Читальный зал
Сара Коэн – одна из последних 15 «белых» евреев (на снимке – вместе с Михаилом Членовым)
|
Еврейские мини-группы в индийском этнокосмосе
25.11.2010 По оценкам на 2010 год, население Индии составляло около 1,177 млн. человек. При этом Индия и самая полиэтничная страна мира. Здесь проживает несколько сотен этносов – от небольших племенных групп до народов, насчитывающих многие десятки и сотни миллионов человек.
Численность индийских евреев достигла своего максимума в конце 1940-х годов (25–30 тыс. человек). Сейчас, в начале XXI века, их 12–15 тыс.
Несколько тысяч (горстка!) евреев в Индии (и в прошлом, и в настоящее время) несоизмеримы с огромным населением этой великой страны. Однако историческим фактом, заслуживающим внимания, является то, что евреи в Индии не только создали несколько самобытных вариантов общееврейской религиозно-культурной модели, но и заявили о себе как о полноправном этносоциальном элементе индийского общества, по крайней мере в штатах Махараштра и Керала.
С юго-западной частью Индии (ныне – штат Керала) связана история одной из еврейских групп – кочинских евреев; до середины XIV века большая часть их проживала в районе Шинкали (ныне Кранганор), в последующие века – в городе Кочин. По преданиям, их предки оказались здесь, в южной части Малабарского побережья, в конце I века. В околонаучной литературе делались попытки связать кочинцев с исчезнувшими десятью коленами Израилевыми или с выходцами из вавилонского пленения.
Более реальны предположения, что евреи отдельными семьями или небольшими группами переселялись в эти места из Ирана, Йемена, других стран Передней Азии. Самые ранние свидетельства их пребывания в названном районе – две медные таблички, хранящиеся в кочинской синагоге Парадеси (Пардеши). В них говорится (на древнетамильском языке) о привилегиях и землях, которые махараджа (правитель региона) даровал Йосефу Раббану (видимо, одному из знатных малабарских евреев).
Текст табличек (на вателутту, древняя южноиндийская письменность) был расшифрован и переведен в XVIII веке кочинско-еврейским общественным деятелем Й.Рахаби. Он датировал эти таблички (в современном летосчислении) 379-м годом. Однако большинство серьезных экспертов относят их к VIII–XI векам. О кочинских евреях писал около 1170 года еврейский путешественник Биньямин из Туделы; упоминает о них и Марко Поло (1293 год).
В 1344 году часть евреев из Шинкали перебралась в Кочин; в последующие века кочинские евреи селились также в соседних городах Эрнакуламе и Паруре. Там же с конца XV века обосновались евреи – беженцы из Испании и Португалии. Позднее, в XVI–XVII веках, в период португальской колонизации Индии, в Кочине появились евреи из других стран Европы и Ближнего Востока. Однако кочинские евреи всегда оставались небольшой группой, численность ее, по оценкам, вряд ли когда-нибудь превышала 2,5 тыс. человек. Разговорным языком у них со времен раннего Средневековья стал близкий тамильскому дравидский язык малаялам.
Черные, белые и коричневые
Под влиянием кастовой системы Индии у кочинских евреев начали формироваться (по-видимому, с XVI века) три эндогамные группы (браки заключались только внутри группы): «черные» (в которую входили потомки ранних переселенцев: внешне они почти не отличались от окружающего населения – малаяли), «белые» (или «парадеси», буквально «чужеземцы» – так называли евреев, селившихся здесь с конца XV века) и «коричневые» – люди из местных племен, принявшие иудаизм (они были на положении работников-слуг в семьях первых двух групп).
В каждой группе были свои культурно-обрядовые особенности, а также ограничения в отношениях с людьми из других групп. У «белых» и «черных» евреев были свои отдельные синагоги; у «коричневых» своя молельня появилась только в 1932 году. Синагога «белых» кочинских евреев (построена в 1568 году; в последующие столетия перестраивалась, реставрировалась, расширялась) получила известность во всей Индии и за ее пределами.
Последняя треть XVII века и почти весь XVIII век – период голландской колонизации Южной Индии – время процветания кочинской общины. Среди кочинцев появились банкиры, крупные купцы, дипломаты. В 1686 году здесь побывала делегация еврейской общины Амстердама, которая привезла в дар своим единоверцам молитвенники, книги религиозного и философского содержания. Глава делегации Перейра де Пайва сделал обстоятельное описание истории и обычаев евреев-кочинцев.
