годы запрета, это понятно. Но все же процесс активации привел к признанию Геноцида армян некоторыми странами. Я сама имею достаточно большой опыт в пропаганде признания Геноцида армян и думаю, что имею немалые заслуги перед армянским народом, потому что всячески стремлюсь использовать любую еврейскую трибуну для признания Геноцида. Но я встречаюсь с абсолютным незнанием истории и, когда до людей доходит историческая информация, то они, безусловно, квалифицируют события 1915 года, имевшие место в Западной Армении, как Геноцид.
С открытием границы и с возможностью общения народов, может быть, и появится у турецкой общественности больше информации о трагедии армянского народа начала 20 века, и, может быть, это приведет к покаянию и желанию очиститься, прежде всего, перед самими собой.
— Насколько приемлемы, на ваш взгляд, Мадридские принципы для урегулирования Карабахской проблемы? И есть ли резон отдавать освобожденные территории Арцаха.
— Я думаю, что их нужно было заселять. Вот, если бы они были заселены, то мир бы понял, что они нужны Армении. Однако какой бы ценой не достигался мир, очевидно, что нужно садиться за стол переговоров, даже, если частично, что-то придется возвращать. В недавнем новогоднем приветствие президента Израиля Шимона Переса еврейским общинам диаспоры говорится: «Возможность достичь мира заманчива и должна быть использована даже ценой болезненных уступок». Но людям, которые пролили кровь, семьи, которые остались без отцов и братьев, конечно, будет больно. Это очень сложный вопрос. Если учесть опыт Израиля, отдавшего в свое время сектор Газа и, не достигшего в результате ни мира, ни покоя, то возможно и не надо возвращать ни пяди земли. Но я не политик и не дипломат, а как общественный деятель считаю, что нужно вести диалог, и аргументировано подходить к данному вопросу. Государство Израиль, также как и Армения, страдает от всех этих перипетий истории. Но, очевидно, нужно идти на какие-то уступки. Но все должно быть взвешено, в частности надо знать каковы будут потери и приобретения?
Давление на Армению извне слишком велико. Она должна быть очень сильной, чтобы уметь противостоять этому влиянию. Для этого ей надо четко выражать свои интересы. Но, когда внутри общества, страны имеются разногласия, то очень сложно противостоять внешним силам.
— С потеплением армяно-турецких отношений можно ли говорить о возможности установления партнерских, более тесных, союзнических отношений между Арменией и Израилем с учетом того, что Турция является одним из союзников Израиля в этом регионе?
В этом контексте я должна сказать, что граница обязательно должна быть открыта. Армения должна вздохнуть, расправить плечи. Невозможно находиться в вечной кабале и зависимости от Ирана. Мы пережили страшную блокаду, и только Иран спас Армению от неминуемой гибели. Но в то же время протоколы, в результате подписания которых должна быть открыта граница, содержат пункты, наносящие вред Армении. Они должны быть пересмотрены. Эти документы лишают Армению возможности в будущем бороться за признание Геноцида. И каково будет Армении перед теми странами, которые признали Геноцид армян? Даже мне, ратующей за признание Геноцида армян, становится сегодня не по себе. Выходит, что все было зря? Армения должна занять более жесткую позицию по протоколам. А идея сама очень сильная и правильная. Только не надо слепо следовать прихотям Запада и принимать ультиматум Турции, и связывать налаживание отношений с Карабахским урегулированием.
