Раввины Украины: Борьба за влияние
рус   |   eng
Найти
Вход   Регистрация
Помощь |  RSS |  Подписка
Новости региона
Читальный зал
    Мировые новости Наша деятельность Комментарии и анализ
      Мониторинг ксенофобии Контакты
        Наиболее важные новости

          Читальный зал

          Раввины Украины: Борьба за влияние

          Раввин Каминецкий на инаугурации Зеленского. Фото с сайта moscow-jerusalem.ru

          Раввины Украины: Борьба за влияние

          05.08.2019

          Мне легче писать о еврействе Украины непредвзято: более двадцати лет я отслеживаю украинско-еврейскую ситуацию, живя в Израиле и посещая Украину в командировках. Но мне и труднее писать об этом – в силу личного знакомства со многими героями этой статьи.

          Когда в начале 1990-х я приезжал из Харькова в Киев, то приглашение в пятницу вечером за стол к раввину Якову Дову Блайху было для меня не только шаббатней трапезой, но и сытным ужином для безденежного студента. И я до сих пор благодарен за это раввину с киевского Подола. Точно так же я благодарен днепровскому раввину Шмуэлю Каминецкому, который личным примером в своем доме показал, как всеми силами выполнять заповедь гостеприимства. И я многим обязан раввину Моше

          Реувену Асману, который ставил мне хупу, специально прилетев для этого в Израиль.

          Признаюсь еще в одном. Написание этого текста было для меня не только очередным сюжетом журналистской аналитики, но и серьезным испытанием – как изложить факты и дать им оценку, не нарушив запрет на лашон ха-ра.

          Надеюсь, что в итоге я смог пройти по «минному полю» между правдивой информацией и многолетними добрыми отношениями. 

          Уже не «северный гость»
          За почти 28 лет украинской независимости сложилась уникальная ситуация на «еврейской улице» – практически полное доминирование хасидского движения Хабад в религиозной сфере. В историческом плане на территории современной Украины всегда была пестрота хасидских течений с весомой долей литовского иудаизма. Вся эта мозаичность почти ушла в прошлое. 

          Любавич прочно укоренился на украинских землях. Сегодня Хабад если не монополист, то уж точно ключевой игрок на еврейском религиозном поле. Синагоги, общинные центры и детские учреждения Хабада существуют в 23 из 24 областных центров Украины. Более того, хабадские раввины дошли до многих крупных райцентров и городов не областного уровня, куда кроме них не ступала нога никакого другого раввина за последние десятилетия.

          Причем в большинстве городов для местных евреев нет ничего другого, кроме хабадского дома молитвы или образовательного учреждения. Пойти в украинскую синагогу – это в 90 % случаев означает пойти в хабадскую синагогу. Поговорить в своем городе с раввином – это в 90 % случаев означает общение с равом-хабадником.
          «Хабадизация» иудаизма на Украине – результат огромных усилий, а часто и самоотверженности местных раввинов и посланников, которые избрали для жизни своей семьи далеко не самые комфортные и престижные точки на карте мира. Они пришли туда, куда другие побоялись пойти, и достигли успеха там, где другие сломались. Не будучи хабадником, автор этих строк вполне отдает себе отчет в том, что без хабадских «факелов» еврейская жизнь на Украине давно бы погасла.

          Раввины и посланники Хабада создали на Украине крепкую систему еврейских религиозных общин, благодаря чему любавический хасидизм превратился из далекого «северного гостя» в свой, родной, а для многих – и в единственно известный образ иудаизма. 

          Нехабадский иудаизм
          Несмотря на вышесказанное, он все-таки существует на Украине – иудаизм вне Хабада. 

          Хронологически одним из первых прибыл в Киев карлин-столинский хасид Яков Дов Блайх. В самом начале 1990-х годов его базой стала старинная синагога на улице Щекавицкой киевского района Подол. На тот момент это была единственная действующая синагога столицы Украины. Рав Блайх развил кипучую деятельность, и власти приняли его, американца, как главного раввина Украины. Впрочем, других серьезных раввинов на тот момент в Киеве и не было.

