Читальный зал
Саша Блондер. Вид на Казимеж
|
Казимеж-Дольны на картинах довоенных еврейских художников
31.10.2019 До войны Казимеж-Дольны считался меккой еврейских художников и настоящим «штетлом», которым они вдохновлялись.
Интервью с Лукашем Рейовским – научным сотрудником Надвислянского музея в Казимеже-Дольном
Братья Менаше и Эфраим Зейденбейтель, Саша Блондер, Хенрик Левенштадт – это лишь некоторые из множества художников еврейского происхождения, до войны населявших Казимеж-Дольны или, как еще называют этот маленький живописный городок, расположенный в Люблинском воеводстве, Казимеж над Вислой. Еврейских художников в Казимеже было так много, и их творчество было так тесно связано с самим городком, что этот факт вылился в отдельную тему недавно состоявшегося в Казимеже-Дольном 7-го Pardes Festival – Встреч с еврейской культурой.«Прогулка по городку. Картины из прошлого: архитектура Казимежа над Вислой на картинах еврейских художников» – так называлась экскурсия, которую вел научный сотрудник Надвислянского музея Лукаш Рейовский. После этой прогулки я пригласила Лукаша Рейовского к микрофону.
Чем же Казимеж–Дольны так очаровал еврейских художников?
Лукаш Рейовский: На самом деле, чтобы задуматься над Казимежем как над феноменом и магнитом, притягивающим, надо сослаться на литературу на идише, особенно Шалома Аша или Исаака Зингера. Потому что именно благодаря им Казимеж над Вислой начал рассматриваться как идеал еврейского города, «штетла», в котором жизнь вращается вокруг традиций, передаваемых из поколения на поколение. Традиций как религиозных, так и связанных с обыденной жизнью. И именно это начало притягивать еврейских художников. Они могли обрести здесь близкую им, можно сказать, свойскую атмосферу, которую в другом окружении им было трудно.
Что сформировало самих художников, рисовавших не только пейзажи, но и жителей Казимежа–Дольного? Ведь в иудаизме не поощряется изображение людей...
Лукаш Рейовский: То, что художники открылись на такую широкую тематическую гамму стало возможным, благодаря движению XVIII века, который называется хаскала. Хаскала стремилась показать специфику культуры евреев, но одновременно позволяла на их врастание в местную общественность. Таким образом, это движение сочетало ассимиляцию с сохранением религиозных и культурных особенностей. Одновременно хаскала позволяла художникам открыться навстречу своим соседям, а при этом не утратить то, что им передавалось в семьях от дедов и прадедов.
В этих работах виден стиль разных европейских школ изобразительного искусства. Некоторые картины можно назвать авангардными. Это свидетельствует о том, что еврейские художники стремились получить образование в Европе и добивались этого?
Лукаш Рейовский: Да. Художники, открываясь на светское искусство, отправлялись в многочисленные творческие поездки, во время которых усваивали различные манеры живописи. Это также связано с École de Paris (Парижской школой), с колоризмом, кубизмом, но и натурализмом, импрессионизмом, неопримитивизмом, ар деко, абстракционизмом. На самом деле еврейские художники в своем творчестве сформировались, благодаря тяге к знакомству с направлениями и течений мирового искусства, много ездили, видели различные школы, игравшие в то время в Европе ведующую роль, и которые они могли признать как собственную манеру живописи.
Какие достопримечательности и места Казимежа-Дольного особенно привлекали внимание еврейских художников? Что они запечатлевали на своих картинах чаще всего?
Лукаш Рейовский: На самом деле трудно выделить такие места, потому что Казимеж был наполнен художниками, а художники были наполнены Казимежем. Они рисовали каждый уголок этого города: так называемую «фару», то есть, старинный кафедральный собор Святого Иоанна Крестителя и святого Варфоломея Апостола, Малый рынок, «пшибыловские» каменные дома, принадлежавшие богатым купцам – братьям Миколаю и Кшиштофу Пшибыл, Большой рынок с разных сторон, синагогу снаружи и изнутри, кошерные мясные лавки на Малом рынке, улицы – Люблинскую и Болотную. Казимеж был настолько пропитан художниками, что очень нелегко найти места, которые не нашли изображения в их картинах.
Мы совершили тематическую экскурсию и смогли увидеть цветные распечатки фотографий картин еврейских художников, живших и творивших в Казимеже-Дольном. А где туристы в обычные дни могут увидеть эти картины?
Лукаш Рейовский: Сегодняшние туристы, которые приезжают в Казимеж, эти картины, связанные с творчеством еврейских художников, могут увидеть в «Целеёвской каменице». Это исключительное место, поскольку его традиции выставок и музейного дела уходят корнями в 1932–33 год. Само здание было построено в XVI веке для знатного торговца Целея. В этом здании находится Надвислянский музей, содержащий большую коллекцию живописи, также связанной с Казимежем. Первая выставка, в которой участвовали четверо еврейских художников – Хенрик Рабинович, Симхе Трахтер, Натан Кожень и Самуэль Циглер, была организована в 1932 году в «Целеёвской каменице» Художественной секцией Общества друзей Казимежа-Дольного. А в 1933 году там состоялась выставка, которая показывала иконографию городка, начиная с XVIII века – эпохи художника Зыгмунта Вогеля до современности. Так, в довоенное время и родилась традиция «Целеёвской каменицы» как музейного объекта. Сейчас это здание находится в ремонте, тем не менее, через несколько недель снова можно будет увидеть экспозицию, которая многое расскажет о колонии художников, в том числе еврейских, в Казимеже, не только проживавших в этом городе, но и приезжавших в него из других мест. Вскоре их картины можно будет увидеть.
Не могу не задать этот вопрос, хотя, предполагаю, что ответ на него будет печальным... Что известно о дальнейшей судьбе еврейских художников, живших до войны в Казимеже?
Лукаш Рейовский: Судьбы еврейских художников складывались по-разному. Часть из них не пережила Вторую мировую войну, погибла в гетто, в концлагерях, в ловушках гестапо. Те, кому посчастливилось больше, успели эмигрировать еще до того, как военный кошмар разыгрался в полную силу. Среди таких, можно сказать, счастливцев, оказался Элиаш Канарек, которому удалось уехать в США и взять с собой картины, созданные в Казимеже, и представить их на выставке в Нью-Йорке. При этом судьба большинства этих художников была трагической, судьба их картин тоже. Потому что из наследия еврейских художников осталось очень немного. То, что представлено в «Целеёвской каменице» – это лишь небольшая частичка того, что было создано еврейскими художниками до войны. Всего, а может быть, и целых 30 процентов...».
Ирина Завиша
Наверх
|
|