Читальный зал
Фото Pixabay
|
Все, что осталось в Европе от еврейской истории
05.03.2019 Для специалиста по генеалогии кладбище – не только последнее пристанище усопших. Ценная информация, выгравированная на надгробиях, нередко помогает разгадать семейные загадки и исторические тайны. И потому историки приветствовали новый проект, в котором для поиска и нанесения на карту старых еврейских кладбищ на территории Европы используются беспилотные летательные аппараты и другие технические средства.
В 50 странах европейского континента разбросаны около 10 тысяч еврейских захоронений. Многие не документированы, заброшены, остались без присмотра и после Второй мировой войны впали в запустение. Так пропадают обширные массивы информации, которую эти кладбища содержат – имена, даты рождения и смерти и тексты, выгравированные на надгробиях. Ни историки, ни родные усопших не имеют к ним доступа.
Созданная в 2015 году в Германии некоммерческая организация «Восстановление еврейских кладбищ в Европе» (ESJF) с недавнего времени с помощью беспилотников приступила к составлению карт мест захоронения в нескольких странах, чьи еврейские общины были уничтожены во время Катастрофы. В будущем году таким образом будут задокументированы около 1500 кладбищ в Словакии, Греции, Молдове, Литве и Украине.
Сейчас беспилотники опробуются в украинском городе Пирятине, где в 2017 году было обнаружено кладбище с 400 надгробиями и могилами XIX века.
Топографическая информация, которую собирают беспилотники, позволит определить границы кладбищ, чтобы впоследствии их огородить и восстановить. Эти ограды защитят кладбища от возможных актов вандализма, а сами кладбища получат статус объектов еврейского наследия. Субсидирует проект Евросоюз, выделивший на него 800 тысяч евро.
Время от времени случайно обнаруживаются новые, прежде неизвестные захоронения. Так, в феврале в Бресте (Белорусь), где во время Второй мировой войны располагалось еврейское гетто, была найдена братская могила с останками сотен расстрелянных.
«В наше время, когда антисемитизм на подъеме, очень важно, чтобы новое поколение европейцев знало о том, что евреи здесь жили, и боролось с ростом антисемитизма и отрицания Катастрофы, – говорит Филипп Кармель, генеральный директор ESJF. – Зачастую кладбища являются последним физическим свидетельством того, что на протяжении многих столетий евреи жили в городах и деревнях Европы. Лучшего инструмента борьбы с отрицанием Катастрофы не найдешь».
Для поиска забытых кладбищ исследователи используют не только беспилотники, но и старые карты (включая те, что созданы до Первой мировой войны), и аэрофотоснимки немецких ВВС нацистской эпохи.
Но основная работа ведется на земле, а не в воздухе. Многие кладбища, которые планируется нанести на карты, были найдены при содействии местных жителей, рассказавших об их существовании участникам проекта. К ним относятся и кладбища давно заброшенные и забытые.
Аналогичные проекты действуют также в Польше, которую часто называют самым большим еврейским кладбищем в Европе. В декабре прошлого года главный раввин Польши Михаил Шудрих и министр культуры Петр Глинский объявили о начале нового проекта, в рамках которого на карту будут нанесены около 1400 еврейских кладбищ, и вся информация о тех, кто там похоронен, будет внесена в центральную база данных. Подключиться к ней можно будет, считав мобильным телефоном штрих-код, расположенный у входа на каждое кладбище.
Одним из наиболее эффективных способов сделать доступной информацию, которую хранят кладбища, это сфотографировать тексты, выгравированные на надгробиях, и внести их в базу данных. Примером тому может служить проект, который возглавляет Илья Лурье, исследователь истории восточноевропейского еврейства и административный директор израильской организации «Галиция и Буковина». Лурье рассказал, что организация без малого десять лет спасает еврейские кладбища от забвения, «в том числе и те, что имеют культурную, художественную и историческую ценность».
В рамках проекта добровольцы обследуют кладбища, фотографируют надгробия и размещают снимки и другую информацию в базе данных организации в интернете. Прошлым летом они нашли могилу Эстер Чачкес, матери израильского писателя, нобелевского лауреата Шая Агнона, умершую в 1909 году в возрасте 43 лет и похороненную на еврейском кладбище в Бучаче, и его деда-раввина. На кладбище, непрерывно действовавшем на протяжении 400 лет, сохранилось более 2 тысяч надгробий. которые были внесены в базу данных. «Как это ни парадоксально, эти надгробия свидетельствуют о яркой и разнообразной жизни еврейской общины того периода», – отметил Лурье.
Кладбище в Бучаче занимает особое место в жизни и творчестве Агнона.
«Главные герои произведений Агнона – бакалейщики, акушерки, мудрецы, учителя, врачи и многие другие – обрели здесь свое последнее пристанище, память о них сохранена в надписях, выгравированных на надгробиях, и мы их переписали», – говорит Лурье.
По его словам, эпитафии свидетельствуют об уникальности кладбища в Бучаче: «Это литературный иврит высокого и необычного стиля, это прекрасная, захватывающая поэзия. Так становятся понятней истоки литературного дарования Агнона».
А как обстоят дела с документированием кладбищ в Израиле? Тут царит хаос.
Современной базы данных, охватывающей всю доступную информацию о кладбищах Израиля, нет. Существующие поисковые системы, относящиеся к ряду кладбищ, проблематичны. Ряд кладбищ не располагает ни картами, ни компьютеризированными базами данных.
Офер Адерет
detaly.co.il
Наверх
|