Читальный зал
Выступление Иосифа Зисельса на открытии публичного симпозиума симпозиума «Бабий Яр»
28.09.2016
От имени еврейской общины Украины поздравляю участников, гостей и организаторов публичного симпозиума «Бабий Яр».
Искренняя благодарность канадской благотворительной организации «Украинско-Еврейские встречи», совету директоров УЕС и исполнительной дирекции, в первую очередь, господину Джеймсу Тимерти. Вы провели огромную подготовительную работу, приложили много творческих сил, энергии и средств, чтобы сделать 75-ю годовщину начала массовых расстрелов евреев в Бабьем Яру событием, достойным ее исторического значения.
Я не киевлянин и не историк, Бабий Яр – это прежде всего трагедия киевских евреев, со временем ставшая символом Холокоста. Но всю свою долгую жизнь я живу в силовых полях родовой и национальной памяти.
Есть еврейский народ со своей исторической памятью и есть мир, народы, среди которых живут евреи, поэтому естественно, что взгляды на Холокост и, в частности, на трагедию Бабьего Яра в еврейском и внешнем мире могут существенно разниться прежде всего вследствие эмоциональной нагрузки родовой и национальной памяти.
Но национальная память других этносов также полна трагических страниц. И мы обречены на проблемы в понимании и примирении между народами пока лелеем только собственную память и не отдаем дань уважения другим.
Комплексы виктимности народов – важная составляющая их идентичности. Народы, веками живущие рядом в Украине, – украинский, польский, еврейский, белорусский, другие, находясь в условиях авторитарных и тоталитарных империй, пережив мировые войны, геноциды, Голодомор и Холокост, массовые репрессии, сформировали комплексы народов-жертв.
С одной стороны, национальная память о трагедии народа – важная составляющая национальной идентичности. Мы прослеживаем это последние 15 лет на примере формирования истории Украинского Голодомора. Это положительный момент.
Но, с другой стороны, комплекс виктимности, по моему убеждению, существенно ограничивает возможности народов к развитию. Если мы – народ-жертва, то не воспринимаем ни одной претензии к себе, мы никому ничего не должны, но все остальные – должны нам.
Так и стоят народы-жертвы десятилетиями друг против друга, держа списки обвинений. Такой путь к примирению между народами, к пониманию между ними не может быть перспективным. Последние примеры из истории украинского-польских отношений, к сожалению, наглядная иллюстрация к этому тезису.
Мы первыми в 1997 году предложили нашим учителям истории выйти из «Уроков Холокоста» за пределы еврейских школ в средние школы Украины. А сейчас эта программа реализуется во многих странах бывшего СССР, включая Кавказ и Среднюю Азию. Это «экспортная» составляющая украинской духовной жизни.
Важно также, что эта программа называется «Толерантность – уроки Холокоста», поскольку она излагается в зависимости от страны обучения одновременно с историей трагических страниц других народов – Голодомором, депортацией крымских татар, Геноцидом армян.
Если бы человечество во время армянского геноцида 1915 года задумалось над этой трагедией армянского народа и выработало бы механизм противостояния, то, вероятно, не произошли бы ни Голодомор, ни Холокост.
Через сострадание, эмпатию, народы приходят к примирению и согласию.
Мы видим молодых историков Украины, которые, слава Б-гу, росли и воспитывались без комсомола и партии. Именно они, я уверен, способны изучить, сформировать и преподавать детям суверенную украинскую историю, без субъективных влияний с Востока и Запада.
В еврейской общине Украины, в частности, Киева, мы не имеем единого взгляда на трагедию Бабьего Яра и все, что происходило в нем и вокруг него, но мы также не имеем общего взгляда и на другие проблемы, связанные с антисемитизмом, реституцией и сохранением культурного наследия. Чему удивляться, мы – меньшинство, живущее в народе, различные части которого также не могут прийти к согласию по важным вопросам современности и общего будущего.
Не может быть благополучной общины в неблагополучной стране.
Теперь, когда за 75 лет мы продвинулись в изучении списков преступников и жертв Холокоста, обязаны обратить внимание и на равнодушных свидетелей, чье молчание вдохновляло преступников.
Деморализация народов, переживших ужасы империй, репрессий и геноцидов, заставляет большинство просто выживать при любых обстоятельствах, не акцентируя внимания на вопросах совести, то есть – своего божественного происхождения.
Но среди этой глобальной деморализации мы видим многочисленные примеры героизма «Праведников народов мира», в которых совесть оказалась сильнее страха возможного уничтожения вместе со своими семьями.
Когда-то Александр Пушкин сформировал страшный приговор человечеству: «В наш гнусный век ... На всех стихиях человек – тиран, предатель или узник».
Равнодушие к преступлениям против человечества – это предательство своей совести, своего служения Б-гу.
Теперь, когда на Востоке Украины идет война против нашего народа, мы должны хорошо постичь уроки памяти, уроки Холокоста. Мы не можем позволить себе быть равнодушными к преступлениям, которые совершаются на оккупированных территориях, мы не должны предать ни себя, ни тех, кто погибает там и на фронте.
Ни одна революция не может быстро достичь важных для общества результатов, их можно достичь только эволюционным путем. Это касается и исторических исследований, и культуры памяти, и примирения между народами.
Культура памяти – это важная часть идентичности народов, идентичности европейской цивилизации. Европейская культура памяти за последние 40–50 лет прошла долгий и сложный путь к признанию Холокоста универсальной трагедией, трагедией не только европейских евреев, но и всей Европы.
Я уверен, что сегодня о Холокосте и Бабьем Яре в Украине знают больше и лучше, чем 25 лет назад, в начале украинской независимости. И это несмотря на то, что свидетелей становится все меньше и меньше. Мы находимся только в начале долгого пути к общечеловеческой системе ценностей, но направление выбрано верно нашими Майданами, нашим обществом.
Это благодаря и вашей работе, работе ученых, педагогов, воспитателей.
И эта эволюция памяти о Холокосте и Бабьем Яре является одним из основных факторов гуманитарного аспекта нашего европейского будущего.
Еврейская община Украины благодарна вам за это.
Наверх
|