          Попутно расскажу историю тех лет. Когда первый президент Леонид Кравчук совершал первый официальный визит в США (1992 или 1993 годы), он поручил своим дипломатам устроить встречу с еврейской элитой Америки. Ну а где искать эту элиту? Дипломаты просто пошли в синагогу, ближайшую к посольству Украины, и позвали людей оттуда. Если это и полулегенда, то уж очень характерная для той юной эпохи украинской государственности.

          Кроме Киева карлин-столинский хасидизм прочно обустроился в цитадели украинского национального движения – во Львове. Американский раввин Мордехай Шломо Болд живет там с 1993 года, выучив украинский язык. В городе его ценят за мудрость, терпение и скромность. Тем не менее его красивая синагога возле вокзала не стала магнитом для местных евреев: даже по субботам миньян собирается с трудом и в основном за счет туристов. 

          Львов – туристическая жемчужина Украины, привлекает гостей со всего мира. Только на ежегодный джазовый фестиваль в конце июня, поддерживаемый Михаилом Фридманом, приезжают сотни или даже тысячи евреев разных стран. Но городу не хватает хабадской бойкости: никто не предлагает надеть тфилин и не зовет в миньян. Несмотря на поток туристов, в городе до сих пор нет кошерного кафе.

          Львов – единственный из крупных городов Украины и, наверное, единственный большой туристический центр Европы, в котором нет Бейт-Хабада. На мой вопрос – почему так – никто из украинских раввинов не дал вразумительного ответа. Я подозреваю самую простую разгадку: хабадники не создают свой центр из уважения к заслугам раввина Болда.

          Единственной сформировавшейся на Украине общиной литовского направления является «Тиква» в Одессе под руководством раввина Шломо Бакшта – уроженца Израиля. За более чем 20 лет он создал полную образовательную и религиозную инфраструктуру с налаженной финансовой поддержкой из Великобритании – причем в сборах пожертвований для нуждающихся еврейских детей Одессы принимал участие даже принц Чарльз.

          Говоря о «жемчужине у моря», надо сказать, что хабадской общине рава Аврома Вольфа и литовской общине рава Шломо Бакшта удалось наладить отношения мирного сосуществования – в Одессе хватает места и евреев для всех.

          Умань стоит особняком на иудейской карте Украины. Столица бреславского хасидизма и центр массового паломничества «арсов» Нетании и Хадеры, Умань стала государством в государстве, не подчиняясь никому – ни Киеву, ни Иерусалиму. 

          Один из ивритоязычных раввинов рассказал мне такой анекдот: «Хазан начинает молитву в Йом-Кипур, прося разрешения молиться вместе с «аварьяним» («нарушителями»). Но почему он не начинает с этой же просьбы молитву в Рош ха-Шана? Да потому, что в Рош ха-Шана все «аварьяним» в Умани».

          Недаром в третьем сезоне сериала «Слуга народа», который транслировался по ТВ за пару дней до первого тура выборов-2019 президента Украины, президенту Голобородько (тогда еще артисту Зеленскому) показывают карту Украины, которая распалась на части; а в ее центре сверкает магендавидом «Уманьская Автономная Еврейская Республика» во главе с хасидами.

          Даже суровые хабадники Киева и Днепра предпочитают не переходить дорогу «уманским» праведникам, контролирующим золотые жилы паломничества на могилу рабби Нахмана. Транспорт от аэропортов до Умани, размещение в квартирах и отелях, вся недвижимость, розничная торговля и организация кошерного питания в еврейском квартале вдоль улицы Пушкина, ведущей к знаменитой могиле, давно уже находятся в крепких руках без страха и упрека, а во многом и без налогов.

          Единственная община религиозных сионистов на территории Украины существовала в 1993–2009 годах в Харькове при поддержке американцев из Orthodox Union. Община и ее лицей воспитали сотни молодых парней и девушек с четкой сионистской мотивацией. Результатом стал самый высокий в бывшем Союзе процент алии среди воспитанников общины. К сожалению, история харьковского OU закончилась плачевно: волна финансового кризиса 2009 года ударила по американским спонсорам, а председатель самой общины пустился во все тяжкие – заложил недвижимость общины банкам, присвоил почти миллион долларов и, по его словам, проиграл все деньги на бирже. 

