Читальный зал
Евреи Василевичей
24.03.2010 В Василевичах евреи жили еще со времен Речи Посполитой. Они обитали там и после раздела Республики Короны Польской и Великого Княжества Литовского и вхождения Белоруссии во второй половине восемнадцатого века в состав России. Уже с тех времен проживали здесь Бабицкие, Добровицкие, Бухманы, Берншитейны, Лендговичи, Зайцевы, Гориводские, Виленские, Горевые, Липовские, Горелики и др.
В 1882 г. Александр III утвердил «Временные правила», запрещающие евреям жить за пределами городов и местечек. Но в 1903 г. Василевичи были исключены из списка запрещенных мест, и с тех пор фактически превратились в местечко. Они стали местом переселения евреев из окружающих деревень, к которым относились Нахов, Маленовичи, Бабичи, Защебье. Согласно переписи 1897 г. в Василевичах насчитывалось 229 евреев, что составляло 11,6% всего населения - ниже, чем в среднем по Беларуси, в которой процент еврейского населения составлял 13,8%.
Центром общественной жизни евреев Василевич была синагога. Мальчики посещали хедер, где получали религиозное образование.
Евреи занимались ремеслом и торговлей. Процветал портняжный и сапожный промысел. Ремесленники обслуживали не только еврейское, но и белорусское население. В 1897 г. в Василевичах имелось 5 торговых лавок, в 1902 г. во всей Василевичской волости - 10, и все они принадлежали евреям. Еврейским бизнесом была торговля лесоматериалами и дровами, которые отправлялись со станции Василевичи. В местечке работала паровая мельница, принадлежавшая Берншитейну и Бухману. Подобные мельницы относились к числу крупных предприятий, сюда свозили зерно даже из-за пределов волости.
После февральской революции 1917 г. Временное правительство упразднило черту оседлости. А после Октябрьской революции Василевичи стали ареной военных действий. Подверглись они немецкой, затем польской оккупации. Оккупанты, особенно польские, оставили о себе недобрую память у евреев.
Ликвидация черты оседлости дала возможность для неограниченного передвижения евреев. Почин положила молодежь, уезжавшая в города, в которых приобретали новые специальности, поступали в техникумы, вузы. Уезжали и целые семьи. Но миграционные процессы имели двухсторонний характер. Возникали промышленные и потребительские учреждения, небольшие заводы, что давало возможность местным и приезжим евреям устраиваться на работу. Например, в Василевичи в конце 20-х годов XX в. приехали врач Фалькович, фармацевты Зак и Певзнер.
Василевичские евреи принимали участие в создании в 1929 г. колхоза. Среди них выделялись Аврам Гориводский, Лекутович, Виленский. Председателем колхоза до войны работал Флитер.
В середине 20-х годов в составе Речицкого округа был образован Василевичский район. В 1924 г. открылся лесной техникум, преобразованный в 1927 г. в лесотехническую школу. С того же года стала работать сельская больница, на базе которой позднее функционировала районная больница. Возникли промышленная и потребительская кооперации, кирпичный завод, участок Речицкого леспромхоза.
В 1939 г. в составе Полесской области был образован Василевичский район. Годом раньше открылась белорусская средняя школа, разместившаяся в специально построенном двухэтажном здании. В Василевичах в связи с этими событиями усилился приток евреев, которые работали в партийных и советских органах, школе. Математику в средней школе вел Бухман, завучем русской семилетней школы стал Музыкант. После революции в Василевичах сохранилась метеостанции, одна из старейших в Белоруссии, и руководила ей Муся Липовская. Заведующим базой райпотребсоюза стал Сапожников, главным бухгалтером райпотребсоюза работал Беркалайко, заведующим раймага - Каганович. Сапожным промыслом занимался Горелик, портняжным Хайтович. В промартели работал Кофман.
По переписи 1939 г. из 4410 жителей Василевич евреи составляли 216 человек (4,9%). Хотя за период с 1897 г. их количество не уменьшилось, но в относительных числах понизилось в 2,5 раза. Накануне Отечественной войны в Василевичах жили в основном старики, люди среднего возраста и дети. Молодежь предпочитала жить в городах.
