Читальный зал
В Дубровенском районе увековечили память еврейского рода Меклер
23.08.2011 Когда едешь по дороге Дубровно – Ляды, на выезде из деревни Козьяны в направлении на Калиновку с левой стороны нельзя не заметить большой камень с мемориальной плитой на нем и недавно заложенную здесь в два ряда аллею из молоденьких рябин.
Этот памятный знак и благоустроенный участок территории появились здесь недавно. А установили его родственники большого еврейского рода Меклер, представители которого в довоенное время проживали в этом населенном пункте.
Сегодня достоверно известно, что евреи появились в нашем районе с 12 века. Коренное население не только миролюбиво относилось к пришлым людям, но и содействовало созданию условий для их жизни и деятельности. И как результат, в 1860 году только в Дубровно, не считая Лядов, Россасно и Баево, уже проживало 4183 иудея.
В старину говорили: «Дуброўна ды Ляды – вялікія гарады». И это в некоторой мере так и было. В 1802 году академик В.Севергин, проезжая через наш край, описывал его так: «Дубровно — прекрасно выстроенное местечко, знаменитое суконною фабрикою здесь находящеюся, на которой делают особливо хорошее красное сукно».
Начала фабрика свою деятельность еще в 1750 году. Ткачество было основным занятием местного еврейства, которого в ту пору на Дубровенщине проживало в два раза больше, чем коренного населения. По всей Российской империи и за ее пределами славились талесы – белые покрывала с черными полосами, которым покрывается голова во время молитвы. С ростом мануфактурной деятельности организовалась «Днепровская мануфактура». Она стала первой фабрикой с исключительно еврейскими рабочими.
Стремление к знаниям, получению профессии, трепетное отношение к членам своей семьи и своему народу, строгое выполнение канонов религии и сохранение традиций – характерные черты людей еврейской национальности.
Благодаря этому в ХІХ веке на Дубровенщине работали кожевенные и лесопильные заводы, водяные мельницы, круподерные, веревочные, трепальные, фруктово-лимонадные и другие производства, владельцами которых были предприимчивые люди из числа евреев. Большинство же еврейского населения составляли мелкие ремесленники, славившиеся на всю округу кузнецами, гончарами, сапожниками и другими мастерами своего дела. В 1932 году в Дубровно проживало уже около 6000 человек еврейской национальности.
Все это говорит о том большом вкладе еврейского народа в хозяйственное, экономическое и социально-культурное развитие нашего края. Назову самых ярких его представителей. Это первая в Европе женщина-профессор философии Анна Тумаркина, американский скрипач и педагог Цви Цейтлин, пионер израильского кино, оператор, сценарист, режиссер Натан Аксельрод, философ и литературовед Осип Давидович Курье, известные финансисты и предприниматели братья Поляковы, советский художник Борис Наумович Гутентог, американ-ский шахматист Яффе Чарльз…
Эти и многие другие евреи, наши земляки навсегда прославили Дубровенщину. Мы отдаем дань уважения, бережем добрую память о художниках, врачах, ученых и других людях еврейской национальности.
К сожалению, много испытаний выпало на долю еврейского народа. В годы Второй мировой войны, согласно протоколам Нюрнбергского трибунала, нацистами было истреблено 60 миллионов евреев (60 процентов евреев Европы или треть еврейского населения мира).
Звериную политику геноцида евреев гитлеровские головорезы с чудовищной жестокостью воплощали и на временно оккупированной территории Дубровенского района. Сюда, вслед за войсками вермахта, прибыли айнзацкоманды и другие карательные отряды, которые вместе с пособниками из числа местного населения вели жестокую расправу с лицами еврейской национальности.
Так, осенью 1941 года немцы отделили евреев от местных жителей и создали в Дубровно и Лядах еврейские гетто. Первую группу узников расстреляли в начале декабря 1941 года.
А затем, по воспоминаниям свидетелей тех дней, в начале 1942 года жителей города заставили рыть траншею в районе бывшей мануфактурной фабрики.