          Еще одна организация религиозно-сионистской направленности существовала в 2003–2014 годах в Киеве – в Галицкой синагоге. Но действовавший там образовательный центр «Мидраша Ционит» скорее можно назвать подразделением израильского Сохнута, чем местной религиозной общиной. Постоянного раввина в данный момент там нет.

          В Киеве, Черновцах, Бердичеве и в ряде других городов существуют общины консервативного движения. Есть и несколько организаций реформистов. Но все они даже вместе взятые не могут сравниться с «мэйнстримными» общинами ортодоксального иудаизма, за которыми массовость, крепкие спонсоры и легитимность с точки зрения властей.

          Особенности политической системы Украины проявляются и в системе раввината этой страны. Вернее, в отсутствии какой-то единой системы.

          Если вся традиция государственной жизни России строится на единоначалии и строгой имперской иерархичности, то Украина как была в XVII веке склонной менять гетманов, так и остается таковой сегодня. Вольная Запорожская Сечь и выборность атаманов наложили огромный отпечаток на ментальные коды украинцев, сформировав их дух неподчинения любой крепкой власти. 

          С одной стороны, эти традиции не дают сформироваться диктатуре – и Янукович, попробовавший это сделать, был вышвырнут из страны народным восстанием. С другой стороны, многогранность политических игроков и интересантов создает ситуацию, в которой всем хватает воздуха и ресурсов. Но ни у кого не сохраняется монополия на власть.

          По этой же схеме устроен и украинский раввинат – он одновременно и есть, и его нет. Это даже не один, а несколько «котов Шредингера».

          Раввин Яков Дов Блайх, по версии Объединения иудейских религиозных организаций Украины,  является главным раввином Украины. Кому от этого плохо? Никому. Всем хорошо. А кто подчиняется этому главному раввину? Ой, не задавайте глупых вопросов. 

          А правда, что у рава Блайха яростный конфликт с его собственным карлин-столинским двором, и что оттуда даже прозвучало слово «херем»? Правда. Ну и что с того? Украина уважает плюрализм мнений. А любим и ценим мы уважаемого раввина за многие его добрые дела. 

          А то, что в итоге этого конфликта рав сумел снова овладеть зданием синагоги на Подоле после двухлетнего «изгнания» оттуда, так это вы не прочитаете ни в одной киевской газете. Как и хронику продолжающейся иудейской войны, в ходе которой на одной улице Щекавицкой засели две враждующие общины – карлин-столинская и общины которую возглавляет карлин-столинский хасид рав Блайх.

          В истории украинского раввината есть период с 2003 по 2008 годы, когда по общему согласию хабадских раввинов главным был избран бельгийский хабадник Азриэль Хайкин. В силу пожилого возраста он ушел в отставку, и снова воцарилось многообразие.

          Так, например, духовный лидер Центральной синагоги Бродского Моше Реувен Асман имеет статус главного раввина Киева и Украины – по решению съезда Всеукраинского Еврейского Конгресса. И я вас уверяю – когда рав Блайх и рав Асман встречаются, они прекрасно друг с другом ладят и дружат. Видел это своими глазами – прямо в зале Верховной Рады Украины во время выступления там президента Израиля Реувена Ривлина на 75-летии трагедии Бабьего Яра в сентябре 2016 года.

          Многообразие и отсутствие строгой иерархии проявляются и в системе украинского кашрута. Единого и признанного всеми центра, который был бы уполномочен давать свидетельства о кошерности в масштабах всей Украины, не существует. Вместо этого есть локальные кашруты под контролем местных раввинов различных регионов.

          Раввин Асман дает кашрут «меадрин» в Киеве. Отдельная империя кошерной продукции создана в Днепре под контролем раввина Каминецкого. Когда друзья летят из Днепра, я обязательно прошу их привезти пару упаковок вкуснейших «охотничьих» сосисок из местного магазина-фабрики.

