Читальный зал
Вручение боевой награды лейтенанту Цви Грингольду
|
Израильский танкист, уничтоживший до 60 советских танков в одном бою
02.07.2018 6 октября 1973 года, в священный для евреев Судный День, Израиль был атакован на всех фронтах армиями Сирии, Египта, Ирака, Саудовской Аравии, Марокко, Иордании, Кубы, Сев. Кореи. Агрессию против Еврейского государства возглавлял СССР – арабские армии находились под управлением десятков тысяч русских офицеров и были вооружены русским оружием на десятки миллиардов долларов.
На просторах от Синая до Голан развернулось крупнейшее в мировой истории танковое сражение, в котором с обеих сторон воевало более 1 миллиона 500 тысяч военнослужащих и 6500 танков.
По количеству танков и по ожесточенности боев Война Судного Дня превосходит танковые сражения Второй Мировой войны, в т.ч. Курскую битву.
На стороне агрессора, казалось бы, было все: фактор внезапности, колоссальное превосходство в танках, самолетах и в живой силе.
Oжесточенные бои развернулись на Синае и Голанских высотах – на Голанах всего 170 израильских танков вступили в смертный бой против 1400 русcких танков T-62 и T-55. Израильские танкисты 7-й и 188 танковых бригад, принявшие на себя первый удар, стояли насмерть, защищая свою страну. Командир батальона подполковник Кахалани, командир роты Меир Замир по прозвищу «Тигр», лейтенант Грингольд и сотни их боевых товарищей до конца исполнили свой воинский долг,
...Этот бой вошел в историю Израиля – никогда еще танкисту не удавалось уничтожить до шестидесяти вражеских танков в ходе сражения, продолжавшегося 30 часов. Имя героя – Цви Грингольд, лейтенант израильских танковых войск.
Судный День(Иом Кипур) 6 октября 1973 лейтенант-танкист Цви Грингольд, которого родные и однополчане звали Цвикой, встречал дома, в кибуце «Лохамей Хагетаот»(«Бойцы гетто»). Киббуц был назван так в память бойцов восставшего Варшавского гетто.
Цвике было в ту пору двадцать один год, он уже отслужил срочную службу в танковых войсках и учился на курсах командиров танковых рот. Домой он приехал в краткосрочный отпуск. Так принято в Израиле – проводить самый главный день еврейского календаря среди близких. В Иом Кипур жизнь в Израиле замирает – не работает транспорт, выключены радио- и телевизионные каналы, синагоги переполнены молящимися, а на пустынных улицах царит раздолье для ребятишек, катающихся на велосипедах и роликовых коньках...
В два часа дня внезапно взвыли сирены и заработало радио. Дикторы сообщили, что Израиль атакован на всех фронтах объединенными арабскими армиями, объявлена тотальная мобилизация резервистов, военнослужащим предписывается немедленно прибыть в свои воинские части. Началась Война Судного Дня, самая тяжелая и кровопролитная война в истории еврейского государства.
Пространство от Суэцкого канала до Голанских высот превратилось в гигантское поле боя. В Синае и на Голанских высотах развернулись крупнейшие танковые сражения.
Прямо из синагог, не заходя домой, в праздничной одежде, сотни тысяч израильтян пошли на сборные пункты и воинские части.
Тысячи израильтян, оказавшиеся в это время заграницей, и тысячи еврейских добровольцев в разных странах мира в эти часы буквально осаждали израильские посольства, требуя немедленного призыва в армию – перегруженные самолеты Эл-Ал доставляли их на сражающуюся Родину.
Цвика Грингольд немедленно отправился в свою танковую бригаду. Путь его лежал на Голанские высоты, где развернулись самые жестокие и кровопролитные бои.
На Голанах решалась судьба Израиля. Сирийцы, а точнее – русские «военные советники», стоявшие во главе сирийской армии и воевавшие в рядах сирийских войск, бросили десятки тысяч солдат и 1400 танков на прорыв израильских позиций протяженностью в 40 километров. Им противостояло всего 170 израильских танков
Целью врага было воспользоваться внезапностью нападения и своим тотальным превосходством и прорвать израильскую оборону до подхода главных резервов израильтян. Если бы эти планы русско-арабских агрессоров удалось реализовать, то это означало бы конец Израиля. – В этом случае уже через несколько часов вражеские танки были бы на улицах Тель-Авива и Хайфы.
Русские командиры и их арабские подопечные воевали в рамках привычных русских правил ведения наступления – завалить противника трупами своих солдат, и потому непрерывно вводили в бой все новые и новые силы.
