11 октября 1821 года императорский Комитет по делам царства Польского адресовал всем входившим в него департаментам предписания о присвоении евреям наследственных фамилий. Этот процесс, начавшийся в России еще в 1804 году с императорского указа, обязавшего всех евреев принять наследственную фамилию, растянулся почти на пятьдесят лет.
Указ 1821 года был очередным витком эпопеи с еврейскими фамилиями, и содержал дополнения и уточнения к предыдущим указам: например, из-за чрезмерной распространенности не приветствовались фамилии, образованные от имени главы семьи, а фамилии, похожие на польские христианские, носить было запрещено.
С чего начиналось присвоение фамилий евреям Российской империи? До конца XVIII века еврейское население России практически отсутствовало; официальная политика императоров запрещала евреям проживать в России или даже посещать ее – исключением были только выкресты. Однако в конце XVIII века, после раздела Речи Посполитой, в состав России вошли новые земли, а с ними – новые подданные, более полумиллиона евреев.
Важно отметить, что польские, литовские, латвийские, украинские и белорусские евреи, ставшие российскими подданными, происходили из разных регионов, в том числе из Австрии и Германии, где массовое присвоение евреям фамилий практиковалось довольно давно. Однако евреи активно сопротивлялись этому процессу, а присвоенная и единожды записанная фамилия впоследствии могла нигде не упоминаться.
Полноценные наследственные фамилии сохраняли только потомки известных родов (например, Марголин или Гальперин) и потомки первосвященников (Коэн, Леви и все производные). Подавляющее большинство евреев добавляло к своему имени имя отца – например, Хаимке сын Арона или Рохл дочь Ицко. Кроме того, чтобы избежать путаницы в случае большого количества проживающих в одном городе или местечке носителей одного имени, человеку часто давали прозвище, связанное с его родом деятельности или местом происхождения (если он был неместный). Так мог появиться, к примеру, Мойше Ойстрах («австриец») сын Якова или Хацкель Гольцикер («лесоруб») сын Шмуэля.
Планировалось, что первый указ 1804 года будет исполнен в течение двух лет, и поможет грамотнее провести перепись еврейского населения для управления еврейскими общинами и налогообложения. Сопротивление евреев указу было связано как с консервативными взглядами еврейских общин, не желавших принимать что-либо извне, так и с опасениями, что после полноценной переписи еврейского населения власти смогут облагать общины непосильными налогами и рекрутировать мальчиков на военную службу. Кроме того, евреи, оказавшиеся в составе Российской империи из-за раздела Речи Посполитой, испытывали тяжелейший шок – внезапно они оказались под властью враждебно настроенного к ним государства, в то время как многие их родственники остались подданными иных государств, и семьи были разделены.
Еврейские фамилии, чаще всего, были патронимами (Тевелев, Айзиков, Абрамов, Хацкелев), матронимами (Миркин, Шейдин, Райцин, Брандин, Малкин), отражением рода деятельности (Резник, Столяр, Портной, Кантор) либо места исхода (Гельчинский, Бузов, Столов, Житомирский, Ильинский, Жаботинский). Потомки коэнов и левитов сохраняли эти фамилии в несколько видоизмененном для русского слуха виде – Каган, Каганович, Левин, Левиев.
Чаще всего написание фамилии зависело от места, где жили евреи: выходцы из Польши и Украины часто получали окончание «ич» (Рабинович, Абрамович), выходцы из Литвы и Латвии – окончание «ис» или «ес» (Райцис, Марголис, Урес). Когда евреям предоставлялось право самостоятельно выбрать фамилию, они выбирали ее в соответствие с грамматикой идиша и немецкого языка (Альтман – «старый человек», Зальцман – «торговец солью», Мюллер – «мельник), реже иврита (Цадик – «праведник»).
Существовала также небольшая группа фамилий-аббревиатур, как правило, потомков известных родов – например, Кац (Коэн цедек – праведный священник»), Сегаль (Сган Леви – человек из колена Леви), Маршак (Морейну а-рав раби Шмуэль Койдановер – наш учитель раввин Шмуэль Койдановер).
Евреи, чьи предки родом из Австрии и Германии купили себе фамилии, имеющие благозвучное значение на немецком языке, сохраняли их. К таким фамилиям относятся, например, Розенберг («гора роз»), Ройзенгафт («подобный цветку розы»), Эрлих («честный»). В Австрии получение благозвучной фамилии стоило недешево, позволить ее себе могли только состоятельные люди, и, получив такую фамилию, они хранили ее и передавали из поколения в поколение.
Однако многие евреи не использовали полученные фамилии, меняли их, не передавали по наследству. При императоре Николае I, разрешившем похищать малолетних еврейских детей и отдавать в кантонисты для пополнения российской армии, многие евреи начали давать сыновьям фамилии для создания впечатления, что в семье только один сын – единственных сыновей, как правило, не рекрутировали. В связи с этим новые указы о еврейских фамилиях появились в 1821 году (в царстве Польском) и в 1835 году (во всей Российской империи). Они требовали от евреев иметь фамилию, именоваться ею во всех ревизских сказках (переписи населения в Российской империи) и передавать эту фамилию по наследству.
Указ о еврейских фамилиях 1821 года отменил данное ранее разрешение выбирать фамилии-патронимы и фамилии, происходящие от названия местечка. Связано это было с путаницей из-за огромного количества идентичных фамилий; все жители местечка Ильино могли стать Ильинскими; все, чьих отцов звали Ицко – Ицковичами. Запрещено было употреблять фамилии, используемые поляками-христианами – при использовании фамилии, похожей на польскую, евреев обязывали добавлять к ней некое специфическое окончания для отличия. Разрешались фамилии, образованные от названий предметов, растений, мест, если это было не название нынешнего места проживания. Грамоту о присвоении фамилии получал только отец семейства, а его жене, детям и всем домочадцам также присваивалась его фамилия.
Последний закон о еврейских фамилиях, принятый в 1850 году, запретил евреям менять фамилию даже при смене вероисповедования. Выкресты получали христианское имя, как правило, созвучное с бывшим еврейским именем, или имя крестного родителя, но фамилия оставалась прежней. Единственной категорией, члены которой иногда меняли фамилии, были еврейские рекруты. Чаще это были кантонисты, которых забрали в армию детьми, и они не помнили своей настоящей фамилии.
Процесс присвоения фамилий евреям Российской империи, завершенный к середине XIX века, позволяет сегодня с достаточно высокой долей вероятности проследить историю своей еврейской фамилии до самого момента ее получения – по метрическим книгам синагог и ревизским сказкам. А еврейских фамилий, порой самых причудливых либо вообще не похожих на еврейские, огромное множество.
Как писал Чехов, нет такого предмета, который не подошел бы еврею для фамилии.