Научили евреев убивать
рус   |   eng
Найти
Вход   Регистрация
Помощь |  RSS |  Подписка
Новости региона
Читальный зал
    Мировые новости Наша деятельность Комментарии и анализ
      Мониторинг ксенофобии Контакты
        Наиболее важные новости

          Читальный зал

          Научили евреев убивать

          «Собибор». Кадр из фильма

          Научили евреев убивать

          04.05.2018

          В основе – история единственно успешного восстания 1943 года в одном из самых лютых лагерей смерти – Собибор на территории Польши.

          Инициатор побега – советский офицер еврейского происхождения Александр Печерский. Лейтенанту Печерскому, попавшему в плен и оказавшемуся в лагере смерти, за три недели удалось спланировать интернациональное восстание заключенных из стран Западной Европы и Польши. Узники уничтожили подавляющую часть офицерского состава и под пулеметными дождем с вышек прорывались по минам через охранные заграждения.

          У Собибора своя история, тесно связанная с политикой. Не случайно об этом концлагере в ХХ веке говорили так мало.

          В СССР подвиг повстанцев замалчивался как моноэтнический. На еврея, поднявшего евреев на восстание Печерского родина смотрела искоса.

          После штрафбата его на Нюрнбергский процесс не выпустили. Из партии исключили. Жил в нищей коммуналке. Наград при жизни не получил.

          О беспримерном подвиге Печерского и его сподвижников мало говорили на Западе в годы холодной войны – все-таки совершил его советский офицер.

          История Собибора замалчивалась в Польше. Тем, кто выжил после побега пришлось разделиться на группы: большинство ушедших с Печерским в Белоруссию (в основном, советские военнопленные), спаслись. Большинство оставшихся в Польше – погибли. Местные поляки выдавали их немцам. Почти 90 полуживых узников. В прошлом году польские власти заявили, что возражают против участия Москвы в восстановлении мемориального комплекса на территории бывшего лагеря смерти.

          Предпочитают не вспоминать о Печерском и его солагерниках и в Украине. Охранниками («травниками») в лагере были в основном украинские коллаборационисты, которые зверствовали на равных с немцами. (Многочисленную группу персонала лагеря составляли охранники, набранные и обученные в концентрационном лагере для военнопленных «Травники», из которых после специальной подготовки формировались подразделения во главе с фольксдойче. Они подчиняясь СС командованию региона и отправлялись в разные места как охранные или карательные подразделения. Эти группы бывших военных, преимущественно из пленных военнослужащих Красной Армии, отправлялись, как правило, на охрану. Из 5000–7000 тысяч «выпускников» «Травника» около 300–500 стали охранниками концлагерей. «Травники», будучи выходцами из СССР, были разных национальностей – русские, украинцы, поляки, кавказцы, латыши, чехи, немцы, поляки и др. Но вследствие определенных субъективных факторов (пребывание в лагере, окруженном украинскими селами, выходцев из Советской Украины, взятых в плен на территории Украины, послевоенные украино-польские и украинско-советские политические конфликты) это повлияло на спекулятивное приписывание «травникам» этнически украинской принадлежности. – ред. сайта).

          А зверствовали в этом лагере изощренно. У каждого из 17 офицеров был свой почерк. Кто-то не выпускал из руки плети, кто-то предпочитал обливать головы еще живых заключенных хлором, кто-то разминался топором. Первый фильм о «лагере смерти» сняли в США в 1987. Роль Александра Печерского исполнил Рутгер Хауэр.

          Собибор – отлаженная фабрика массового убийства людей. Круговорот смерти в нечеловеческой природе лагерной нежизни. И в фильме Хабенского сам лагерь – главный герой картины.

          Под звуки маленького еврейского оркестра на станцию прибывает поезд. «Добро пожаловать в Собибор!» – разрывается громкоговоритель. Прибывших: пестро одетую публику сортируют по группам. Чемоданы, надписанные мелом – отдельно. Для немцев порядок – превыше всего, усмехаются некоторые из недогадливых пассажиров. Порядок и гигиена. Не вызвавшихся в рабочие бригады (столяры, токари, лесорубы, зубные врачи, ювелиры, портные, сапожники!) отправляют в душ.

          В комфортных «душевых» от газа в предсмертных муках извиваются тела. Добро пожаловать в «Собибор!»

          В специальное окошко на результат газовой атаки смотрит офицер: орднунг. Машина убийства работает безотказно. И вот уже в руках ювелира кольцо, когда-то сделанное им для красавицы жены. Как тут не сойти с ума. За полтора года в лагере было убито более 250 тысяч евреев. Поезда прибывали практически ежедневно. По расписанию.