С 1795 года Южная Индия оказалась под властью Великобритании. В XIX–XX веках о кочинских евреях писали разные авторы, в том числе лидер «белых» евреев Ш.Ш.Кодер (1869–1941). Из их среды вышли даровитые создатели литургической поэзии, исторических хроник, оригинального молитвенника. Уроженец Кочина основал (в 1841 году в Калькутте) первую в Индии еврейскую типографию.
В 1968 году у евреев Кочина был большой праздник – 400-летие синагоги «Пардеши». В торжествах приняла участие премьер-министр Индии Индира Ганди. В честь юбилея была выпущена индийская почтовая марка. Синагога «Пардеши» до сих пор относится к числу основных достопримечательностей региона.
Однако к этому времени в Кочине оставалось менее ста евреев. В конце 1940-х – первой половине 1950-х годов большая часть кочинских евреев совершила алию на историческую родину. Первыми уехали «черные» евреи (малабари), затем «парадеси». В начале XXI века в Индии осталось несколько десятков кочинцев. В Израиле сейчас около 4 тыс. кочинцев. Старшее поколение еще пользуется языком малаялам и хинди; почти все владеют английским и ивритом. Отметим, что и в Израиле эти две группы не сливаются в одну, а сосуществуют раздельно: таково наследие многовековых кастовых взаимоотношений. То же относится и к горстке евреев, еще живущих в Кочине.
Семь мужчин и семь женщин
Бене-исраэль, другая еврейская группа в Индии, значительно крупнее по численности, чем кочинские евреи. Об их происхождении и о времени поселения в Индии имеются только легенды. По одной из них, они – потомки евреев, которые бежали с исторической родины то ли во II веке до н.э., то ли в I веке н.э.; по другой – их предки попали в Индию около 1700 лет назад (из Йемена или Южной Аравии).
В этих преданиях говорится о кораблекрушении недалеко от Бомбея и о чудесном спасении семи мужчин и семи женщин, которые добрались до берега в районе Конкана (30 км южнее Бомбея); там они и поселились. Впервые о них – как об особой касте иудеев – сообщается в 1738 году, в сочинении датского христианского миссионера Й.Сарториуса. Разговорным языком их к этому времени давно уже стал маратхи. В XIX веке многие, а в ХХ почти все бене-исраэль усвоили английский язык. Кроме того, практически все индийские евреи владеют хинди.
Несмотря на полный отрыв в течение многих веков от остального еврейского мира (о существовании в Индии других еврейских групп бене-исраэль узнали, видимо, лишь столкнувшись в середине XVIII века с кочинскими евреями), члены этой общины, хотя и не знали Торы, отмечали главные иудейские праздники, почитали субботу, соблюдали посты, совершали обряд обрезания, помнили и передавали из поколения в поколение основные молитвы. Называя себя «бене-исраэль» («сыновья Израиля»), они подчеркивали свою принадлежность к еврейскому народу.
С конца XVIII века бене-исраэль переселились в соседний Бомбей, где познакомились с представителями других еврейских групп – ближневосточных и европейских. Это значительно усилило их еврейское самосознание: они ощутили, осознали себя не маленьким изолятом, а частью большого и разнообразного еврейского мира. Бене-исраэль в условиях большого города начали получать светское образование; многие из них служили в британских туземных частях, административных структурах, талантливо проявили себя в разных сферах искусства, в «свободных» профессиях, в бизнесе. А.Эрулкар был одним из лечащих врачей Махатмы Ганди; д-р Э.Мозес в 1937–1938 годах был мэром Бомбея.
В 1930-х годах посланцами Еврейского агентства были созданы школы и курсы, где бене-исраэль (в основном молодежь) получали еврейское образование, что стало важным подготовительным этапом к их алие на историческую родину. После образования Государства Израиль тысячи бене-исраэль переселились туда (из 24 тыс. человек, которые составляли общину в 1947 году, до 1969 года репатриировались более 12 тыс.). Этому способствовало и решение Верховного раввината Израиля о том, что «бене-исраэль в Индии, несомненно, принадлежат к потомству Израиля».