          Экс-донецкий раввин Пинхас Вышецкий, переехавший от войны в Киев, возобновил свою систему «Укркошер» в Центральной Украине – с широким ассортиментом мясной, молочной и рыбной продукции. Оба раввина Одессы также имеют свои отдельные кашруты, как и продукты в Житомире и Умани.

          Все это происходит благодаря особой атмосфере украинской полифонии. «Пусть цветут все сто цветов», – как говорил рэб Мао Цзэдун.

          Война и вэйзмир
          С 2014 года Украина живет в условиях военной напряженности – со всеми вытекающими последствиями в виде полутора миллионов внутренних беженцев и обнищания населения.

          Майдан, потеря Крыма и боевые действия в Донбассе изменили украинское общество – и евреев в том числе. За пять прошедших лет евреи от Харькова до Одессы и от Днепра до Львова прошли процесс «украинизации». Нет, они не стали говорить исключительно на украинском. Но многие из них почувствовали себя частью украинской политической нации, сопереживая проблемам своей страны.

          Конфликт из-за Крыма, а затем и война в Донбассе пробили тектонический разлом между многими вчерашними друзьями-евреями из Киева и Москвы. Глядя на это со стороны – из Израиля, и общаясь с украинскими евреями, я могу сказать, что пролетевшие пять лет сломали представления о «едином русскоязычном постсоветском еврействе». Да, они могут молиться вместе, но есть большая вероятность, что киевские и днепровские евреи будут смотреть на московских и питерских евреев как на представителей страны-агрессора. 

          Эта внутриеврейская трещина – одно из самых печальных последствий конфликта между двумя странами. Наверное, только Иерусалим и Израиль могут стать общим знаменателем для евреев Украины и России в условиях такого разлада.

          Раввины на местах чутко реагировали на настроения людей и на изменения в окружающем обществе. Раввины Моше Асман и Шмуэль Каминецкий благословляли своих прихожан в Киеве и Днепре, когда те хотели помочь в обороне своей страны. 

          Натан Хазин, регулярно молящийся в киевской синагоге Бродского, не только руководил сотней на Майдане в январе-феврале 2014 года, но и стал затем создателем отряда беспилотников – офицером аэроразведки украинской армии. И совсем не случайно в ядро защитников Днепропетровской области от сепаратистов в 2014-2015 годах входили доноры и активисты местной синагоги «Золотая роза» – Игорь Коломойский, Геннадий Корбан, Павел Хазан и другие.

          Впервые после Второй мировой войны в Европе появились еврейские беженцы – это были вчерашние евреи Донецкой и Луганской областей, хлынувшие от войны в центральные регионы Украины. Решая, как помочь им, раввин Асман предложил фантастическую идею – создать городок для еврейских беженцев. 

          Так в 2015 году в чистом поле возле Киева, рядом с могилой Чернобыльского ребе, начала строиться Анатевка – еврейское местечко XXI века, ставшее историей огромного успеха и осуществления невыполнимого с помощью чудес и человеческого упорства. Интересно, что Анатевка привлекла спонсоров как из Украины, так и из России, США, Израиля и Великобритании. Только на днях в этом городке для беженцев при поддержке фонда СТМЭГИ была открыта площадь 26-го ияра – в честь Дня Спасения и Освобождения.

          Но не только имя шолом-алейхемовской Анатевки появилось на карте. Декоммунизация 2015–2016 годов стерла с улиц городов Украины имена евреев-революционеров, но зато прибавила ранее невиданные имена – например, проспект Льва Ландау в Харькове.

          Хабад Украины тоже может похвастаться своими успехами в переименованиях. Улицы Любавического Ребе появились в Николаеве и в Днепре – городах, где будущий Ребе родился и вырос, а также в городе Каменском, бывшем Днепродзержинске. А в Гадяче участок улицы возле захоронения основателя хасидизма Хабад хотят назвать улицей Альтер Ребе.