2 апреля 1942 года, в день Пасхи, немцы вывели узников гетто, построили колоннами и погнали в сторону траншеи. Узников заставили раздеться, а потом начали расстреливать. Стрельба продолжалась целый день. Детей не только расстреливали, но и уничтожали жуткими способами.
Оставшихся в гетто около 300 евреев из числа специалистов немцы больше года использовали в качестве рабочей силы, а перед своим отступлением – расстреляли.
При отступлении, чтобы замести следы кровавых злодеяний, место убийства около 2000 взрослых и детей фашисты облили горючей смесью и подожгли. По такому же кровавому «сценарию» были уничтожены в противотанковом рву за рекой Мерея более 1200 узников Ляднянского гетто.
Судьба евреев оккупированных территорий была предрешена. Многие из этих людей не имели никаких шансов выжить. Среди выживших — те немногие, кого с риском для жизни прятали местные жители, названные впоследствии «праведниками мира», они спасли десятки тысяч евреев.
Спаслись и некоторые из тех, кто ушел в подполье или в партизанские отряды. В Беларуси среди партизан и подпольщиков воевали более 15 тысяч евреев.
В 16 лет ушла в партизанский отряд и Ида (Лида) Меклер, дочь Нафтали и Кейлы Меклер, которые проживали в деревне Козьяны Дубровенского района. В семье было 12 детей.
У Нафтали была своя кузница, он был известным в округе кузнецом, мастером своего дела, его услугами пользовались крестьяне всех близлежащих деревень.
Однажды Ида Меклер вернулась из партизанского отряда домой, в деревне были немцы. Кто-то выследил и донес о ее возвращении. Немцы ворвались в дом с обыском, все перерыли, но Иду не нашли. Тогда они схватили родителей Нафтали и Кейлу.
Их расстреляли прямо на глазах у прятавшейся дочери. Более жуткую и трагическую ситуацию представить невозможно…
Со слов исполнительного директора иудейского религиозного объединения в Республике Беларусь Беллы Петровны Великовской.
—В 2010 году в наше иудейское религиозное объединение обратился адвокат из Израиля Илья Черкинский, один из внуков Нафтали и Кейлы Меклер, который сообщил, что до войны семья Меклер жила в деревне Козьяны. В Витебской области 2 населенных пункта имеют такое название.
Побывав в Браславском и Дубровенском районах, мы установили, что семья Меклер жила на Дубровенщине. Нашлись люди, которые знали членов семьи, подтвердили факт гибели родителей, указали место, где стоял дом Нафтали Меклера.
Со слов Ильи Черкинского, жителя Израиля, внука Нафтали и Кейлы Меклер:
—Сразу, как нам стала известна информация о том, где истоки истории рода Меклер, мы собрались в дорогу. Поезда из Израиля в Беларусь — дорогое удовольствие, но память о предках — еще дороже.
На Дубровенщину я приехал с женой и дочерью, мы встретились со старожилом деревни Козьяны Виктором Герасимовичем Хряпкиным, который поведал нам весьма ценную информацию о наших дедушке и бабушке, о том, как они жили и как погибли.
Уже тогда родилась мысль об увековечении их памяти. Я связался со всеми родственниками в Израиле, Москве и Беларуси, все были единодушны в моем решении — в Козьянах должна быть установлена мемориальная плита в память о кузнеце Нафтали Меклере и его жене Кейле, членах их семьи и других евреев деревни Козьяны, убитых фашистами и их подручными в годы войны.
Со слов директора УП «Дубровенская ПМК-53» Юрия Здиславовича Кривошенка.
—Ко мне обратился житель Израиля Илья Черкинский с просьбой оборудовать на окраине деревни Козьяны площадку и установить на ней камень с мемориальной плитой. Все работы были своевременно выполнены. Принимая участие в церемонии открытия этого памятного знака, я вместе со всеми скорблю о безвинных жертвах фашистского геноцида и преклоняюсь перед их вечной памятью.
Со слов начальника отдела идеологической работы Дубровенского райисполкома Ирины Сергеевны Контровской.
