Читальный зал
Александр Ройтбурд. Фото Макса Левина
|
Александр Ройтбурд как зеркало одесского провинциализма
16.03.2018 Одесса – самодостаточный город. У него свои измерения. И, в общем, одесситы привыкли к тому, что они «высшая раса», что им никто не указ. Как в старом анекдоте об Обаме или о де Голле, о ком угодно, кому не могли пошить костюм нигде, потому что не хватало материала, а в Одессе Рабинович пошил. Обама говорит: «Мне никто не мог сшить, все говорили, что у меня такая крупная фигура». «А, – отвечает Рабинович, – это там, у себя, вы крупная фигура, а в Одессе вы никто. Жилетку закажете, да?»
Эта история, конечно, с одной стороны, полезна для города. Но с другой – очень вредна. Потому что город очень слабо интегрируется в общегосударственную жизнь, в культурную жизнь. То есть у нас есть свои фестивали. Всем, казалось бы, интересные, но не очень. Но лауреатов бывает до 40 человек, литературных. Мы можем себе представить, что это такое. Похожая ситуация в области живописи. Писать или рисовать можно плохо, но продукция должна быть традиционной, она – и автор – должны держаться в пределах так называемого «одесского мифа».
Александр Ройтбурд, конечно, далеко выходит за эти пределы. Он – художник, известный и знаменитый далеко за пределами Одессы. Перечислять его выставки, публикации – большой труд, и в коротком эссе неуместный.
Закон провинциализма такой: если ты чего-то достиг за пределами Одессы – и живи за пределами Одессы и издалека пиши о том, что лучшего города, чем Одесса, нет. В Одессу возвращайся один раз в году, а лучше – один раз в жизни. И мы будем любить тебя и гордиться тобой, но на расстоянии. Не дай тебе Бог вернуться в Одессу. Ты будешь «чужой». А у нас здесь – свое. Какое? А такое, как сегодня говорит молодежь.
Сначала Ройтбурд вел себя достойно. Он уехал в НЙ-сити, имел там выставки, хорошую прессу. Затем вернулся в Киев. Имел репутацию одного из лучших художников Украины, если не лучшего.
Он поражал и поражает не только качеством, но и количеством своих картин, тематика которых разнообразна, но собственный почерк художника знаток живописи узнает сразу. Да, Ройтбурд – художник современный и в определенном смысле провокационный. Вот и рисовал бы себе в Киеве. А еще лучше – в НЙ, а еще лучше, если бы бросил это дело. Нам он ни к чему.
Но Ройтбурд сделал нечто совершенно отвратительное, то, что «настоящий одессит» не может вынести. Он вернулся в родной город! Нет, не с раскаянием, как «блудный сын», а с чувством достоинства и в определенном смысле – превосходства. Он вернулся, чтобы занять место в культурной жизни Одессы, и, откровенно говоря, не последнее. Такое, которое он заслуживает. Ему много раз пытались доказать, что в нашем болоте его место «у параши». А он – представьте себе какой негодяй – не понимал. О нем писали постыдные «фельетоны». Не понимал! Отказывали в экспозиции. Не понимал. Обиделся и сказал, что ни в каких одесских акциях не будет принимать участия, и даже жить стал преимущественно в Киеве.
«Не хочешь – не надо!» – сказала «настоящая Одесса» и решила, что о художнике можно забыть. Но он не успокоился! Сделал выставку с друзьями «Салон отверженных». А потом натворил такое! Такое! Подался на конкурс на должность директора Одесского художественного музея. И – о, наглость! – выиграл этот конкурс. Это было для «настоящих одесситов» слишком. Мы стали свидетелями самой грязной кампании в Одессе последних лет. С бранью, с откровенной клеветой, с искажением фактов, с использованием скандальных личностей, которые известны почти всем в культурных кругах города. Я не хочу останавливаться на мелочах в этом дерьме. Достойным ответом мастера стала серия картин на «одесскую тематику». Надеюсь, что выставка этих блестящих ироничных произведений состоится в Одессе в скором времени.
14 марта сессия областного совета поставит окончательную точку в этом деле. Окончательную на этом этапе. Но ... Одесса остается Одессой. Я не уверен, что, даже вступив в должность директора музея, Александр будет спокойно работать. Потому что борьба с Ройтбурдом – она обслуживает потребности «Опоблока», «ваты» разной степени загрязненности, и – прежде всего – одесского нарциссизма и провинциализма, которые сейчас являются фундаментом нашей «местной» идеологии.
Тех, кто пытается не допустить Александра к должности, которую он честно выиграл на конкурсе, можно понять. Потому у Александра Ройтбурда есть многое за пределами нашего города. У них же нигде больше ничего нет. Отступать им некуда. Только в небытие.
Борис Херсонский
Перевод редакции сайта
opinion.biz.ua
Наверх
|
|