Читальный зал
Фрагмент картины Дэйвида Робертса «Израильтяне уходят из Египта» (1828)
|
2500 лет катастроф и еврейских войн
13.03.2018 Английский историк Саймон Шама рисует захватывающую картину истории евреев на протяжении 2500 лет, анализирует источники случившихся с ними катастроф, и показывает, что угроза внутреннего раскола похожа на наследственную болезнь. Его книга «История евреев» содержит множество уроков, имеющих отношение к современному Израилю.
Я всегда любил историю, и в школе взахлеб читал все связанное с ней. Мой любимый учитель средней школы Дэвид-Берни Бернштейн однажды процитировал пословицу, которую я запомнил на всю жизнь: «Чем больше вещи меняются, тем больше они остаются прежними». Я часто спорил с ним. Я объяснил ему, что мир меняется головокружительно. И все же сложные политические ситуации, с которыми я сталкивался на протяжении многих лет, убедили меня, что слова моего учителя верны. И когда я прочитал книгу «История евреев» Саймона Шамы, я, наконец, сдался и признался, что «мой учитель победил».
Автору трилогии удалось охватить 2500 лет истории маленького уникального народа, который ненавидели и которым восхищались. Народа мудрого, сложного и преследуемого, народа, ставшего одержимостью человечества. Дочитывая первый том, я задавался вопросом: «Если он заканчивается изгнанием евреев Испании, что осталось написать в следующих томах?» В конце концов, как меня учил Берни, чем больше вещи меняются, тем больше они остаются прежними. Второй том, который рассматривает историю евреев с конца XV века до конца XIX века, уже появился на английском языке в прошлом году, а последний том будет посвящен 20-му веку.
Книга отличается напряженностью между основами еврейской веры и основами еврейской идентичности. Согласно Шаме, еврейский народ сформировался между Нилом в Египте и Евфратом в Вавилоне. Автор оставляет читателям самим решать, являются ли истории, описанные в Танахе, полной правдой, частичной или нет.
Когда я прочитал книгу, я поговорил со своими детьми, пытаясь узнать, что рассказывают о евреях в израильской школе. В целом можно сказать, что больше всего говорят про Катастрофу. 2500 лет истории, которую Шама описывает в своей книге, в значительной степени остались «черной дырой» в нашей коллективной памяти. Одного этого достаточно, чтобы добавить эту книгу в список школьной литературы для учащихся старших классов. Это нужно для того, чтобы они узнали, как широка и многогранна история еврейского народа – от реки Нил до еврейского царства Химьяр на Аравийском полуострове; от хазарского каганата до восточных торговых путей; от испанской поэзии и философии до борьбы ашкеназских женщин; от вавилонского до иерусалимского Талмуда. Не говоря уже о создании богатейшего еврейского литературного наследия и об историях героев еврейского народа от Моисея до Эзры и Нехемии, Рамбама и Рамбана, Матитьягу и его сыновей.
Чтобы прояснить мое утверждение про актуальность книги Шамы, приведу следующую цитату: «И они сражались с евреями в башне. И было много убитых – некоторые из евреев покончили с собой, некоторые сами выбросились из башни, иные вышли на улицы и совершили там освящение Имени (самоубийство с целью остаться евреями и не менять веру в случае принуждения к принятию христианства – Л.К.), остальные обратились, ибо нет сегодня в городе человека по имени Исраэль», – пишет Шама.
Нет, речь идет не о погромах в Кишиневе или Фархаде в Ираке, или о восстаниях в Польше во время Катастрофы; это – описание жестокой резни евреев Барселоны в 1410 году, согласно показаниям главного раввина Хасдая Бен-Авраама Крескаса. Сегодня Барселона является самым любимым городом израильтян, которые приезжают туда, чтобы насладиться прекрасными особняками, некоторые из которых украшены разграбленными еврейскими надгробиями. Это место, которое привлекает массу туристов – фактически, древнее еврейское кладбище. Это один из примеров того, что сегодня, к сожалению, многие катастрофы в истории еврейского народа преданы забвению.
Действительно, наряду с описанием развития еврейского народа, где бы он ни находился, кажется, что история неизбежно переходит от одной катастрофы к другой. Она начинается с указов греков и римлян, проходит через крестовые походы и продолжается до еврейских погромов в Англии, Франции, Испании, на Аравийском полуострове и в северной Африке.
Шама анализирует самые ранние источники ненависти к еврейскому народу среди христиан и мусульман, объясняя процессы формирования двух монотеистических религий, как сект, отколовшихся от иудаизма; последствия – возникшие комплексы, превратившиеся в ненависть к евреям. Описание побивания камнями, сожжения, убийства, удушения и разрушения, по существу, идентичны, несмотря на разные места и эпохи. Шама задает риторический вопрос: «Как Бог допускал такое по отношению к своему народу?»
Одна из самых интересных глав книги посвящена еврейским женщинам и их жизни с древних времен. В дни, когда раввины в Израиле позволяют себе осуждать назначение женщины командиром ЦАХАЛа, этот предмет кажется более актуальным, чем когда-либо. Шама описывает развитие Мишны, Талмуда и синагог, и рассказывает о реальном времени, когда мужчины и женщины сидели в синагогах вместе, без какого-либо разделения между собой, например, в период Мишны. Шама также рассказывает про ашкеназских женщин, особенно в Германии и в Англии 1000 лет назад, которые вели коммерческую и благотворительную деятельность, сталкиваясь с огромными трудностями.
В конце чтения я, наконец, решил, что мой учитель истории прав в своих воззрениях. Я имею в виду не кровавые наветы и преступления на почве ненависти или проявления антисемитизма, а скорее болезнь, вирус, который время от времени поражает нас, будучи наследственным. Независимо от того, имеет он свою страну или нет, еврейский народ заражен вирусом самоненависти и внутренней розни. Дело это началось не в варшавском гетто и даже не в период Маймонида.
Это началось сотни лет назад, как выясняется из описания уродливой политики после иродианского периода. Много было сказано о том, что Иерусалим был разрушен из-за ненависти евреев друг к другу. Корни этой ненависти ведут к фанатизму, который и привел к разрушению Храма в древние времена, и к тем, кто сегодня подрывает государственность. Сегодня многие из нас не желают идти ни на малейший компромисс, ставя под угрозу национальное здравомыслие.
На этой стадии истории Шама не делает выводов о путях и процессах, которые привели к потере еврейского суверенитета дважды, каждый раз – через 75 лет. Теперь, когда мы входим в наш 70-й год независимости, хорошо, что мы снова размышляем над вопросом, почему исторический Иерусалим был разрушен. Когда мы сталкиваемся с западней в виде общего еврейско-арабского государства, с ощутимой опасностью стирания уникальности единственного национального государства еврейского народа, история является более своевременной, чем когда-либо.
Я надеюсь, когда будет опубликован третий том трилогии Шамы, это приведет к устранению той угрозы, с которой сталкивается наш народ, а также параллельной угрозы, проистекающей из ненависти евреев друг к другу.
Очередная глава в истории нашей страны может стать ожесточенной конфронтацией, которая развернулась в полную силу вокруг Западной стены, вопроса о гиюре и проблемы ассимиляции. История евреев должна иметь счастливый конец. Это в наших руках.
Ицхак Герцог, «ХаАрец»
detaly.co.il
Наверх
|
|