          В день второго тура выборов президента Украины я праздновал Песах в Закарпатье вместе с почти сотней евреев из днепровской общины. Опрашивая людей, я слышал только один вариант ответа о голосовании – за Зеленского. Не было ни одного за Порошенко. Даже расписание пасхальных занятий в кошерном санатории было украшено наклейкой Зе-команды.

          Вскоре после победы на выборах, 6 мая, избранный президент Владимир Зеленский встретился с шестью раввинами – правда, после общения с православными иерархами и с мусульманскими муфтиями. Группу раввинов возглавлял Шмуэль Каминецкий – председатель Совета раввинов Украины, признанный авторитет в хабадском мире. 

          Один из участников этой группы раввинов – остроумный человек и ценитель хорошей еврейской шутки, рассказал Зеленскому старый анекдот. В ответ на фразу Генри Киссинджера «Я в первую очередь американец, и только во вторую – еврей» Голда Меир сказала: «Ничего, у нас в Израиле читают справа налево». И раввин добавил от себя: «Имейте в виду, что евреи Украины тоже читают справа налево». Зеленский принял анекдот на ура и даже записал его себе в блокнот.

          На мой вопрос «ну как вам Зеленский?» этот же раввин ответил со своим неподражаемым акцентом: «Хаоший евъейский малчик из маленького местечка!» Короче говоря, раввины вынесли с той встречи самые лучшие впечатления.

          Сегодня раввины Украины могут добиться многого – и для своей общины, и для страны в целом. 

          Раввин Яков Дов Блайх хорошо известен по линии Всемирного еврейского конгресса и в рамках Еврейской конфедерации Украины, возглавляемой Борисом Ложкиным. 

          Раввин Моше Реувен Асман имеет прочные связи с ближайшим окружением президента США Дональда Трампа, с влиятельными сенаторами и конгрессменами обеих партий. Недавние два с половиной часа живого общения с личным адвокатом Трампа Рудольфом Джулиани показали, что американцы видят в раввине Асмане независимого эксперта по многим вопросам современной Украины.

          Раввин Шмуэль Каминецкий ближе других к новому президенту Зеленскому – как его «земляк» по Днепровской области. Еще в апреле 2010 года рав Каминецкий впервые принимал артиста Зеленского и его команду в синагоге «Золотая роза».

          Владимир Зеленский олицетворяет запрос на установление мира – именно этого ждет от него украинское общество и его избиратели. 

          Шанс на урегулирование конфликта России и Украины существует – и именно в реализации этого шанса могут сыграть свою историческую роль главные раввины двух стран. Приближаясь к той прекрасной эпохе, когда мы будем светочем для народов и царством священников.

          Шимон Бриман

          moscow-jerusalem.ru

          Наверх

           
          ЕК: Всплеск антисемитизма напоминает самые мрачные времена
          05.11.2023, Антисемитизм
          Президент Герцог призвал людей всего мира зажечь свечу в память об убитых и павших
          05.11.2023, Израиль
          Израиль объявил Северный Кавказ зоной максимальной угрозы и призвал граждан немедленно покинуть регион.
          01.11.2023, Мир и Израиль
          Генассамблея ООН призвала Израиль к прекращению огня в Газе - результаты голосования
          29.10.2023, Международные организации
          Опубликованы уточненные данные по иностранным гражданам, убитым или пропавшим без вести в результате атаки ХАМАСа
          18.10.2023, Израиль
          Исторический визит Байдена в Израиль
          18.10.2023, Мир и Израиль
          Посол Украины в Израиле и украинские дипломаты сдали кровь для бойцов ЦАХАЛа и раненых
          12.10.2023, Мир и Израиль
          Шестой день войны в Израиле
          12.10.2023, Израиль
          МИД Украины опубликовал данные о погибших и раненых гражданах в результате нападения террористов ХАМАСа в Израиле
          11.10.2023, Мир и Израиль
          Десятки иностранцев убиты или похищены боевиками ХАМАС
          09.10.2023, Израиль
          Все новости rss