Читальный зал
Фото с сайта DJC.com.ua
|
Давайте помолимся за тех, кто сберег это сокровище для нас
26.02.2018 Фонд иудаики Института рукописи Национальной библиотеки Украины имени В. И. Вернадского сообщил о том, что в 2018 году ожидается издание завершающих дисков из серии «Историческая коллекция еврейского музыкального фольклора», создание которой было начато в 1912 году, в ходе Первой еврейской этнографической экспедиции под руководством Семена Ан-ского. Сейчас уже издано девять томов этого уникального и бесценного архива, чудом уцелевшего, сбереженного, восстановленного и теперь доступного широкой публике.
Как удалось сохранить в Институте рукописи НБУВ коллекцию из 1017 восковых фоноцилиндров (валики Эдисона) и более 5000 единиц нотных и текстовых расшифровок к ним, что является одной из самых больших и репрезентативных коллекций еврейского музыкального фольклора восточной Европы в мире – это сюжет даже не для фильма, а для целого сериала в несколько сезонов. Все началось 106 лет назад, когда в 1912 году Семен Ан-ский (Шлоймэ-Занвл (Соломон) Раппопорт – великий ученый, писатель, террорист и революционер, чья жизнь также заслуживает сериала) убедил еврейское сообщество в необходимости начать собирать этнографический материал и взял с собой в экспедицию «музыкальных людей», чтобы не просто фиксировать на бумаге, но и записывать на фонограф песни, фольклор и молитвы.
До Великой войны успели провести две с половиной экспедиции, затем записи делались уже не планомерно, а спорадически от случая к случаю, и за то, что это происходило, мы должны сказать «спасибо» многим подвижникам и, прежде всего, Моисею Береговскому, который с 1920 по сороковые годы делал изредка записи на такой же примитивный портативный фонограф и пытался спасти эти уникальные валики.
Коллекции не раз грозило уничтожение – то Советская власть ополчалась на нее за «буржуазность», то за религиозность, то даже не прикрывала своего принципиального антисемитизма, коллекция переезжала из Петербурга в Москву, ее удалось сберечь во время Второй мировой, а после ее окончания, чтобы уберечь драгоценные записи от гибели в антисемитской кампании «борьбы с космополитизмом», ее переправили в Киев и укрыли в библиотеке. Последние еврейские структуры – «Кабинет еврейской культуры» – были разгромлены, все еврейское было объявлено враждебным, а коллекция лежала, ежегодно подвергаясь угрозе списания и уничтожения, но годы шли, и что-то таинственное ее оберегало, и она дождалась гибели СССР и обретения Украиной Свободы.
Уже в 1991 году был поставлен вопрос – можно ли как-то перенести звук с валиков на иные носители, ведь записи сделаны, но их невозможно даже прослушать. Специалисты ответили – на данном этапе развития технологии это в Украине невозможно. Когда Леонид Кучма в статусе Президента Украины собирался в первую поездку в Израиль, вновь возник вопрос – можно ли оцифровать валики, пусть не в Украине, дабы Президент мог сделать шикарный подарок во время своего визита. Специалисты ответили – есть лаборатория в Вене, но при воспроизведении звука сами валики будут повреждены, то есть звук какой-то получить будет можно, но повторить это уже никогда не удастся, и тогда библиотека отказала Президенту – будем хранить валики, пока приемлемое решение в ходе научно-технического прогресса не будет найдено. И тогда Институт проблем регистрации информации НАН Украины взялся за создание уникальной (не только по тем временам, но и по сей день!) установки, которая позволяет получить оптическую копию валика бесконтактным методом, не повреждая его, и позволяя не только оцифровать, но и получить абсолютно идентичные копии оригинала на любом материале, например на титане. Это был прорыв но, к сожалению, многие валики оказались повреждены настолько, что даже лагидный луч лазера не мог извлечь из них информацию. Правда большинство валиков постепенно, год за годом, было оцифровано, каждый трек был с научной доскональностью атрибутирован, и началось издание уникальной серии «Историческая коллекция еврейского музыкального фольклора». Первый диск из этой серии был еще Audio-CD, все последующие – уже мультимедийные, с нотами, текстами и сопроводительной информацией. Совсем недавно вышли тома 7-8, по материалам экспедиций Моисея Береговского в еврейские сельскохозяйственные колонии Южной Украины (1936–-1939), и том 9, в котором издано содержание 67 фоноцилиндров с песнями, речитативами и молитвами евреев в Палестине, которые сделал в 1913 году Исаак Лурье, выпускник Курсов востоковедения, хранитель Музея еврейского историко-этнографического общества в Санкт-Петербурге, основатель и директор Туземно-еврейского музея в Самарканде.
Ирина Сергеева, заведующая Фондом иудаики Института рукописи Национальной библиотеки Украины имени В. И. Вернадского, представила коллекцию в Днепре и рассказала нашему сайту [сайту Днепровской еврейской общины], что в этом году, с Б-жьей помощью, проект будет завершен, и будут изданы еще два диска, и таким образом мир сможет услышать уникальный аутентичный материал, имеющий огромную как историческую, так и культурную ценность.
Все диски выложены в свободном доступе на сайте Института проблем регистрации информации НАН Украины, и познакомиться с ними может каждый, и слушая голоса, которым более ста лет (например, там есть запись голоса Шолом-Алейхема), давайте помолимся за тех, кто сберег это для нас, кто спасал и хранил, кто отстоял, кто придумал способ услышать и оцифровывал, часами, а на самом деле неделями и месяцами очищал запись, готовил к публикации, дабы явить эту сокровищницу миру.
Послушайте – вот тут есть полная коллекция.
Олег Ростовцев
djc.com.ua
Наверх
|
|