          В фильме Хабенского ценно усилие сохранить (восстановить) правду истории. Показать, как непросто складывались отношения между Печерским (его и несколько других советских военнопленных перевели из минского лагеря) и лагерным подпольем.

          Как трудно ему было убедить смельчаков бежать не отдельной группой – всем лагерем (из 550 заключённых лишь 130 не приняли участие в восстании, их потом уничтожили).

          Как шла подготовка к операции. Как заманивали ненавистных офицеров-садистов, любителей шикарных вещиц – в мастерские: примерить кожаный плащ, сапоги, полюбоваться шанелевским кошельком… Как жестоко расправлялись с любителями прекрасного.

          Сложно говорить об этой работе. С одной стороны, уважение и благодарность вызывает желание рассказать о малоизвестной странице истории. Столь подробно и ответственно попытаться воспроизвести и атмосферу лагеря, и саму чудовищную механику «окончательного решения еврейского вопроса». Невыносимость бытия «работников убийства», истеричность и «веселые» зверства офицеров – как повседневность, когда плетка – избавление от пули или «душевой» (кстати тема изуверств украинских «травников» в фильме деликатно замалчивается).

          Интересно следить за подготовкой восстания, его осуществлением («Научили евреев убивать!») Есть отличные сцены. Даже финальные титры не приукрашивают историю (обычная практика для новейшего псевдоисторического российского кино, вроде «Танков», которые еще идут на экранах), сообщают правдивую информацию о побеге. О судьбах бежавших (Около 80 человек погибли во время прорыва. На свободе оказалось более 300 узников, гитлеровцам удалось обнаружить и уничтожить около 170 человек). О преданных поляками. О послевоенной драме Печерского.

          «Собибор» должен был снимать режиссер Андрей Малюков, но что-то там не заладилось. И продюсеры предложили сесть в режиссерское кресло исполнителю главной роли Хабенскому. Режиссерский дебют известнейшего актера – не новость.

          Чего не хватает этому честному кино? Профессии. Сам Хабенский играет Печерского убедительно. Играет едва сдерживаемую раскаленную добела ярость. Но опыта работы с другими актерами ему заметно недостает. Особенно провисают в картине женские характеры, превращенные в бесплотные функции. Есть сценарные проблемы, особенно ощутимые в диалогах (сценарий Адабашьяна, видимо, в процессе работы сильно «дорабатывался»).

          Временами мешает патетика. Герой Хабенского – стоик. С самого начала, он – единственный храбро смотрит в глаза коменданту лагеря. Самоубийственно бросает в лицо врагу: «Так жить не хочу!» И покорным евреям адресует жесткое, но справедливое: «Вы достойны своей участи». Скорей всего, так и было. Но «правда не всегда искусство, а искусство не всегда правда», –  говорил Ренар. Здесь важны точки соприкосновения.

          В увеличительном стекле экрана – любое несовершенство: неудачный монтаж, актерский пережим, потеря ритма, пафос, отсутствие режиссерского стиля – препятствуют эмоциональному посланию. Отвлекают от сопереживания.

          Лариса Малюкова, обозреватель «Новой»


           

           

          novayagazeta.ru

          Наверх

           
          ЕК: Всплеск антисемитизма напоминает самые мрачные времена
          05.11.2023, Антисемитизм
          Президент Герцог призвал людей всего мира зажечь свечу в память об убитых и павших
          05.11.2023, Израиль
          Израиль объявил Северный Кавказ зоной максимальной угрозы и призвал граждан немедленно покинуть регион.
          01.11.2023, Мир и Израиль
          Генассамблея ООН призвала Израиль к прекращению огня в Газе - результаты голосования
          29.10.2023, Международные организации
          Опубликованы уточненные данные по иностранным гражданам, убитым или пропавшим без вести в результате атаки ХАМАСа
          18.10.2023, Израиль
          Исторический визит Байдена в Израиль
          18.10.2023, Мир и Израиль
          Посол Украины в Израиле и украинские дипломаты сдали кровь для бойцов ЦАХАЛа и раненых
          12.10.2023, Мир и Израиль
          Шестой день войны в Израиле
          12.10.2023, Израиль
          МИД Украины опубликовал данные о погибших и раненых гражданах в результате нападения террористов ХАМАСа в Израиле
          11.10.2023, Мир и Израиль
          Десятки иностранцев убиты или похищены боевиками ХАМАС
          09.10.2023, Израиль
          Все новости rss