Читальный зал
Издевательства над евреями Салоники в дни немецкой оккупации, 1942. Фото Wikimedia commons, Bundesarchiv, Bild 101I-168-0895-07A / Dick / CC-BY-SA 3.0
|
Гетто, которое существовало всего полгода
26.02.2019 24 февраля 1943 года оккупационные власти нацистской Германии официально объявили о создании еврейского гетто в городе Салоники. Под гетто был отведен сравнительно небольшой жилой квартал, примыкающий к железнодорожному вокзалу. Туда в течение нескольких дней должны были переместиться около 50 000 человек.
Салоники были оккупированы немецкой армией почти за два года до этого – 9 апреля 1941 года. Гонения на евреев начались незамедлительно – новые власти закрыли газету «Мессанджеро», издававшуюся на ладино и конфисковали несколько принадлежащих общине зданий. В подконтрольной нацистам местной прессе развернулась оголтелая антисемитская кампания. Но, относительно других оккупированных нацистами территорий, поначалу положение евреев в Салониках было еще терпимым.
Практически сразу же с началом оккупации в Греции развернулось широкое повстанческое движение. В горах создавались партизанские отряды, насчитывавшие десятки тысяч бойцов. Среди них было немало евреев – бывших военнослужащих греческой армии и жителей крупных городов, бежавших к партизанам. Командиром одного из отрядов, сражавшихся в рядах Народно-освободительной армии Греции, был еврейский коммунист из Салоник Ицхак Моше. В командование этого партизанского движения входили также Луи Коэн и Идо Шимши, взявший себе псевдоним «капитан Маккабиос». Евреи сражались и в рядах Народной республиканской греческой лиги, стоявшей на антикоммунистических позициях, также оказывавшей сопротивление оккупантам, главным образом, на северо-западе Греции.
Но первый год, проведенный в условиях немецкой оккупации, дал евреям Салоник надежду на то, что как-то выжить можно будет и в новых условиях. Действительно, положение было тяжелым, достать еду в городе было трудно, но ведь это было военное время! Евреи надеялись на то, что по окончании войны ситуация, так или иначе, улучшится. О том, что происходит в оккупированных нацистами Польше и западных регионах Советского Союза, они ничего не знали. Еще весной 1941 года оккупационные власти изъяли у евреев все радиоприемники. А греческие соседи ничего им не рассказывали. Во-первых, они мало интересовались происходящим в Восточной Европе. А во-вторых, как показывают исторические исследования, даже в передачах Би-Би-Си на греческом языке, которые, теоретически, могли слушать жители Салоник, ничего не сообщалось об ужасах, творимых нацистами в Польше, Украине, Белоруссии, странах Балтии.
Ситуация начала меняться весной 1942 года, вскоре после того, как на Ванзейской конференции было принято решение об «окончательном решении еврейского вопроса». В апреле в Салоники прибыл один из верховных прокуроров нацистской Германии капитан Макс Мертен. Формально он возглавил административный отдел городской комендатуры. Но на деле он зачастую выполнял функции военного коменданта всей оккупированной нацистами северной Греции.
Спустя три месяца после прибытия в Салоники Мертен издал постановение о мобилизации 7 тысяч еврейских мужчин в возрасте от 18 до 45 лет на принудительные работы. В субботу, 11 июля 1942 года, им было приказано собраться на площади Свободы в центре города.
С раннего утра на оцепленную немецкими солдатами площадь начали прибывать еврейские мужчины. Вскоре она была до отказа заполнена людьми. Посмотреть на происходящее пришли и городские зеваки. Поднявшийся на сцену офицер СС сообщил собравшимся евреям, что им предстоит заняться созидательным трудом, подготовку к которому они начнут прямо сейчас. Выполняя команды, молодые парни и взрослые мужчины, вчерашние студенты и солидные банковские служащие, начали выполнять гимнастические упражнения, приседать и разводить руки в стороны – и так без отдыха, час за часом, под палящим июльским солнцем, под гогот немцев и местных жителей. Сбившихся с ритма избивали палками, на упавших солдаты спускали собак. Этот страшный день в истории греческого еврейства получил название «Черная суббота».
На следующий день мобилизованных отправили на принудительные работы — строить новое шоссе, связывающее Салоники с центром Греции. Однако участок дороги, на который направили евреев, проходил по зараженной малярией местности. В течение двух с половиной месяцев около 800 человек умерли от болезней и недоедания. Община Салоник обратилась к немецкому командованию с просьбой освободить мобилизованных. После долгих переговоров нацисты согласились отменить принудительные работы в обмен на колоссальный выкуп – 2,5 миллиона драхм (около 40 000 долларов США золотом). Эта сумма, якобы, была необходима для зарплат рабочим, которые сменят евреев.
