Читальный зал
Фото с сайта www.advantour.com
|
По следам евреев Армении
06.08.2012 Группа преподавателей и студентов Еврейского университета в Иерусалиме вернулась из ознакомительной поездки из Армении с сообщением, что ей удалось обнаружить на территории этой республики уникальный еврейский артефакт. Исследователи надеются, что он поможет пролить свет на тайну исчезновения еврейской общины в Армении.
Вопрос о том, почему на территории Армении в последние столетия почти не проживали евреи, в то время, как в соседних Азербайджане и Грузии существовали процветающие еврейские общины давно занимает историков.
Если верить средневековому армянскому историку Моисею Хоренскому, армянский царь Тигран поселил многих иудейских пленников в городах Армении. Среди вассальных царей, назначенных там римлянами, следует упомянуть представителей династии Ирода - Тиграна IV (примерно 6 в. н. э.) и Тиграна V (6061 гг. н. э.) в Великой Армении и Аристобула в Малой Армении. Когда персидский шах Шапур II предпринял массовое насильственное выселение жителей армянских городов в Иран (360370), значительная часть городского населения Армении состояла из евреев.
Кроме того, по летописным преданиям, феодальные роды Аматуни, Мамиконян, а также род царей Армении Багратуни (см. Грузия) восходят к еврейским предкам.
Еврейские источники не содержат этих сведений, но еврейские историки не исключают, что под упоминающимися у библейских пророков стран Уц (Оз), Мани и Хармона следует понимать Армению. Но в этом случае в Армении должна была существовать столь же, а возможно и большая еврейская община, чем в Грузии и Азербайджане, а ее там нет.
Первые израильские экспедиции, решившие заняться поисками следов евреев Армении, работали в этой республике в 2000-2002 гг. Руководителями экспедиций были проф. Михаэль Стон и д-р Давид Амит. В результате в деревне Иргис им удалось обнаружить старое еврейское кладбище с 40 надгробиями с выбитыми на них надписями на иврите и арамейском языках. Находка датируется 12-13 вв., то есть в этот период евреи в Армении были, но их опять-таки жило там крайне мало.
В июне 2012, осматривая пещерный монастырь Герард, группа молодых израильских историков наткнулась на базальтовую стелу с выбитой на ней менорой – еврейским храмовым семисвечником. Причем основание меноры не круглое, как это изображено на знаменитой арке Тита в Риме, а треугольное так, как она изображалась в еврейских источниках еще эпохи Первого Храма. Из этого историки сделали вывод, что менора была выбита не армянином, а евреем – у христиан принято изображать менору с круглым основанием.
Но кто был этот еврей, и что заставило его проделать эту работу? Ответ на этот вопрос еще предстоит найти. Участники поездки в Армению, обнаружившие этот артефакт, не исключают, что автор барельефа, вероятнее всего, удерживался в монастыре насильно, и этой своей работой хотел выразить протест против тех, кто принудил его изменить вере отцов.
Эта версия вписывается в концепцию ряда израильских историков, что исчезновение еврейской общины в Армении связано с тем, что в этой стране евреи встретили куда менее дружественный прием, чем в соседних Грузии и Азербайджане. Вероятнее всего, под влиянием армянского духовенства местные правители пытались насильственно крестить евреев, а согласно еврейской традиции, в этом случае для еврея предпочтительнее умереть.
Тем не менее, видимо, часть евреев средневековой Армении все же подверглась крещению и затем окончательно ассимилировалась среди местного населения, однако большинство, устав от преследований, вынуждены были переселиться в соседние Азербайджан, Грузию и иранский Курдистан.
Петр Люкимсон, Израиль
Наверх
|
|