Среди тысяч арабов, уничтоженных в ходе Войны Судного дня, нередки русские фамилии. Вот только два старших офицера, нашедших свою смерть на Голанских высотах: Головкин Вячеслав Константинович, 1938 года рождения. Подполковник, советник командира механизированной бригады вооруженных сил САР. Погиб во время боевых действий 8 октября 1973 г. Сипаков Александр Петрович, 1932 года рождения, Подполковник, советник начальника штаба механизированной бригады вооруженных сил САР. Погиб во время боевых действий 6 октября 1973 г. Сколько их было среди тех, кто напал на Израиль...
А сил у сирийцев и русских было более чем достаточно - в дополнение к тысячам танкам, бывших у Сирии, на штурм израильских укреплений были брошены иракский танковый корпус, танковые бригады из Иордании и Саудовской Аравии. Русские на своих транспортных кораблях перебросили в Сирию марокканские войска. Даже из далекой Кубы Фидель Кастро прислал на помощь арабам танковую бригаду кубинских «добровольцев».
Им противостояло всего 170 израильских танков. Израильские танкисты хорошо понимали, что им нужно выстоять любой ценой в течении суток - именно такой срок был нужен для мобилизации и переброски резервных танковых дивизий, и потому они стояли насмерть и сражались до последней капли крови.
Голанские высоты были объяты огнем. Бой шел за каждый метр. Когда вечером 6 октября лейтенант Цвика Грингольд прибыл в в штаб 188-ой танковой бригады, ситуация была критической – хотя к тому времени бойцы бригады уничтожили сотни сирийских танков, противник продолжал вводить в бой свежие части, а у израильтян силы были уже на исходе. Замкомандира 188-й танковой бригады подполковник Давид Исраэли приказал Цвике собрать экипажи из уцелевших танкистов и на двух боевых машинах «Центурион» выйти навстречу прорвавшимся танкам противника.
Обычно для достижения слаженности экипажей танков требуются долгие часы совместных тренировок и учений. У Цвики Грингольда не было этого времени - он успел только узнать имена своих бойцов и в 21:00 повел в бой группу из двух танков. Эта группа вошла в историю Израиля под именем «отряд Цвики».
В 4 километрах от штаба бригады отряд напоролся на сирийские танки. Цвике удалось уничтожить сирийский танк, однако и его танк был поврежден. Цвика перебрался на уцелевший танк и продолжил бой. Оставшись один, он занял позицию на холме. Вскоре он обнаружил 3 сирийских танка и уничтожил их. Затем он отправился на охоту за танками врага.
Уже наступила ночь, но накал сражения не спадал. В ночное время добавилась еще одна проблема – у израильских танков «Центурион» не было в то время приборов ночного видения, а это значит, что для поражения противника необходимо было идти на максимальное сближение и вести огонь практически в упор. Бой приобретал характер дуэли, победу в которой могло гарантировать только хладнокровие командира и мастерство членов экипажа танка.
В 23:30 Цвика обнаружил колонну из примерно 30 сирийских танков. Он подпустил их поближе и открыл огонь с дистанции в двадцать метров После каждого выстрела он менял позицию, максимально используя складки местности и фактор внезапности. После того, как несколько сирийских танков были подбиты, сирийцы решили, что против них сражается неведомо откуда взявшаяся израильская танковая часть, и в панике отступили.
В час ночи 7 октября в 188-танковую бригаду стали прибывать танки из резервных частей. Цвика получил приказ примкнуть к группе из десяти танков под командованием подполковника Узи Мора. Тут удача оставила израильских танкистов – эти танки попали под огонь сирийцев и почти все были подбиты, в том числе и танк Цвики. Экипаж его танка погиб, а самому Цвике, объятому пламенем, удалось выбраться из горящего танка. Он получил ожоги лица и рук, однако не оставил поле боя. Он перешёл в другой танк и продолжил сражаться. От боли он терял сознание, но до утра он уничтожил еще несколько вражеских танков.
Утром 7-го октября к Цвике прорвался подполковник Давид Исраэли с шестнадцатью танками. В ходе боя с дистанций 1500–2000 метров они уничтожили большое количество сирийских танков, не потеряв ни одного своего. Экипаж танка Цвики уничтожил еще 12 вражеских танков. Примерно в 08:00 к ним присоединился командир 188-ой танковой бригады полковник Ицхак Бен-Шоhам. Танк Цвики получил разрешение отступить в тыл для пополнения боезапаса. Только тогда, когда он вышел из танка, экипаж увидел ожоги своего командира.
Вскоре пришло сообщение от комбрига, что сирийцы прорвались в расположение тыловых подразделений бригады. Сирийцам удалось захватить в плен несколько бойцов танко-ремонтного батальона. Ножами они буквально изрубили израильских военнопленных и надругались над их трупами.
