Читальный зал
Сосуд с медом в виде яблока – типичный символ Рош а-Шана. Фото Wikipedia
|
Гершон-Меир Бурштейн: в Армении нет антисемитизма
08.09.2010 Современная еврейская община Армении, в основном, представлена людьми с высоким образовательным цензом, профессионально востребованными. Большинство из них – врачи, педагоги, инженеры, музыканты, ученые. Об истории и нынешнем положении армянских евреев в канун Еврейского Нового года рассказывает главный раввин Армении, Гершон-Меир Бурштейн.
«Евреям в Армении живется хорошо» – эти слова, высказанные еще Иосифом Флавием, не потеряли своей актуальности и поныне. Притом, что более 97% населения современной Армении – этнические армяне, в этой, по сути мононациональной, стране евреи живут с незапамятных времен.
Исторические документы указывают, что первые иудеи появились здесь еще во времена правления царя Ирода I в Израиле и царя Тиграна II Великого в Армении – более двух тысяч лет назад.
Армян и евреев сближает схожая история: войны, гнет иноземцев, геноцид, рассеяние по всему миру. А как живет армянская еврейская община сегодня?
— Господин Бурштейн, как зарождалась еврейская религиозная община Армении?
— Еврейская община Армении, наверное, самая нетрадиционная из всех религиозных общин в мире, и это связано с тем, что за последние 100 лет понятия «национальная община», как такового, не существовало. Это – не новость для всей территории бывшего Советского Союза, где национальная политика была направлена на ассимиляцию, и, естественно, общины теряли свою актуальность.
История нахождения и проживания евреев в Армении довольно длинная и многовековая. Но при этом большинство территорий, обозначенных как места локального проживания евреев, на протяжении более чем 100 лет выходят за пределы Армении. Поэтому сегодняшняя община, в основном, была собрана. За последние 100 лет была большая миграция в Армению евреев из разных республик Советского Союза. Не последнюю роль играло то, что в Армении нет антисемитизма, чего нельзя сказать о других республиках.
В начале 90-х прошлого века, когда началось переосмысление своих национальных корней, своего «я», национальной принадлежности, самооценки, в Армении, как и в других республиках Советского Союза, начались возрождаться национальные движения, в том числе и еврейство. Конечно же, тот факт, что евреи в Армении сохранились в течение 70 лет тоталитарного режима, уже является уникальным. Потому, что в Армении, к сожалению, в период советской власти от предыдущих общин, проживающих в Эриванской губернии, не осталось даже небольшого намека. Говорить о местах центризма, где могли развиваться еврейская культура или образование, не приходится.
Что же касается сегодняшней общины, ей уже 15 лет, но она все еще находится в процессе развития и перехода из территории Армении в Израиль.
— Сегодня в центре Еревана есть синагога, реализуются не только религиозные, но и образовательные и гуманитарные программы. Расскажите, пожалуйста, о них. — Еврейская община была одной из первых национальных общин, начавших заниматься национальным образованием. Мы понимаем, что будущее любой общины заключается в том, что, если молодое поколение не будет являться преемником культуры, национального наследия, то последующие поколения будут ассимилированы. Поэтому вопросы образования были первичными программами, которыми мы занимались.
Но к сегодняшнему дню, помимо перечисленных программ, Армения актуальна в еврейском мире не только этим. Среди иных бывших советских республик, несмотря на малочисленность еврейской общины и небольшую территорию самой страны, Армения является фаворитом по развитию кошерных производств. Интересен тот факт, что не только производители еврейского происхождения, но и армяне сегодня заинтересованы в этом, так как видят перспективу расширения рынка сбыта и попадания в новый рынок, который называется «кошерным». Сегодня мы контролируем и консультируем более 6 крупных производителей, которые благодаря тому, что они сертифицированы на кошрут, экспортируют и в США, и в Европу кошерную продукцию. Так, например, в мире всего 3 фирмы производят кошерное гранатовое вино. Одна находится в Израиле, другая – в США, и третья – в Армении. Это серьезно.
Возвращаясь к общине, надеюсь, что она, во многом, будет смотреть на путь к Иерусалиму. Потому, что если мы каждый год говорим: «На следующий год - в Иерусалиме», это значит, что тот процесс, который происходит в Армении, в частности, исход и алия в Израиль, я считаю правильным. Я его не ускоряю, но поощряю и, по крайней мере, создаю не только физическое, но и идеологическое желание жить в Израиле.
— Наша встреча происходит в канун еврейского Нового года. Что бы вы пожелали членам еврейской общины, гражданам Армении и нашим радиослушателям?
— Всем гражданам Армении я пожелал бы, конечно, мира. Мы знаем, что евреи приветствуют словом «шалом» – это пожелание мира. Мир является залогом развития любой страны. Мир, который находится не только в плане его политического осмысления, но и мир внутри тебя, является очень важным.
Всем слушателям желаю, конечно же, здоровья, которое необходимо, независимо от возраста и пола.
Ну а в связи с Новым годом, я хочу пожелать на еврейском языке хорошего года, и чтобы все мы были записаны в Книгу Жизни.
Нелли Мадатян (Радио Франции)
armtoday.info
Наверх
|
|