Что касается отношений с Израилем, то они и сейчас у нас хорошие. Сегодня Армения идет в направлении сотрудничества, развития и углубления связей с Израилем. Надо отметить, что и у Израиля появился интерес к Армении. Конечно, это разные интересы по сравнению, скажем, с Азербайджаном, имеющим нефть. Но у наших народов есть много общего. Въезжая в Израиль, Вы сразу же почувствуете, что евреи и армяне настолько похожи, что их трудно различить в толпе. Наша схожесть выражена и в ментальности, и внешне, и в отношение к семье и детям. Не думаю, что открытие границы и налаживание отношений между Арменией и Турцией как-то уж сильно повлияют на развитие отношений между Арменией и Израилем. Но, думая чисто по-еврейски, считаю, что открытие границы может быть хитрым шагом Армении опять же в возврате к вопросу Геноцида. Но для этого нужна очень серьезная политика государства и комплементарная дипломатия. Важно сейчас не сеять хаос в стране и не требовать переворота. Я не возвеличиваю нынешнюю власть. Но, поверьте, прогресс в нашем обществе очень ощутим. Армения на мировом уровне имеет огромные заслуги. Я бываю на различных еврейских форумах и вижу, что на Армению смотрят уже как на страну развивающуюся, перспективную и стабильную. И это очень важно. И, если у нас начнутся беспорядки, то это вновь будет шагом назад. Просто нужна очень жесткая позиция руководства по вопросам армяно-турецких протоколов. Мы должны четко сказать, что нам выгодно, а что претит интересам Армении, и ни в коем случае не соглашаться на подписание протоколов в их сегодняшнем виде. Они только подчеркивают, слабость Армении, готовой встать на колени.
— Какие сферы наиболее перспективны для сотрудничества между Арменией и Израилем?
— В области сельского хозяйства, страхования и здравоохранения уже очень многое сделано в налаживание связей. С октября, в одной из клиник Армении будут работать израильские медики в области гинекологии, оплодотворения и суррогатного материнства. У нас появилась возможность отправлять на лечение в Израиль граждан Армении. Есть договоренность с одной из знаменитых клиник Тель-Авива, где лечение хоть и дорогое, но для жителей Армении на 20 процентов дешевле, чем, например, для французов или немцев. В Израиле появилась новейшая технология лечения наркомании. И хотя эта проблема для Армении не столь актуальна, тем не менее, хотелось бы внедрить эти современные методы лечения и здесь. Культурные связи, к сожалению, не налажены между нашими странами. Я стремлюсь к этому, были переговоры с министром культуры Армении о проведении дней армянских культуры в Израиле и наоборот. Правда, культурные контакты имеются, но на уровне частных компаний: Ай-фест и т.д. Новейшие технологии также завозятся из Израиля в Армению через частные компании, которые сотрудничают с Билайн, Viva-Cell. На межгосударственном уровне, пока нет совместных проектов, но посол Шеми Цур очень серьезно подходит к этим вопросам. Я склоняю голову перед его активностью. Конечно, это ни его частная инициатива, он выражает мнение правительства Израиля.
— Не пора ли открывать посольство Израиля в Армении? В чем проблема, что до сих пор нет дипломатического ведомства Израиля в Армении? В то время как в Азербайджане и в Грузии есть?
— В основном, конечно, посольства открываются в тех странах, где есть многочисленная и богатая община. Ведь и армянская диаспора помогает содержать посольства Армении в других государствах. Это общепринято. У Израиля конечно большие возможности, но и колоссальные затраты, особенно на репатриантов, которые обеспечены всем. Думаю, что чисто из экономических соображений. Теперь вопрос стоит так, кто первый откроет, следующий будет вторым.
— В чем причина, что Израиль скептически настроен в отношение признания Геноцида армян?
— Израиль экономически сильно связан с Турцией, во-вторых, дефицит информации по Геноциду армян и масштабу трагедии 1915 года. По роду службы я часто бываю в Грузии и евреи Грузии категорически отрицают Геноцид армян и аргументируют это какими-то историческими документами. В бюджете Израиля есть отдельная статья расходов, направленная на изучение уроков Холокоста, издания книг, проведения семинаров, выдача пенсий лицам, спасавших евреев в годы второй мировой войны. У меня есть грамота от Фонда Спилберга за то, что я в Армении нашла людей, спасших жизнь евреям во время Холокоста. Они были награждены медалями и получали пенсии от Фонда. Не знаю, может быть, я и ошибаюсь, но, по-моему, ничего подобного в бюджете Армении не предусмотрено для содействия признанию Геноцида армян. Семинары надо проводить не в Армении, а в других странах. Бывая за рубежом, я постоянно вижу азербайджанскую литературу антиармянского толка, отрицающую Геноцид армян. В информационной борьбе Армения сильно проигрывает.
Спасибо за интервью
armtoday.info
Наверх
|
|