Цвика присоединился к контратаке. В ходе боя он уничтожил 5 сирийских танков. В этом бою геройски сражались и погибли командир 188-й танковой бригады полковник Ицхак Бен-Шохам и его заместитель подполковник Давид Исраэли. От нечеловеческого напряжения в ходе боя получил психическую травму механик-водитель танка Цвики - девятнадцатилетний танкист перестал реагировать на приказы командира. Адъютант командира бригады капитан Шмуэль Бен-Моше, услышав по связи сообщение Цвики об этом, нашел нового механика-водителя и привез его к Цвике.
Командование бригадой принял на себя начальник разведки майор Моше Цурих. Он приказал Цвике отойти в тыл. Цвику, окончательно обессилевшего от ожогов и усталости, отправили в больницу в Цфат, а потом в санаторий в Ашкелон. Но через неделю Цвика бежал оттуда и вернулся на Голаны, в свою бригаду, но к тому времени активные бои там окончились. Израильские танкисты сражались до последней капли крови и выстояли в битве с многократно превосходящими силами врага.
Подоспевшие свежие израильские дивизии завершили тотальное уничтожение арабских агрессоров. Израильские танковые колонны вышли в предместья Дамаска. Враг уже был не способен защищаться - его танковые и пехотные соединения были перемолоты в ходе ожесточенного сражения предыдущих дней. Только совместное давление США и СССР на Израиль остановило окончательное уничтожение арабских агрессоров и их русских покровителей.
Итоги Войны Судного Дня за 18 дней боев (6.10 – 24.10.1973)
Потери русско-арабского блока:
20 000 убитых
35 000 раненых
8 811 пленных
555 самолетов сбито
2250 танков уничтожено
18 военных кораблей потоплено
Потери Израиля:
2 222 убитых
5 596 раненых
294 пленных
102 самолета сбито
1036 танков повреждено, из них 407 танков – безвозвратные потери.
Подвиг лейтенанта Цви Грингольда вошел в анналы военной истории. Никогда еще танкисту в ходе одного боя не удавалось уничтожить столько танков противника. Как считают военные историки, Цви Грингольд за сутки уничтожил до 60 вражеских танков Т-54, Т-55, Т-62. Сам Цвика вспоминает, что за ночь с 6-го по 7-е октября три танка, которыми он последовательно командовал, израсходовали в сумме три боекомплекта, а у танка «Центурион» боекомплект равен 72 снарядам. За свой подвиг Цви Грингольд был удостоен высшей израильской боевой награды – «Итур ха-гвура».
Цви Грингольд является, пожалуй, самым результативным танкистом в мире. Число уничтоженных им танков в ходе одного боя – до 60, значительно превосходит аналогичные результаты немецких и русских танкистов во время Второй мировой войны. Так, в вермахте известен случай, когда экипаж танка «Тигр», которым командовал унтер-офицер Мюллер, поразил в одном бою 25 машин противника, русский танкист Зиновий Колобанов уничтожил в ходе боя 22 танка, а на счету другого немецкого танкового аса Михаэля Витмана всего 10 танков, уничтоженных в одном бою.
Надо к тому же учесть, что танки, использовавшиеся противоборствующими сторонами во время Войны Йом Кипур, значительно превосходили по своим тактико-техническим характеристикам танки времен Второй Мировой войны.
Причина столь высокой результативности израильских танкистов лежит в их беспримерном мужестве и высочайшем профессиональном мастерстве. Известно, что в израильских танковых войсках уделяется большое внимание боевой подготовке танкистов ведению танкового боя как на дальних, так и ближних дистанциях.
Так, израильский рекорд дальности танкового огня в бою (не на учениях!) был достигнут лейтенантом Эрезом Газитом во время операции в Ливане. Тогда он поразил цель на расстоянии 5600 м выстрелом штатным снарядом из башенного орудия танка МАГАХ 6 бет (оригинальный М60А1).
В успехе Цви Грингольда сыграл и такой фактор, как умелое использование конструктивных особенностей танков.
Так, известно, что русские танки разрабатываются под Европейский Театр военных действий, где предполагается использовать крупные танковые соединения, действующие на равнинной местности. Русские конструкторы сократили угол склона орудия танка вдвое, по сравнению с западными. В результате, что бы выстрелить из-за холма русский танк должен выдвинуться целиком, тогда как танку Центурион или Меркава достаточно высунуть одну башню. Кроме того, и угол завышения в русских танках невысок и составляет всего +14 градусов по сравнению с +20 градусов в МАГАХах и Меркавах.
Эти недостатки русских танков эффективно использовались израильскими танкистами в ближнем и дальнем бою в условиях горной местности.
Цви Грингольд прослужил в танковых войсках еще много лет после Войны Йом Кипур, был командиром элитной 7-й бронетанковой бригады и вышел в отставку в чине полковника. Цви Грингольд был президентом нефтехимической корпорации в Хайфе, сегодня он работает мэром города Офаким в пустыне Негев.
Александр Шульман
grimnir74.livejournal.com
Наверх
|