Читальный зал
Моше Краус. О забытом героизме еврейского «Шиндлера»
28.08.2017 25 августа 2015 года в Иерусалиме произошло важное событие. В районе Писгат Зеев появилась улица Моше Крауса. Эта улица стала единственным официальным напоминанием о человеке, спасшем от гибели тысячи евреев Венгрии. Да, он был еврей, и конечно, ему не полагалось звание Праведника народов Мира. Но ему и не полагалось полное забвение, которым было покрыто имя Моше Крауса в течение десятилетий.
Лишь по одной причине, его деятельность была не угодна левой политической верхушке нашей страны тех лет. И из песни слов не выкинешь…
Кто же он, Моше Краус?
Сорок тысяч человек остались в живых, благодаря его инициативе, уму, ежедневному риску. А сам Моше Краус в 1986 году умер в безвестности в израильской столице. Чтобы иметь возможность сводить концы с концами он работал в одном из приютов для подростков. Женат был Моше на женщине, чудом уцелевшей в Катастрофе, детей у них не было.
Но вернемся в Венгрию 1944 года. Слава Богу, что возвращаемся мы туда только в мыслях. В 1944 году началась депортация венгерских евреев в лагерь смерти Аушвиц. Всего за год до Победы… тысячи обреченных не смогли ее дождаться. Но тысячи были спасены.
Моше Краус, венгерский сионист, член партии «Мизрахи», занимавший видное место в политических кругах страны, смог обратиться к заместителю швейцарского консула в Будапеште Карлу Лютцу. Карл в этот период также представлял в Венгрии интересы Великобритании. Моше попросил его заполнить бланки документов на эмиграцию в Палестину, которые хранились у Карла с довоенного периода. Эти документы позволяли их обладателям считаться подданными Швейцарии и находиться под ее защитой. Лютц пошел навстречу Краусу. Так началась операция по спасению евреев Венгрии.
Можно только представить ту радость, ту Синюю Птицу, в руках счастливчиков, получивших этот документ спасения. Всем, увы, помочь было невозможно. Машина уничтожения работала исправно. В мае 1944 года, например, в Аушвиц были отправлены все евреи Трансильвании, этот чудесный уголок Европы, нынче часть Румынии, до войны принадлежал Венгрии, и такой расклад стал роковым для более ста тридцати тысяч евреев Северной Трансильвании, депортированных в Аушвиц с 16 мая по 27 июня 1944 г.
А в Будапеште шла борьба за каждого, кого можно было спасти… Сперва документы выдавали в «Стеклянном доме». Так назывался завод по производству стекла. Со временем, «Стеклянный дом» стал приютом для нескольких тысяч евреев, которые скрывались там.
Затем возникли филиалы «Стеклянного дома» в разных местах страны, в венгерских доброжелательно настроенных семьях по просьбе Крауса прятали евреев. А молодые сионисты, которых возглавлял Моше Краус, печатали фальшивые щвейцарские паспорта и раздавали их евреям везде, где могли. Ведь это была ниточка к спасению!
Молодые евреи с подходящей внешностью переодевались в военные и полицейские мундиры, в таком виде они выдавали евреям документы прямо на улицах, сопровождали группы евреев с нужными документами и охраняли убежища, организованные Лунцем и другими дипломатами. Более того, удалось с помощью этих документов спасти людей, уже отправленных в концлагеря.
Практически, в последнюю минуту удавалось спасти многих от неминуемой гибели и вернуть венгерских евреев в Будапешт. Подпольная организация действовала с огромным риском для жизни. Рисковал сам Краус и все, кто помогал ему.
Ему повезло выжить и спасти тысячи.
Что же было дальше…. Завершилась война. Моше Краус при первой возможности отправился в Эрец Исраэль.
А затем наступило время, когда нужно было держать ответ за свои поступки,правые и неправые. В Израиле Краус открыто выступил против Рудольфа Кастнера, представлявшего в Венгрии в годы войны Еврейское Агентство.
О Рудольфе Исраэле Кастнере, одном из руководителей венгерского Комитета помощи и спасения евреейского населения, написано не мало. Он вел переговоры с нацистами о выкупе евреев. И смог отправить в нейтральную Швейцарию поезд с 1686 венгерскими евреями, заплатив крупную денежную сумму.