Селились они в разных районах страны компактными группами, стараясь сохранить многовековые общинные связи, проявляя солидарность и взаимовыручку в непростом процессе религиозной, культурной и экономической инкорпорации в новое для них общество. Молодежь абсорбировалась довольно быстро; для старших поколений этот процесс был, естественно, более сложным, но, в общем, вся община бене-исраэль к концу ХХ века стала интегральной частью израильского социума. Все они говорят на иврите, язык маратхи постепенно выходит из употребления. В первом десятилетии XXI века в Израиле проживало около 50 тыс. бене-исраэль; в Индии их около 6 тыс. – в Мумбаи (бывший Бомбей), а также в других регионах.
Багдади в Индии
Для еврейских общин в арабских странах Индия (в основном, конечно, ее западное побережье) издавна не была terra incognita. Купцы-евреи часто посещали индийские порты Сурат, Бомбей и другие. В XIX веке многие из них стали переносить свои деловые предприятия в Индию – и в западные ее города, и в Калькутту на востоке полуострова. Оттуда они продвигались в Юго-Восточную и Восточную Азию.
Настоящий расцвет багдади в Индии и формирование их в качестве особой этнокультурной, этносоциальной группы начинаются с поселения в Бомбее в 1820–1830-х годах нескольких крупных предпринимателей, среди которых особую роль суждено было сыграть Давиду Сассуну (1792–1864) – выходцу из влиятельной и богатой семьи багдадских евреев. Он обосновался в Бомбее с 1833 года и вскоре возглавил тамошнюю общину переселенцев из Ирака.
Давид Сассун организовал ряд торговых фирм с отделениями в крупных городах Индии, Китая, Японии, банки, страховые общества, различные промышленные предприятия. В Бомбее на его деньги была построена синагога «Маген-Давид», в городе Пуна (южнее Бомбея) – синагога «Охел Давид»; он финансировал издание газеты на еврейско-арабском языке, основал ряд школ, библиотек, больниц, сиротских домов, благотворительных обществ, помогал ученым и литераторам.
В середине XIX века евреи – выходцы из Йемена организовали в Бомбее типографию (на иврите). В начале ХХ века в Бомбее осело немало выходцев не только из названных стран, но также из Ирана, Афганистана, Средней Азии.
Второе место по значению заняла еврейская община в Калькутте, основанная в 1830-х годах переселенцами из Западной Индии. Она быстро прогрессировала благодаря притоку евреев-предпринимателей из Багдада, Йемена, а также Кочина, активно включившихся в деловую жизнь Бенгалии и соседних регионов.
Уже к началу прошлого века багдади стали обособляться от своих иракских соплеменников. Они перешли (почти все и почти полностью) на английский язык, их бытовая культура представляла собой смесь английских, ближневосточных и местных индийских элементов.
Что касается отношений багдади с бене-исраэль, то они претерпели значительную эволюцию. Первоначально багдади не признавали их «настоящими евреями», не вступали с ними в брак, не питались вместе, хотя на первых порах вынуждены были молиться в их синагогах. После возведения Сассуном синагоги, предназначенной для багдади, произошла их конфессиональная сегрегация. Только во второй половине ХХ века, уже в независимой Индии, немногочисленные мумбайские багдади и бене-исраэль интегрировались в относительно единую иудейскую общину. В конце 1940-х годов большинство багдади покинули Индию, переехав в Англию, США, Израиль, а также в Бирму, Индонезию, Сингапур, Гонконг.
В Индии сейчас проживает немногим более тысячи багдади. Больше всего евреев (разных групп) – в Мумбаи (Бомбее). Здесь есть еврейские школы, различные общественные организации (включая благотворительные), функционируют крупные синагоги. Закономерно, что именно в Мумбаи в 2008 году был образован Еврейский конгресс Индии – первая всеиндийская еврейская организация, одной из главных задач которой является объединение, консолидация различных еврейских групп, проживающих в стране. В 2002 году индийская еврейская община присоединилась к Евроазиатскому еврейскому конгрессу (ЕАЕК), главными региональными центрами которого являются Москва, Киев и Астана.
Из английских евреев вышло немало деятелей – управленцев высокого ранга, которые сыграли видную роль в модернизации государственного аппарата и управления Индией в последние десятилетия британского владычества на южном субконтиненте. Это, к примеру, Р.Д.Айзекс (маркиз Рединг), в 1921–1926 годах вице-король и генерал-губернатор Индии; сэр Л.Абрахамс, в начале ХХ века секретарь по финансовым делам Индии, осуществивший реорганизацию и упорядочение денежной системы страны.