После революции коммунистическая партия повела борьбу с религией, считая ее тормозом в строительстве социализма. В Василевичах разрушили церковь, из которой сделали районный дом культуры, закрыли еврейский молитвенный дом. Еврейский религиозный образ жизни был в значительной степени порушен. Евреи собирались друг у друга и молились.
Однажды в 1936 г., моя семья тогда жила в доме Янкель-Гирша, я возвращался домой. Сидевшие на завалинках мужчины попросили передать молившимся, что к ним направляется председатель сельсовета. Вбежав в дом, я сообщил эту новость. Поднялась невообразимая паника. Открыли погреб, куда спрятались несколько человек, кто-то забрался на печь, кого-то спрятали под кроватями, кто-то выбежал во двор, чтобы укрыться в сарае.
Но не только мерами устрашения пресекалась религиозность. Велась также антирелигиозная пропаганда. Ставились пьесы, мелодрамы, водевили. В одной из них фигурировали поп, раввин и ксендз. Интересны жалобы раввина:
Уже отменили коробочный сбор,
Жрут свинину, как разбойник, вор.
В пятницу, субботу делают работу.
Хоть ложись и помирай.
В заключение раввин предлагает пути выхода из положения:
Союз, друзья, мы заключим между собой.
Бороться будем мы с красною звездой.
Ты, я и он – мы все один фасон.
Соединяйтесь, верующие всех стран.
Подобная самодеятельность влияла, прежде всего, на молодежь.
Из еврейских традиций в Василевичах сохранилось празднование Песаха. Резник, приезжавший из Речицы, резал кур. Пеклась, при соблюдении мер предосторожности, маца. Старики отмечали и другие праздники: еврейский новый год, Судный день, Хануку. Дети очень любили последний праздник, который сопровождался раздачей подарков. Обряд обрезания мальчиков, если и исполнялся, то только по настоянию дедушек и бабушек, грозивших, что не будут брать мальчика на руки. В целом еврейская жизнь в Василевичах накануне войны еле теплилась. Она поддерживалась евреями старшего возраста.
Отход от еврейских традиций, религиозных воззрений стал одним из важнейших показателей ассимиляции евреев. Процесс этот проходил, в общем и в целом, без резкого давления властей. Религиозные ограничения и преследования распространялись на все религии.
В 20–30-х годах получили распространение смешанные браки. Об ассимиляционных процессах свидетельствует стремление евреев учить детей в русской школе.
Взаимоотношения белорусов и евреев были в целом благожелательными. Случаи бытового антисемитизма были редким явлением. Но накануне Отечественной войны стал формироваться государственный антисемитизм. Правда, в довоенное время эта полуофициальная юдофобия затрагивала, пожалуй, лишь высшие эшелоны власти. Во всяком случае, в Василевичском районе накануне войны первым секретарем райкома партии работал Абрамович, заместителем председателя райисполкома Любомирский, заведующим районо Петриковеч, председателем промкооперации Гуревич, председателем райсоюза Френклах. Музыкант был избран первым секретарем райкома комсомола.
В этот период никаких ограничений в поступлении на работу или учебу евреи Василевичей не испытывали.
Когда началась Вторая мировая война, в Василевичах появились беженцы из Польши. Запомнился среди них Шпицбаум, живший в одном доме с нашей семьей. Он очень сокрушался по поводу своей семьи, оставшейся на оккупированной территории. Была среди беженцев и женщина-еврейка с двумя дочками.
В самом начале войны многие мужчины были призваны в армию. В конце июля в Василевичах был сформирован истребительный батальон, в который вошли и евреи, в том числе Петриковец с сыном. Задача батальона сводилась к борьбе с диверсантами. В случае оккупации батальон превращался в партизанский отряд.