Оценка деятельности Кастнера остается спорной до сегодняшнего дня. Мнения по этому поводу совершенно противоположны. Согласно одной точке зрения, Кастнер являлся предателем, скрывшим информацию о планируемом уничтожении сотен тысяч венгерских евреев, чтобы спасти малую группу. Другие считают его спасителем.
В апреле 1944 года в руки Кастнера попал доклад двух заключенных, сумевших сбежать из Аушвица . Этот доклад с информацией о приготовлениях к массовому убийству венгерских евреев был послан в надежде, что Кастнер и лидеры еврейского сообщества будут предупреждены о планируемом уничтожении евреев. Но Кастнер предпочел не разгласить содержание доклада. Защитники Кастнера утверждают, что он был незначительной фигурой и его предупреждение не привлекло бы внимания.
Во время суда над Эйхманом в 1960 году военный преступник утверждал, что Кастнер предложил ему удержать венгерских евреев от сопротивления в обмен на беспрепятственный выезд нескольких тысяч человек.
Но самого Кастнера в то время уже не было в живых. 3 марта 1957 года он был тяжело ранен и через несколько дней умер в больнице. По одной из версий, убийство было совершено из мести. По другой — Кастнер был убит израильскими спецслужбами.
Израильтянам я очень рекомендую посмотреть спектакль «Анда», поставленный в театре «Бейт Лисин». Великолепный, сильный спектакль, рассказывающий о ситуации в стране в дни «дела Кастнера».
Что касается Моше Крауса… Его свидетельства против Кастнера оказались неугодными правящей верхушке из рабочей партии «Мапай» (в будущем ставшей партией Авода) и перед Моше Краусом, представлявшим партию «Мизрахи», (в будущем, партия «Мафдаль»), закрылись двери, были перекрыты все возможности найти достойную работу.
Прожив в безвестности, и умер этот человек в безвестности. Швейцарский дипломат Карл Лутц, получивший звание Праведника народов Мира, неоднократно вспоминал о подвиге Крауса, говорил об этом и во время награждения в Иерусалиме. Но безуспешно.
Кстати, в 1963 году именем Лутца названа улица в Хайфе (Charles Lutz street), расположенная в северной части города, недалеко от моря.
В 1993 году в комиссию по наименованию улиц поступило предложение назвать улицу в Тель-Авиве именем Исраэля Кастнера, которое было опротестовано. Спустя годы в городе без перерыва появилась улица Шмуэля Тамира, юриста и политического деятеля, принявшего активное участие в обвинении Кастнера, и в связи с этим громкий голос возмущения подала Мейрав Михаэли, внучка Кастнера, небезызвестная журналист и член кнессета от партии «Сионистский лагерь», плавно появившейся после слияния партий «Авода» и «Ха-Тнуа».
В Хайфе решили вопрос по своему, и в 2015 году появился городской сад памяти Кастнера и спасенных им людей.
И наконец! В нашей столице появилась улица Моше Крауса. Может быть, хоть частично, так был компенсирован тот потрясающий склероз, случившийся со всеми официальными лицами, которые могли бы вспомнить о героизме этого человека раньше. Но им не вспоминалось….
Спохватились лишь в 2015 году. Юридический форум в защиту Израиля обратился в иерусалимскую мэрию с просьбой увековечить имя этого человека, спасшего наибольшее количество евреев за всю историю Катастрофы европейского еврейства.
В церемонии награждения участвовал бывший командующий ВВС Израиля Элиэзер Шкеди, отец которого был спасен Моше Краусом.
Теперь может быть, и в школьных учебниках по истории появится упоминание о Моше Краусе. Надо бы восстановить справедливость. Он не побоялся нацистской машины уничтожения, ежедневно рисковал. А перед политическими интригами в Израиле спасовал, предпочел уйти в тень. Наверное, не было сил бороться за свое имя.
А может быть, Моше Краус и не искал громкого имени. Не ради славы ведь спас он сорок тысяч еврейских судеб. А ради Жизни….
Но нам все-таки надо о нем знать!
Светлая Память!
Лина Городецкая
linagor.wordpress.com
Наверх
|