В Индии сохраняется благодарная память о российском еврее, выдающемся бактериологе Владимире Хавкине, который доказал инфекционную природу холеры и в 1893–1895 годах провел вакцинацию населения разработанной им противохолерной вакциной, а затем и противочумной. Созданная им противочумная лаборатория в Бомбее была преобразована в 1925 году в специализированный институт, названный именем Хавкина еще при его жизни.
После Второй мировой войны о своем еврействе заявили несколько тысяч человек в штатах Мизорам и Манипур (на северо-востоке Индии), называющие себя бней-менаше. Этнически они относятся к этнолингвистической группе куки-чин (языки которой включаются в тибето-бирманскую группу сино-тибетской языковой семьи). Племена этой группы проживают в пограничье Индии, Мьянмы (Бирма) и Бангладеш, их около 4 млн. человек. Часть из них, называющие себя мизо, рассеяны в горной местности между реками Чиндвин в Бирме и Брахмапутрой в Индии.
В конце XIX – начале ХХ века христианские миссионеры обратили их в протестантизм разных направлений. Христианство, привнесенное в племенное общество, иногда порождает так называемые милленаристские или ревивалистские движения. В них наряду с мистическим ожиданием «тысячелетнего царства справедливости и счастья» (откуда название «милленаристский культ») проявляется также и стремление к возрождению «золотого века», обычно связанного с ушедшими в прошлое социальными отношениями. Одним из самых экзотических движений среди мизо оказался неоиудаизм.
Первые его проявления были отмечены уже в 1920-х годах, но реально оно стало заметным в середине прошлого века. Появились проповедники, говорившие о происхождении мизо от праотца Менаше, сына библейского Иосифа. Основанием послужило фонетическое сходство между именем Менаше, в английском произношении Менасе, и именем одного из культурных героев мизо. В 1960-е годы сформировавшаяся иудейская община мизо начинает устанавливать контакты с Израилем и с общиной бене-исраэль. В начале 1980-х несколько молодых мужчин-мизо приехали в Иерусалим учиться в иешиву. В 1989 году первые 25 бней-менаше совершили алию, в 1990-е годы переселились новые группы. Алия бней-менаше продолжается.
В последние годы появилась информация о существовании еще одной, очень малочисленной группы иудействующих среди телугуязычного населения штата Андхра-Прадеш, которая именует себя бней-эфраим.
Сами по себе
Нам неизвестно точно, когда первые еврейские общины появились в Индии. Название страны имеется еще в библейском тексте (в «Книге Эсфирь» упомянута страна Ходду – одно из древних наименований Индии). В Талмуде и мидрашах (раввинистические толкования Библии) нередки упоминания Индии, позволяющие предполагать наличие торговых связей между евреями разных регионов Ближнего Востока и южным субконтинентом и до нашей эры, и в последующие века. В иврите есть несколько заимствований из индийских языков (названия разных пряностей и экзотических животных). Наиболее реально предположить, что первые поселения евреев в Индии связаны именно с их участием в международной торговле.
Важно отметить, что в Индии евреи впервые в Средние века оказались вне христианского и мусульманского окружения. Преобладающей религией в стране был индуизм. Механизм каст пронизывал и регулировал всю социальную жизнь населения; одна из существенных черт кастовой системы – полноправное включение разнообразных пришлых групп, обладавших религиозной спецификой. Иностранцы образовывали свои собственные касты, статус которых вовсе не обязательно был дискриминационным (пример этого – ситуация с рассмотренными выше группами бене-исраэль, кочинцев, багдади).
Судьба и вся жизнь еврейских групп в Индии – убедительная демонстрация такой важнейшей черты многовекового бытия еврейского народа в диаспоре, как поразительная способность к историческому выживанию, включая сохранение своей этнокультурной, этноконфессиональной идентичности (практически в любом окружении, в любых условиях и обстоятельствах). Этой констатацией нам и хочется завершить данный очерк.
Семен Яковлевич Козлов, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН; Михаил Анатольевич Членов, кандидат исторических наук, декан филологического факультета Государственной классической академии имени Маймонида (Москва).
ng.ru
Наверх
|
|