Читальный зал
Янис Липке (на фото - между молодоженами) на свадьбе Смолянских в Риге, 1970 год
|
Рижский Шиндлер: спасенная семья живет в Хайфе
29.07.2016
Янис Липке хорошо запомнил тот день, когда решил помогать евреям. Тайный бункер, в котором он жил с женой и тремя детьми, находился на Кипсале, недалеко от берега Даугавы. Туда прибыли в первые дни оккупации полицаи, чтобы арестовать Айну, дочь Яниса, которая была комсомолкой. Девушки не оказалось дома, и раздосадованные полицаи жестоко избили Яниса, его жену и маленьких сыновей. А первого декабря 1941 года Липке со своим восьмилетним сыном стал свидетелем кровавой расправы над евреями Риги. Тогда он сказал мальчику: «Смотри, сынок, и запомни это на всю жизнь». После этого события Липке решил полностью посвятить себя делу спасения евреев.
Чтобы получить возможность помогать обитателям гетто, Липке оставил прежнюю работу докера и устроился в складские помещения «Красные амбары», приспособленные для нужд немецкой армии. В его обязанности входил отбор рабочих в гетто для работы на этих складах. Янис с утра забирал десять человек и вечером должен был вернуть столько же. По фамилиям людей не отбирали, важно было лишь количество. И Липке пошел на риск. В гетто возвращались лишь восемь евреев. А двое из десяти были латышами – доверенными людьми Яниса. Обратно из гетто у них не было проблем выйти, на следующий день они принимали вид сопровождающих. Таким образом удалось спасти 55 человек.
Спасенных супруги Липке прятали в хозяйственных пристройках на своем участке. Случалось, что к Липке тайком приходили узники, которым удавалось бежать из гетто. Слух о его помощи распространялся среди евреев. В телефонной будке у рижского Воздушного моста был карандашом нацарапан адрес Яниса.
В начале 1942 года Липке удавалось незаметно для охраны передавать за колючую проволоку продукты. Тогда в гетто проживали евреи, которых этапировали из-за границы. Липке поддерживал связь между узниками, а впоследствии начал прятать спасенных на территории своего хутора Решни в Курземе. Не раз Липке приходилось идти на хитрости, иногда на подкуп в виде выпивки, когда полицаи устраивали обыски в его доме на Кипсале и на хуторах.
Среди архивных записей института «Яд ва-Шем» хранится рассказ о Янисе Липке:
«Среди наемных рабочих были водители грузовиков Карлис Янковскис и Янис Бриедис, которые взялись перевезти евреев к надежным людям. Одним из первых был вывезен старый товарищ Яниса Хаим Смолянский, его доставили в дом Липке: он стал первым из тех, кто скрывался там. Они вместе с хозяином выкопали под сараем яму, в которой вскоре оказалось семь человек, включая самого Смолянского. Забота о них легла на плечи Иоанны, жены Яниса. Потом этих евреев сменили другие, и на протяжении всей немецкой оккупации у Липке кто-нибудь прятался. Летом 1942 года Янис стал разрабатывать план по переправке евреев в нейтральную Швецию на яхте. План не удалось осуществить: после того как яхта была куплена и оборудована для тайной перевозки людей, один из еврейских друзей Яниса, Саша Перл, был схвачен полицией на ее борту. Перл знал адреса нескольких укрытий, и Янис опасался, что он может выдать их под пытками. (Нужно отметить, что Саша Перл, опытный яхтсмен, участник довоенных соревнований, мужественно не выдал никого и был расстрелян.) Но планы Липке были расстроены.
В начале 1943 года Янис познакомился с братьями Янисом и Фридрихом Розентальсами, которые согласились подготовить укрытия для евреев на своих сельскохозяйственных фермах в окрестностях Добеле. 10 марта 1943 года к Фридриху Розентальсу доставили трех первых еврейских беженцев – Смолянского, Либхена и Ульмана, спрятанных в грузовике Бриедиса. В октябре 1943 года к ним присоединились еще четверо: Залман и Исаак Дризины, Борис Брант и Симон Шейнигсон. Через некоторое время в окрестностях Добеле появилось еще одно укрытие – на хуторе Межамаки, принадлежавшем семье Миллер… Янису также удалось арендовать поблизости еще один хутор. Его официальными управляющими стали две женщины – рижанки Александра Нойм и Мария Келлер. Роль наемного рабочего исполнял Залман Дризин, чья внешность была вполне арийской. Эти трое вели легальный образ жизни, появлялись на людях, контактировали с соседями, в то время как в подполе у них пряталась группа евреев.
Янис организовал несколько убежищ и в самой Риге: одно находилось в гараже у Карлиса Янковскиса, другое – в квартире у Анны Поле. Последняя была арестована вместе со скрывавшимися у нее евреями, и все они были расстреляны. Еще четверо, Израиль Ютер, Бер Шнайдер, Абрам Гиршман и д-р Шмулян, погибли сразу после освобождения от рук латышских националистов: они были расстреляны недалеко от места их укрытия, на хуторе Межамаки».
К концу войны в Риге практически не осталось евреев. Но 44 человека из тех, кого спасал Янис Липке и его помощники, выжили.
После войны Янис Липке продолжал жить и работать в Риге. Его дочь Айна трагически погибла в 26 лет. Старший сын, насильно призванный в немецкую армию в конце войны, после Победы не вернулся домой. Судьба забросила его в Австралию, и родители практически не общались с ним.
28 июня 1966 года мемориальный комплекс «Яд ва-Шем» принял решение о присвоении Янису и Иоанне Липке звания Праведников мира.
Одновременно с вручением документов на Аллее праведников по традиции было посажено дерево – рядом с деревом в честь Оскара Шиндлера., В 1977 году Липке посетил Израиль, его приняли с большими почестями.
Янис Липке умер в Риге в 1987 году. Имя его не забыто. В 2005-м в Рижском театре русской драмы был поставлен спектакль «Один из вас», основанный на документах и воспоминаниях о Янисе Липке. 4 июля 2007 года, в День памяти жертв геноцида еврейского народа, на месте разрушенной Большой хоральной синагоги в Риге, на улице Гоголя, был открыт памятник Янису Липке и всем спасителям евреев.
Сейчас в Риге действует музей Яниса Липке. Его создала небольшая группа единомышленников. Музей строился на деньги пожертвований. Он расположен на участке, под которым в годы войны был бункер, где прятались евреи.
А еще память об этом человеке хранят в семье Бориса Смолянского, жителя Хайфы и сына того самого Хаима Смолянского, которого спас Янис. К сожалению, семью Хаима вывести из гетто не удалось: жена Соня с двумя маленькими детьми была расстреляна в 1941 году. После войны Хаим Смолянский соединил свою жизнь с двоюродной сестрой погибшей жены, в новой семье родился сын Борис. В 1970 году Борис пригласил спасителя отца на свою свадьбу в Риге, а через год Смолянские репатриировались в Израиль. Здесь в Хайфе у них выросли дочь и двое сыновей, а теперь подрастают внуки.
Жизнь продолжается – благодаря человеку, который не прошел мимо чужой беды…
Лина Городецкая, 28.07.2016
IzRus.co.il
Наверх
|
|