В июле началась эвакуация населения из Василевичей. Уезжали и русские, и белорусы, и евреи. Среди евреев, особенно стариков, витали иллюзии относительно немцев. Они утверждали, что немцы, как и в Первую мировую войну, будут нормально относиться к евреям. Но сообщения прессы и радио вскоре развеяли эти иллюзии у многих. Первый эшелон с эвакуированными отправился 3 июля 1941 г. Мост через Днепр в районе Речицы нацисты разбомбили. На пароме всех пассажиров перевезли в новый состав. В Гомеле вскоре после прибытия состава гитлеровцы бомбили вокзал. Разрывы бомб «аккомпанировали» знаменитому выступлению Сталина по радио.
Немецкие войска заняли Василевичи 25 августа 1941 г. Вскоре были расстреляны оставшиеся евреи. За Янкель-Гиршем и его женой, которые уже не могли передвигаться, приехала подвода с полицейскими, доставившая их в лес, где они были расстреляны. Такая же участь постигла и польскую еврейку с двумя детьми. По совету местных жителей она с детьми крестилась, но это не спасло их. Погибли еще несколько стариков.
Истребительный батальон с приходом нацистов перебрался в лес, стал партизанским отрядом. Но вскоре отряд возвратился в Василевичи, где всех евреев схватили и расстреляли. Оставленное евреями имущество подверглось разграблению.
На фронтах Великой Отечественной войны сражались и евреи из Василевичей. Левин, Каганович, Музыкант и многие другие погибли в боях с фашистами. Сапожников сражался в первой Польской армии. Многочисленных наград был удостоен Френклах. Соломон Бухман после Минского пединститута, окончив морское училище, сражался на Балтике, стал капитаном первого ранга.
После войны больше половины еврейских семей вернулись в Василевичи. Однако некоторые остались в местах эвакуации. Им на смену пришли другие еврейские семьи, приехавшие сюда работать. Среди них – Фолкины, Гороховы, Будовские, Лившицы, Кехтер, Юдовины, Мерман и др. Давид Фолкин заведовал аптекой. Его дочь Берта Давыдовна преподавала в средней школе русский язык и литературу (кстати, в школе работало еще немало евреев). Ее муж Аркинд работал управляющим отделения госбанка.
После войны, впрочем, как и до нее, еврейские традиции поддерживали только старики, которые могли говорить на идише. Молодежь, особенно дети, практически не знали «мамэ-лошн». В упадок пришло еврейское кладбище, умерших хоронили на общем погосте.
В эти годы, особенно в период борьбы с космополитизмом, расстрела в 1952 г. большинства членов Еврейского антифашистского комитета, «дела врачей» в 1953 г., евреи за редким исключением все еще занимали посты в партийных и государственных органах.
Евреи внесли заметный вклад в развитие сельского хозяйства Василевичского района. Одним из первых после освобождения района возобновил свою работу Василевичский колхоз, председателем которого стал Хаим Ящин, впоследствии награжденный орденом Трудового Красного Знамени.
Председателями колхозов в Василевичском районе успешно трудились Михаил Горохов, Симха Шпитальник, Давид Голод. Их хозяйства также отличались высокими показателями. Колхоз, возглавляемый Гороховым, неоднократно становился участником ВДНХ в Москве.
В 1959 г. Василевичский район был ликвидирован. Значительное число сотрудников государственных и партийных учреждений различного профиля покинули Василевичи. Уехало и много евреев. Хотя в 1950 г. Василевичи стали городским поселком, а с 1971 г. – городом, жизнь здесь словно застопорилась. В это время только несколько еврейских семей продолжали жить в Василевичах. На рубеже веков эмиграционная волна вынесла многих евреев, родившихся в Василевичах, за пределы Беларуси.
Многовековая совместная жизнь евреев и белорусов в Василевичах, как и во всей Белоруси, сформировала особый еврейский менталитет, обогащенный славянскими чертами. Никогда не исчезнет из памяти василевичских евреев маленький городок на юге Полесья. О нем будут знать и их потомки.
Хаим Бейлькин, еженедельник «Секрет»
jewish.ru
Наверх
|
|