Евреи Салоник вздохнули было с облегчением, но кровавый маховик уже был запущен. Во второй половине 1942 году оккупационные власти конфисковали множество принадлежавшего еврейской общине имущества. В декабре было снесено еврейское кладбище, существовавшее в Салониках с XV века. Сотни тысяч разрушенных надгробий пустили на строительство общественных зданий и мощения улиц.
6 февраля 1943 года в Салоники прибыли два сотрудника аппарата Адольфа Эйхмана, отвечавшего за «окончательное решение еврейского вопроса» – Алоиз Бруннер и Дитер Вислицени. Через два дня всем евреям города было приказано нашить на свою одежду желтую шестиконечную звезду. Этим же знаком следовало пометить принадлежавшие им дома и магазины. Евреям запрещалось выходить на улицы с наступлением темноты и пользоваться общественным транспортом.
По городу пронесся слух, что большие начальники из Германии прибыли для того, чтобы организовать в Салониках автономное еврейское поселение со своим мэром, полицией и торговой палатой. Поэтому изданный 24 февраля приказ о создании гетто поначалу не вызвал особой паники. Но когда евреи увидели, где и как им предстоит жить, робкая надежда сменилась отчаянием.
Условия в отведенном под гетто районе оказались ужасающими. Вода в дома подавалась от случая к случаю, в уличных колонках воды тоже, как правило, не было. Еды не хватало. Люди жили в жуткой скученности и тесноте. Многие были вынуждены спать на полу, положив под головы сумки. Из-за острого дефицита воды в гетто сложились антисанитарные условия. Вскоре евреям объявили, что создание автономного поселения отменяется, и в течение ближайших месяцев они будут отправлены на принудительные работы в Польшу.
Из показания Дитера Вислицени на Нюрнбергском процессе: «В Салониках жило около 50 тысяч евреев испанского происхождения. В начале марта, после того как всех евреев собрали вместе, пришла телеграмма от Эйхмана, адресованная Бруннеру, предписывавшая тотчас же отправить всех евреев, находившихся в Салониках и в Македонии, в Освенцим. С этим приказом я и Бруннер отправились в военную администрацию. Со стороны военной администрации никаких возражений не поступило. Эшелоны, необходимые для отправки евреев, были затребованы у начальника транспорта вооруженных сил. Бруннеру нужно было только указать, сколько вагонов ему понадобится, и к какому времени их надо представить».
Речь шла, разумеется, о товарных вагонах, предназначенных для перевозки скота. 15 марта 1943 года из Салоник отправился первый эшелон с евреями. В нем находились 2800 человек. Процесс депортации в лагеря смерти – Освенцим и Треблинку – продолжался четыре с половиной месяца. 1 августа в Освенцим отправился последний, девятнадцатый по счету, транспорт. После этого евреев в Салониках практически не осталось.
Последние евреи были депортированы из Салоник 7 августа. Их доставили в концлагерь Берген-Бельзен, где все же существовала возможность выжить. В этой партии депортированных находилось 367 евреев – обладателей испанского гражданства. Из Берген-Бельзена они были переправлены в Барселону, а затем в Марокко, откуда им была предоставлена возможность выехать в подмандатную Палестину.
Практически вся еврейская община Салоник – около 45 000 тысяч человек – погибла в нацистских лагерях смерти. Около трех тысяч евреев, бежавших из города, сумели избежать депортации. Они скрывались в сельской местности, зачастую благодаря помощи местных жителей. 347 граждан Греции признаны праведниками народов мира.
Дитер Вислицени, признанный виновным в совершении военных преступлений, был повешен по приговору суда в Братиславе. Алоиз Бруннер на протяжении долгих лет скрывался в Сирии, он умер в 2010 году. Макса Мертена судили и в Греции, и в Западной Германии, но в конце концов ему удалось избежать длительного заключения. Он умер в 1971 году в Западном Берлине.
Трагическая история еврейского гетто в Салониках насчитывает менее полугода. За это время практически все его обитатели были убиты в нацистских лагерях смерти.
Бывшая центральная площадь гетто называется сегодня Площадью еврейских мучеников. В Салониках сегодня живут около тысяч евреев.
Борис Ентин
detaly.co.il
Наверх
|
|