—В работах по благоустройству площадки, где установлен камень с мемориальной плитой в память Нафтали и Кейлы, других лиц еврейской национальности, погибших в годы войны в деревне Козьяны, принимали активное участие члены двух общественных организаций — объединения «Белая Русь» и Белорусского Республиканского Союза Молодежи.
Члены общественных организаций заложили рябиновую аллею, высадив на ней 12 деревьев – по числу детей, которые были в семье Меклер, а также посадили там два деревца вишни – символ родительской верности и любви. Такое пожелание было у членов рода Меклер, мы его исполнили.
Торжественно проходила церемония открытия плиты. Здесь собрались внуки и правнуки Нафтали и Кейлы Меклер, многие из них специально приехали из Израиля, Москвы и Минска.
В церемонии приняли участие члены Оршанской иудейской религиозной общины «Хевра-Тегилин», практически все население деревни Козьяны, для которого впоследствии был организован поминальный стол, представители районной власти во главе с председателем районного исполнительного комитета Анатолием Ивановичем Лукашовым и председателем районного Совета депутатов Еленой Викторовной Тихоновой.
На митинге выступили председатель районного исполнительного комитета Анатолий Иванович Лукашов, исполнительный директор иудейского религиозного объединения в Республике Беларусь Белла Петровна Великовская, внуки Нафтали и Кейлы Меклер – Илья Черкинский и Борис Зигельман.
—Я счастлив видеть всех вас на церемонии открытия памятной доски жертвам фашистского геноцида в лице моих предков – Нафтали и Кейлы Меклер и многих их соотечественников, – говорил, обращаясь к присутствующим, Илья Черкинский. – Говорят, что человек умирает дважды: первый раз – в минуты его физической смерти и второй – тогда, когда исчезает память о нем.
Наши бабушка и дедушка Кейла и Нафтали и через 70 лет после жуткой физической расправы остаются живы: они живут в нашей памяти, а теперь будут жить в памяти всех тех, кто придет к этой мемориальной плите, чтобы положить сюда цветы, постоять и подумать о жизненных ценностях.
Несмотря на ту боль и страдания, которые выпали на долю моих предков, я сегодня искренне рад тому, что мы, их внуки, правнуки, все люди доброй воли смогли сохранить и увековечить память о них.
Я выражаю огромную благодарность местной власти в лице председателя сельисполкома Александра Викторовича Парахневича, руководству Дубровенского района в лице председателя райисполкома Анатолия Ивановича Лукашова и его заместителя по социальным вопросам и информированию Светланы Валерьевны Рыжанской, начальнику отдела идеологической работы райисполкома Ирине Сергеевне Контровской, всем жителям деревни Козьяны, рабочим строительной организации за огромную проделанную работу по увековечению памяти дорогих нашему роду людей, всех жертв фашистского геноцида, за то, что они не формально отнеслись к нашей просьбе об организации работ по установлению мемориальной доски, а вложили в это дело весь жар своих сердец. Я поинтересовалась у гостей из Израиля о том, как после войны сложились судьбы тех членов семьи Меклер, кому удалось выжить. Они стали достойными людьми, вырастили хороших детей и внуков и поведали им горькую правду о судьбе своих родителей.
Сегодня внуки и правнуки Нафтали и Кейлы Меклер приехали в Беларусь в небольшую деревню Козьяны, чтобы поклониться их светлой памяти. Среди них правнучка Нафтали и Кейлы Меклер дочь Ильи Черкинского Мария, которая достойно идет по жизни: прошла службу в армии, добилась успехов в спорте, успешно обучается в Московском медицинском университете, совмещая учебу с работой в посольстве Израиля в Москве.
Вот такую хорошую молодую поросль дают корни простой еврейской семьи уже в третьем поколении, которая когда-то проживала в деревне Козьяны.
Внизу на мемориальной плите в память о кузнеце Нафтали и его жене Кейле, членах их семьи и других евреях деревни Козьяны, убитых фашистами и их подручными, на русском и еврейском языках написаны три слова: «Помним, ценим, чтим». Пока живы такие память и почитание — будет жить многострадальный еврейский народ.
Лидия Чепелова
dubrovno.by
Наверх
|
|